Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2601

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Верно или неверно

1-Н. 2-В. 3-Н. 4-Н. 5-В. 6-Н. 7-Н. 8-В. 9-Н. 10-Н. 11-В.

Выбрать правильный ответ

1. б; 2. в; 3. в; 4. г; 5. б; 6. г; 7. в.

Найти соответствие

1. 1-в; 2-а; 3-б.

2. 1-б; 2-а; 3-в; 4-г.

Определить последовательность

в-ж-б-е-а-г-д.

Глава 15. ОБЩЕНИЕ

Основные понятия: общение, виды общения, функции общения, стороны общения, уровни общения, конвенция.

15.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

В психологической науке не существует единого общепринятого определения для общения. Толкование этого сложного и неоднородного понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований исследователей. В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Люди не просто общаются, они всегда общаются по поводу определенной деятельности.

Г.М. Андреева считает, что между деятельностью и общением существует тесная взаимосвязь, общение рассматривается как сторона совместной деятельности и как ее своеобразный дериват. Некоторые психологи анализируют общение в сопряжении с общественными отношениями. С их точки зрения, общение представляет собой речевое и неречевое взаимодействие с целью достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой деятельности людей, которые в нем участвуют.

Они выделяют следующие виды общения:

• межличностное, групповое и межгрупповое;

• доверительное и конфликтное;

• интимное и криминогенное;

• деловое и личное;

• прямое и опосредованное;

• терапевтическое и ненасильственное.

Р.С. Немов рассматривает общение как тип внутривидовых и межвидовых контактов и выделяет в нем содержание, определяемое передаваемой информацией; цель, ради которой у человека возникает данный вид активности; средства, с помощью которых передается информация.

Д.А. Белухин понимает под общением прежде всего общение с самим собой, т.к. от уровня его развития, содержания и форм зависит и общение с другими людьми. Исследователь обращает внимание на то, что общение присуще всем людям, независимо от специализаций и профессий, однако в нашем обществе оно еще недостаточно развито и, следовательно, недостаточно ценится.

Медик А.Б. Добрович указывает на то, что внутривидовое общение - решающее условие выживания любого вида, в том числе и homo sapiens (см. Приложение 15.1). Первейшей функцией общения он называет регуляцию совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. Другой, не менее значимой, он считает функцию формирования сознания человека. К третьей относит самоопределение личности в ее мыслях и поступках.


Приложение 15.1

Если кошку не гладить...

Детский врач Р. Спитц, наблюдая за выздоровлением маленьких пациентов, обнаружил, что некоторые из них задерживаются в стационаре на недопустимые сроки. Выяснилось, что эта тенденция к длительному упадку физического и душевного здоровья (Спитц назвал ее госпитализмом) проявляется у детей, которые длительное время были лишены ласки.

Позже внимание специалистов привлек эксперимент с крысятами. Две группы крысят были помещены в одинаковые условия, единственное различие заключалось в том, что одних ежедневно поглаживали, других - нет. Оказалось, обласканные вырастают крепче, смышленее необласканных и даже устойчивее к заболеваниям крови.

Вывод напрашивался сам собой. Однако в опыте участвовала еще одна - контрольная группа крысят: этих ежедневно подвергали болезненному удару током. Любопытно, что показатели контрольной группы оказались ближе к группе обласканных крысят. С чем это связано?

Известно, что животные испытывают так называемый сенсорный голод - потребность во внешних раздражителях. Если раздражителей

мало, мозг начинает работать хуже, а отдельные его участки даже могут атрофироваться. Полагают, что частным случаем является голод по положительным раздражителям.

Крысята обласканной группы имели возможность утолять этот голод в контактах с персоналом. Что касается крысят контрольной группы, то можно думать о вызывании у них положительных эмоций парадоксальным образом: за счет страдания и затем облегчения.

Идея о том, что животное находится в постоянном поиске положительных эмоций, стала более приемлемой. По-новому был осмыслен факт ласки. Если раньше казалось, что ласка (взаимное облизывание, поиск насекомых в шерсти друг друга и т.д.) преследует в основном гигиенические цели, то теперь появились основания думать о ласке как таковой. Неожиданным образом подтвердилась пословица: «Если кошку не гладить, у нее высыхает спинной мозг».

