Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2629
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. УПРАЖНЕНИЕ «ТАМОЖНЯ»
Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». «Таможенники» остаются в комнате, а «иностранцы» выходят. Задача первых - так организовать беседу с «иностранцами», чтобы выяснить, кто провозит «запрещенный товар» (пусть это будет книга с вложенным в нее листком - «наркотики»). «Таможенники» не имеют права брать эти книги в руки и листать. Они должны решать свои задачи только при помощи собственной наблюдательности и интуиции.
«Иностранцы» придумывают себе легенду: из какой страны они приехали, на сколько дней, с какой целью. Их задача - отвлечь внимание «таможенников» и помешать принятию ими правиль-
ного решения. Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого спрятан «запрещенный товар». После того как ответ высказан, другие участники (зрители) также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.
В заключение игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «работники таможни» и зрители определили, у кого из «иностранцев» был спрятан запрещенный товар.
4. УПРАЖНЕНИЕ НА ИНТОНАЦИЮ
Произнесите слово «да» боязливо; злобно; растянуто; заикаясь; нежно; скорбно; задумчиво; утвердительно; как «нет»; ни да ни нет; удивительно; вызывающе; разочарованно; радостно; с угрозой; оскорбительно и т.д.
5. УПРАЖНЕНИЕ НА ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ
Произнесите: «Однажды в студеную зимнюю пору... » как президент обращается к народу, как робот, со скоростью улитки, с пулеметной скоростью, как пятилетняя девочка, как объяснение в любви, волнообразно, как будто вы сильно замерзли, как бы его прочел марсианин, как лошадь, только научившаяся говорить, как будто у вас во рту горячая картошка, словно вас сейчас расстреляют, как будто вы - фотомодель и т.д.
Выводы
• Специфика межличностной коммуникации состоит в наличии процесса обратной связи, коммуникативных барьеров, различных уровней передачи информации (вербального и невербального).
• Обратная связь - это информация, отражающая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Передача обратной связи может осуществляться прямым и косвенным путями.
• Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Различают фонетический, семантический, стилистический, логический барьеры, барьеры социокультурного различия и барьеры отношений.
• Принято выделять два типа коммуникативного воздействия - авторитарный и диалогический.
• Вербальная информация передается с помощью слов, невербальная - с помощью визуального контакта, жестов, мимики, позы, походки, расстояния, взаимного положения, времени и места общения, физических контактов, паралингвистических компонентов речи, запаха, вкусовых ощущений.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопросы для самопроверки
• В чем специфика межличностной коммуникации?
• Как принято называют людей, участвующих в обмене информацией?
• Охарактеризуйте способы обратной связи.
• Почему косвенная обратная связь может мешать эффективному общению?
• Какие существуют виды коммуникативных барьеров? Дайте им краткую характеристику.
• Перечислите средства невербальной коммуникации. В какие группы они объединены?
Заполнить пробелы
1. Любой коммуникативный барьер - это_на пути передачи
информации.
2.__- это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.
3. Некоторые авторы полагают, что только _ информации
передается с помощью слов, все остальное - с помощью невербального языка.
4. Обратная связь может передаваться прямо и_.
5. Чувство неприязни к коммуникатору может приводить к возникновению барьера_.
Верно или неверно
1. Смысловой барьер возникает, когда участники говорят на разных языках и диалектах.
2. Фонетический барьер может возникать, когда логика рассуждения коммуникатора кажется реципиенту неверной.
3. Чем выше авторитет коммуникатора, тем меньше преград на пути усвоения информации реципиентом.
4. К невербальным средствам информации можно отнести слова и паузы между ними.
5. Такесика изучает передачу информации с помощью физических контактов.
Выбрать правильный ответ
1. Передача информации может осуществляться с помощью
а) запаха;
б) паузы;
в) позы;
г) прикосновения;
д) все ответы верны.
2. Обратная связь - это:
а) психологическая защита;
б) помощь в понимании того, как человека воспринимают другие;
в) реакция реципиента;
г) информация для размышления;
д) все ответы верны.
