Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2798

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Андреева Г.М. Социальная психология

Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с самооценкой: люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям, и наоборот. Конформизм связан также с размером группы: вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении численности группы. Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и вероятность нонконформизма. Еще было обнаружено, что в ситуации, когда люди обязаны публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма возрастает. Если же есть возможность отвечать письменно, человек освобождается от той неловкости, которую он испытывает, боясь показаться странным или смешным перед всей группой.

Уровень конформизма зависит также от пола и возраста. Женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые. Подростки склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм в общении со взрослыми. Выраженность конформизма зависит также от того, насколько значимы для человека то или иное мнение и тот, кто его высказывает.

Процесс развития группы. Любая группа в своем развитии проходит несколько стадий. В средних учебных заведениях процесс группообразования можно представить в виде следующих стадий:

• Первая стадия - процесс знакомства. Формируются представления студентов друг о друге. Общение протекает в основном в диадах. Основной авторитет - преподаватель.

• Вторая стадия - период формирования групповых норм. В процессе общения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение эмоциональных проблем.

• Третья стадия - стадия конфликта. Возникают столкновения между людьми в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями.

• Четвертая стадия завершает переход от конфликтности к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут проявляться первые признаки групповой солидарности и сплоченности.

• На пятой стадии группа полностью сложилась, появилось ярко выраженное чувство «мы»; появляются общегрупповые цели, причем они ориентированы на учебу.

• На шестой стадии доминирующую роль играет эмоциональная сфера; большую ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения
, происходит переоценка групповых норм; можно считать, что на этой стадии группа напоминает счастливую семью.

• Седьмая стадия - высшая стадия групповой зрелости: группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере. Группа открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения во мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.

Заметим, что не каждая группа проходит все стадии и достигает такого уровня развития. На процесс сплочения группы оказывают влияние следующие факторы:

• эмоциональная привлекательность членов группы;

• возрастное, социальное, этническое, ценностное и т.д. сходство членов группы между собой;

• предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;

• особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком оттянуты по времени;

• удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе;

• стиль руководства.

Выводы

• Группа - это определенная система деятельности, заданная местом в системе общественного разделения труда. Группа

выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена в систему общественных отношений.

• Основные характеристики группы - состав, структура, групповые процессы, статусы и роли членов, система групповых ожиданий, групповые нормы, система санкций.

• Выделяют условные и реальные группы, лабораторные и естественные, большие и малые, большие стихийные и большие устойчивые, малые развитые и малые становящиеся.

• Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. В малой группе можно выделить следующие социометрические статусы: «звезды», высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные члены, изолированные, пренебрегаемые, отверженные.

• Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус.

• Власть в группе реализуется через руководство и лидерство. Выделяют авторитарный, демократический и попустительский стили руководства.

• Существуют следующие групповые процессы: процесс группового давления, процесс развития группы, процесс сплочения группы, процесс принятия группового решения.


• Перед каждым человеком хотя бы раз в жизни встает проблема принятия или неприятия групповых норм. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения называется конформизм. Он бывает внешний и внутренний. Конформизм зависит от пола, возраста, самооценки, от размера группы, необходимости публично заявлять свое мнение, от наличия хотя бы еще одного несогласного, от значимости для человека высказываемого мнения и людей, его высказывающих.

• Процесс развития группы включает стадии знакомства, формирования групповых норм, конфликта, сбалансированности, сложившейся группы, эмоциональных отношений, групповой зрелости.

• Сплоченность группы зависит от эмоциональной привлекательности членов группы, их сходства; мотивов взаимодействия, групповых целей, удовлетворенности членов группы своей деятельностью и статусом в группе, стиля руководства.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Назовите основные характеристики группы.

• Почему с точки зрения развития личности человеку бывает полезно менять свой статус?

• Дайте характеристику фазам принятия группового решения.

• Пользуясь рисунком 14-1, дайте полное название групп, которые привлекают наибольшее внимание социальных психологов.

• Можно ли класс из 30 человек рассматривать как малую группу?

• Дайте характеристику социометрическим статусам в группе.

• В чем проявляются различия в восприятии, оценке и отношении людей к своему статусу?

• Чем отличается руководство от лидерства?

• От чего зависит авторитет руководителя?

• Проанализируйте различные стили руководства.

• Приведите примеры групповых норм.

• Какое поведение может выбрать новый член группы, столкнувшись с групповыми нормами?

• Проанализируйте положительные и отрицательные стороны процесса группового давления.

• От каких факторов зависит уровень конформизма?

• Дайте характеристику стадиям развития группы.

