Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2793
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приемлемо для людей и для общества в целом.
Верно или неверно
1. Коммуникативная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами.
2. Стандартизованный уровень общения можно считать оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах.
3. Общение - это и биологическая потребность, и социальная необходимость.
4. Процесс общения может быть оценен.
Выполнить задания
1. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий...
а) б) в)
2. Восприятие - это отражение отдельных свойств предметов и явлений.
а) верно;
б) неверно.
3. Расположить в иерархическом порядке уровни общения:
а) манипулятивный;
б) игровой;
в) примитивный;
г) духовный;
е) стандартизованный;
ж) конвенциональный;
з) деловой.
Найти соответствие
Учебные задания Продолжить предложения
Мне легко общаться... Мне тяжело общаться... Мне помогает общаться... Мне мешает общаться... Я никогда не общаюсь... Общению научиться... С лицами своего пола... Я люблю общаться... С преподавателем общаться... С пациентом общаться...
Как вы считаете, общение - это наука или искусство? Это биологическая потребность или социальная необходимость?
Какое из приведенных выше определений общения вам наиболее близко? Попробуйте дать свое определение.
Каково значение общения в жизни общества и отдельного человека?
Всегда ли мы общаемся, находясь рядом с другим человеком? А если мы одни?
Вспомните критерии оценки процесса общения. Какой из них наболее важен, с вашей точки зрения? От чего это зависит? Побеседуйте с пятью разными людьми (например, студентом, знакомым, пациентом, продавцом, медицинской сестрой и т.д.). Оцените по 10-балльной шкале уровни критериев. Сравните результаты.
На скамейке, развернув газету, сидит человек. К нему подсаживается другой. Представьте, как будет развиваться общение на разных уровнях.
Прокомментируйте выражение: «Внутривидовое общение - решающее условие выживания любого вида».
Проанализируйте, какие уровни вы чаще используете при общении со студентами своей группы и других групп, преподавателями вашего учебного заведения, родственниками, знакомыми, работниками сферы обслуживания, пациентами и т.д.
Какое умение, с вашей точки зрения, для сестринского персонала более важно: умение общаться или умение выполнять манипуляции?
Существует гипотеза, в соответствии с которой человек обладает врожденной, инстинктивной склонностью к доброжелательному общению. Разные ученые называют это явление по-разному: инстинкт симпатии, чувство общности, стадное стремление, потребность в человеческих связях или поглаживаниях и т.д. Опишите внешние и внутренние факторы, которые способствуют недоброжелательному, агрессивному общению.
Ответы
Заполнить пробелы
1. перцептивной; 2. госпитализм; 3. маску; 4. внутриличностное; 5. духовный; 6. конвенциональном.
Верно или неверно
1-Н. 2-Н. 3-В. 4-В. Выполнить задания
1. а) передачу информации; б) восприятие и познание партнеров по общению; в) организацию взаимодействия.
2. б;
3. в-а-е-ж-б-з-г.
Найти соответствие
1. 1-б, е; 2-в, г, ж; 3-а.
Глава 16. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Основные понятия: коммуникатор, реципиент, обратная связь, виды обратной связи, коммуникативный барьер, виды коммуникативных барьеров, сленг, коммуникативное воздействие, кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика.
В процессе общения люди обмениваются идеями, интересами, настроением, чувствами и т.д. Все это может быть рассмотрено как разнообразная информация, и в этом случае общение представляется как коммуникативный процесс, состоящий из следующих компонентов:
• обратная связь;
• коммуникативный барьер;
• коммуникативное влияние;
• различные уровни передачи информации (вербальный и невербальный).
Необходимо подчеркнуть, что в процессе общения происходит обмен информацией. Того, кто передает информацию, называют коммуникатором (отправителем), а того, кто ее получает, - реципиентом (получателем).
16.1. МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Основной задачей информационного обмена является не простой перевод информации в прямом или обратном направлении, а выработка общей точки зрения по поводу какой-либо ситуации. Решение этой задачи осуществляется с помощью механизма обратной связи: информация, поступающая от реципиента, несет в себе информацию как таковую, а также сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Таким образом, обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной связи - помочь партнеру по общению в понимании того, как воспринимают его поступки другие люди.
Обратная связь осуществляется прямым или косвенным путем. В первом случае информация, поступающая от реципиента в открытой форме, содержит реакцию на поведение коммуникатора. Это выражения типа: «Я не смогу ответить на ваш вопрос», «Я не приветствую ваш поступок», «Я с трудом понимаю, о чем идет речь» и т.д., а также жесты и другие способы невербальной коммуникации. Обратная связь помогает адекватному взаимопониманию коммуникаторов, создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи информации. Для этого используются риторические вопросы типа: «Вы действительно так считаете?», «И это поможет?», а также насмешки, иронические замечания типа: «Да. У нас теперь все знают, как надо лечить»; в ответ на просьбу пациента посоветовать, какой препарат употреблять, следуют неожиданные вербальные и невербальные реакции и т.д. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать его партнер по общению и каковы на самом деле его реакция и отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что затрудняет процесс общения.