Вероятно, физическая ласка наряду с другими знаками примирительного и успокаивающего характера играет сплачивающую роль в жизни животных.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство

Известный польский психолог Ежи Мелибруда предлагает дать homo sapiens определение homo communicans, т.к. общение является непременным условием любых форм социальной и индивидуальной жизни.

Процесс общения, с его точки зрения, можно оценить с помощью двух критериев:



1. эффективность общения, т.е. степень совпадения того, что один из партнеров хотел передать другому, с тем, что понял этот другой;

2. степень удовлетворения потребности в выражении своих чувств.

Мы будем придерживаться точки зрения, согласно которой общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, восприятие и понимание другим человеком, выработку единой стратегии взаимодействия.

15.2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕНИЯ

Приведенное определение позволяет представить структуру общения как взаимосвязь трех составляющих: коммуникативной, перцептивной и интерактивной (см. рис. 15-1).

Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами,




Рис. 15-1. Общение как совокупность трех составляющих

т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона (перцепция) общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В действительности каждая из перечисленных сторон не существует изолированно друг от друга. Выделение их условно и необходимо для анализа.

15.3. УРОВНИ ОБЩЕНИЯ

Каждый из партнеров занимает в контакте одну из четырех ролевых позиций: позицию неучастия, позиции «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом»1.

1. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения. Конвенциальный уровень общения можно считать оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах. Общение проходит на равных, в позиции «пристройка рядом». Правда, в реальном общении обнаруживаются уровни, которые находятся выше или ниже конвенциального.

2. ПРИМИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Это самый низкий уровень общения. Общая характеристика того, кто опускается до этого уровня, такова: для него собеседник

1 Подробнее см. главу 18 «Интерактивная сторона общения».

не партнер, а предмет либо нужный, либо мешающий. Если нужный, то требуется им овладеть, если мешающий, надо его оттолкнуть.

3. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Этот уровень общения занимает промежуточное место между двумя предыдущими. Позиция субъекта общения в данном случае такова: партнер для него соперник в игре, которую непременно надо выиграть.

4. СТАНДАРТИЗОВАННЫЙ УРОВЕНЬ

Занимает промежуточное положение между первым и вторым уровнями. В данном случае общение основывается на неких стандартах и может быть названо контактом масок (маска любезности, маска безучастности, маска агрессивности, маска неприступности и т.д.).

5. ИГРОВОЙ УРОВЕНЬ

Располагается над конвенциальным, т.е., обладая полнотой и человечностью последнего, превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. На игровой уровень (как и на другие, более высокие) мы выходим, хотя бы немного зная собеседника, с которым нас связывает определенное чувство - еще не омраченное обидами и разочарованиями. Нам интересен партнер, и предстоящее общение привносит дух праздничной приподнятости.


6. ДЕЛОВОЙ УРОВЕНЬ

Также располагается выше первого. В данном случае имеются не просто деловые контакты как род человеческой деятельности. Это уровень, на котором «Я» человека отодвинуто назад, а на первом месте - дело. Заниматься своей личностью или личностью партнера в этой надличной ситуации нет необходимости и возможности. Этот уровень общения идеально подходит для коллективов.

7. ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ

Это высший уровень человеческого общения: «...партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению».

Выводы

• В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности.

• Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, восприятие и понимание другим человеком, выработку единой стратегии взаимодействия.

• В общении выделяют содержание, цель и средства.

• К основным функциям общения относят регуляцию совместной деятельности, формирование сознания, самоопределение личности.

• Выделяют три составляющих общения: коммуникативную, перцептивную и интерактивную.

• Люди общаются друг с другом на примитивном, манипуля-тивном, стандартизованном, конвенциональном, игровом, деловом и духовном уровнях.

 Процесс общения можно оценить с помощью двух критериев: эффективность общения и степень удовлетворения потребности в выражении чувств.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Почему существует такое многообразие взглядов на феномен общения?

• Какие виды общения вы знаете?

• Дайте характеристику уровней общения.

• Каким образом внутриличностное общение влияет на общение с другими людьми?

• Охарактеризуйте стороны общения.

• Каким способом можно оценить процесс общения?

Заполнить пробелы

1. Процесс восприятия лежит в основе_стороны общения.

2. Тенденция к длительному упадку физического и душевного здоровья называется_.

3. Общаясь на стандартизованном уровне, мы обычно надеваем__.

4. Общение с самим собой - это_общение.

5. Высший уровень человеческого общения -_.

6. Общение с незнакомым человеком на _уровне наиболее