• Какие факторы влияют на процесс сплочения группы?

• Кто такой «наивный испытуемый»?

Заполнить пробелы

1. «Звезды», изолированные и отвергнутые,_адекватно воспринимают и оценивают свой статус, чем другие члены группы.

2. Стиль руководства бывает демократический, попустительский и_.

3. Вероятность конформизма_в ситуации, когда люди обязаны публично заявить о своем мнении.


4. Структура группы - это_, выполняемые членами группы.

5. Одна из основных проблем социальной психологии - это проблема_группы.

6. На последней стадии развития группа сплочена и одинаково активна и в_деятельности, и в_сфере.

7. Люди с низкой самооценкой_склонны уступать групповым требованиям.

8. Руководство - это управление группой через зафиксированное_влияние.

9. Роль - это_аспект статуса.

10. Групповое решение можно искать с помощью_или мозгового штурма.

Верно или неверно

1. Характеристика группы есть сумма характеристик ее членов.

2. Все члены малой группы должны лично знать друг друга.

3. В группе может быть только один лидер.

4. Отверженные - это члены группы, у которых отсутствуют и положительные, и отрицательные выборы.

5. Понятие «мать» может быть и статусом, и ролью.

6. Санкции бывают только запретительные.

7. Женщины в целом менее конформны, чем мужчины.

8. Бывают ситуации, в которых авторитарный стиль управления более эффективен, чем демократический.

9. Верхняя граница численности малой группы - 30 человек.

10. Публика на концерте - это большая устойчивая группа.

11. Система санкций помогает сплочению группы.

Выбрать правильный ответ

1. Состав группы:

а) статус членов;

б) численность группы;

в) система санкций;

г) стили руководства.

2. Студенты медицинского училища:

а) малая становящаяся группа;

б) большая условная группа;

в) большая устойчивая группа;

г) большая стихийная группа.

3. Члены группы, которыми пренебрегают...

а) имеют только положительные выборы;

б) имеют только отрицательные выборы;

в) имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений;

г) не имеют никаких выборов.

4. Конформизм:

а) предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении;

б) внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию;

в) способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем;

г) вынужденное принятие человеком норм группы и соответствующего поведения.

5. Уровень конформизма повышается:

а) с повышением самооценки;

б) при большой значимости сообщения;

в) при уменьшении численности группы;

г) с возрастом;

д) при наличии еще одного несогласного.


6. Для чего применяется мозговой штурм:

а) чтобы предотвратить панику;

б) чтобы поддержать авторитет руководителя;

в) чтобы помочь группе достичь согласия по принимаемому решению;

г) чтобы выработать новые творческие подходы к решению проблемы;

д) для снижения уровня конформизма.

7. Что продемонстрировал эксперимент С. Аша:

а) групповое восприятие является суммой восприятия ее членов;

б) человек всегда соглашается с мнением большинства;

в) человек соглашается с группой, даже когда он уверен в том, что группа ошибается;

г) мнение группы влияет на восприятие человека;

д) человек соглашается с группой в надежде на вознаграждение.

Найти соответствие



Учебные задания

Используя характеристики группы, проведите социально-психологический анализ своей учебной группы, семьи и т.д.

Проанализируйте на эффективность систему санкций, направленную против нерадивых студентов вашего учебного заведения со стороны разных социальных групп.

Как вы полагаете, много ли в вашей группе «звезд», изолированных или отверженных? Как вы думаете, есть ли группы, в которых нет изолированных и/или отверженных? Какими способами можно повысить статус изолированного или отверженного члена группы?

Можно встретить «звезд», неудовлетворительно оценивающих свое положение в группе, и изгоев, вполне удовлетворенных им. С чем вы это связываете?

Подумайте над положительными и отрицательными сторонами совмещения лидера и руководителя в одном лице.

Как вы понимаете выражение: «Чем выше статус, тем более доброжелательный характер придается передаваемой информации». С чем вы связываете подобное поведение? Приведите конкретные примеры для иллюстрации.

На какой стадии процесса развития находится ваша группа? Удовлетворяет ли вас состояние дел? Что бы вы предложили для развития группы?

Подумайте над ситуациями, в которых могли быть эффективны авторитарный и попустительский стили руководства.

В социальной психологии обсуждается вопрос о нижней границе размера малой группы: два или три человека. Подумайте, в чем заключается основная проблема?

Ответы

Заполнить пробелы

1. менее; 2. авторитарный; 3. возрастает; 4. функции (роли); 5. малой; 6. учебной, эмоциональной; 7. более; 8. формальное; 9. динамический; 10 брейнсторминга.