16.2. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА
Адекватность восприятия информации зависит от присутствия в общении коммуникативных барьеров.
Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Различают фонетический, семантический, стилистический, логический барьеры, барьеры социокультурного различия и барьеры отношений.
Фонетический барьер возникает, когда участники говорят на разных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, изъясняются быстро и невыразительно либо с большим количеством звуков-паразитов.
Семантический (смысловой) барьер связан с употреблением диалектных слов, арго, жаргона или сленга. Для медицинских
работников умение разрушать такой барьер является актуальной задачей, т.к. от ее решения зависит контакт с пациентами.
Стилистический барьер возникает при несоответствии речи ситуации общения, например, при фамильярном обращении: «бабуля» и «дедуля»; когда не учитываются психологические особенности людей и т.д.
Барьер логического непонимания возникает в тех случаях, когда ход рассуждений коммуникатора непонятен для реципиента либо кажется ему неверным.
Причиной социокультурных барьеров становятся социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Например, причиной возникновения барьера авторитетов может стать авторитет коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения информации. Нежелание прислушиваться к словам говорящего часто объясняется его низким авторитетом в глазах слушателя.
В процессе общения возникают так называемые барьеры отношений. Речь идет о чувстве неприязни или недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию: «Что вы слушаете эту Мариванну? Вы забыли, где она работает?»
Подводя итог сказанному о коммуникативных барьерах, заметим, что любой психологический барьер - это прежде всего защита, которую выстраивает реципиент на пути предлагаемой ему информации, т.е. в этом случае срабатывают защитные механизмы для снижения негативного воздействия информации, которую не хочется принимать.
16.3. ФЕНОМЕН КОММУНИКАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ
Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия - авторитарный и диалогический. Эти типы коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту. Такая установка в большинстве случаев не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия.
В случае авторитарного воздействия - это установка «сверху вниз» (пристройка «сверху»), в случае диалогического - пристройка «рядом». Установка «сверху» предполагает не только подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором
как пассивного объекта воздействия, без учета его особенностей, т.е. коммуникатор говорит, реципиент внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении.
В случае равноправной установки слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.
16.4. УРОВНИ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
Передача информации осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств. Вербально мы передаем информацию с помощью речи. А. Меграбиан (A. Mehrabian) считает, что только 7 % информации передается с помощью слов, все остальное - невербально.
Невербальная информация передается с помощью визуального контакта, жестов, мимики, позы, походки, расстояния, взаимного положения, времени и места общения, физических контактов, паралингвистических компонентов речи, запахов, вкусовых ощущений, а воспринимается через визуальный, аудиальный, тактильный, ольфакторный1 и вкусовой каналы.
Передачу информации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы изучает раздел психологии невербального общения, который называется кинесика. Проксемика - раздел науки, который изучает передачу информации с помощью расстояния, взаимного положения, времени и места общения. Такесика изучает передачу информации с помощью физических контактов. Паралингвистика изучает паралингвистические компоненты речи - тональность, тембр голоса, громкость и быстроту речи, паузы, покашливание, смех и т.д.
16.5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
1. УПРАЖНЕНИЕ НА ПЕРЕДАЧУ ИНФОРМАЦИИ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ СИГНАЛАМИ
Каждому участнику ведущий задает определенное слово, которое тот должен передать окружающим с помощью различных невербальных сигналов. Окружающие должны «прочитать» послание. Например: котлета, муравей, понедельник, Пушкин, Китай, стена,
1 От лат. olfactus - обоняние.
поезд, корабль, море, песок, друг, любовь, истина, красота, добро, скука, измена, автоклав, листопад, кактус, экзамен, диплом, психология и т.д.
2. УПРАЖНЕНИЕ «ШЕРИФ И УБИЙЦА»
Для игры подготавливаются билеты соответственно числу участников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Другие билеты пустые. Каждый выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам.
«Убийца» должен взглядом «убивать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу». Во-первых, он определяет «убийцу» по глазам. Во-вторых, другие игроки, почувствовав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показывая «шерифу», кто в группе играет роль «убийцы».
Следует учитывать, что «убийца» может быть найден сразу, но также может оставаться необнаруженным до конца игры. Значение имеет не результат, а процесс игры.
Опыт показывает, что оптимальным является повторение игры 4-5 раз со сменой игроков, исполняющих роли «шерифа» и «убийцы». После каждой игры организуется общее обсуждение: по каким признакам «шериф» определил «убийцу», а если он не сумел этого сделать, то почему. Игроки обмениваются впечатлениями об ощущениях, которые у них появились под взглядом «убийцы». Кто-то из них смог выставить психологическую защиту против «убийственного взгляда» и остался внутренне спокойным. Другие испытали неприятные эмоции, несмотря на то, что это была игра.