3. Барьеры социокультурного различия возникают по причине:
а) логического непонимания;
б) религиозных предпочтений;
в) наличия в речи звуков-паразитов;
г) быстрой невыразительной речи;
д) нарушений дикции.
Найти соответствие
Один - лишний
Обратная связь - вербальный и невербальный уровни передачи информации - дистанция между коммуникаторами - коммуникативный барьер.
«Я с трудом понимаю, что ты говоришь...» - «Я не хочу об этом слышать...» - «Вы действительно так считаете?» - «В таком случае я отказываюсь участвовать».
Дефект речи - использование специфических терминов - звуки-паразиты - быстрая невыразительная речь.
Кинесика - пантомимика - проксемика - такесика.
Жесты - мимика - пауза - походка - поза.
Мышление - восприятие - память - чувства - ощущение.
Иллюзии - анестезия - галлюцинации.
Коммуникативная - интравертивная - перцептивная - интерактивная.
Сленг - жаргон - аргон - арго.
Восприятие - ощущение - память - общение.
Учебные задания
Форма и содержание сообщения существенно зависят от личных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему и к ситуации, в которой происходит общение. Попробуйте, например, объяснить пятилетнему ребенку, что изучает психология.
Посланное коммуникатором сообщение изменяется под влиянием особенностей личности реципиента, отношения последнего к автору, тексту, ситуации. Одни и те же слова, услышанные студентом из уст преподавателя и соседа по парте, могут побудить его к различным реакциям. Одну и ту же реплику преподавателя один студент примет как справедливое замечание, а другой - как придирку. Какие барьеры здесь присутствуют?
Какие барьеры могут помешать коммуникаторам понять друг друга в следующих ситуациях.
• Сын: «Зачем вчера при Тане ты начала говорить, что я - глупенький, да еще и размазня?» Мать: «Яйца курицу не учат!» Какой барьер помешал матери прислушаться к словам сына?
• Молодой человек - фельдшеру скорой помощи: «Док, не врубаешься, что ли?.. Да я давно соскочил. Мы тут, короче, сидели, базарили, и Винт с Кетамишей решили прикольнуться и сдать меня красным. А попали в скорую.»
Подумайте над положительными и отрицательными свойствами прямой и косвенной обратной связи.
Проанализируйте, какие виды коммуникативных барьеров вы используете наиболее часто? С какой целью вы это делаете? Можно ли достичь той же цели другим путем?
Согласны ли вы с мнением А. Меграбиан (A. Mehrabian) о соотношении вербальных и невербальных средств в передаваемом сообщении?
Ответы
Заполнить пробелы
1. защита; 2. обратная связь; 3. 7 %; 4. косвенно; 5. отношений.
Верно или неверно
1-Н. 2-Н. 3-В. 4-Н. 5-В. Выбрать правильный ответ
1. д; 2. д; 3. б.
Найти соответствие
1-г; 2-а; 3-б; 4-в. Один - лишний
• дистанция между коммуникаторами;
• «Вы действительно так считаете?»;
• использование специфических терминов;
• пантомимика;
• пауза;
• чувства;
• анестезия;
• интравертивная;
• аргон;
• общение.
Глава 17. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Основные понятия: социальная перцепция, функции социальной перцепции, механизмы социальной перцепции, имплицитная структура личности, схемы формирования первого впечатления, каузальная атрибуция, саморефлексия, социальная рефлексия
17.1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
То, как люди в процессе общения воспринимают и понимают себя и других, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между коммуникаторами, и способы, с помощью которых люди осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Рассмотрим на примере, как в общем виде происходит процесс восприятия одним человеком (назовем его наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом доступны для восприятия лишь внешние физические признаки, среди которых наиболее информативными являются собственно внешний облик и поведение. Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о психологических свойствах партнера по общению. Сумма
свойств, приписанных наблюдаемому, позволяет сформировать определенное отношение к нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный характер, на уровне «нравится-не нравится»). На основании предполагаемых у наблюдаемого психологических свойств наблюдатель делает выводы о том, какого поведения по отношению к себе можно ожидать от наблюдаемого, и строит собственную стратегию поведения.
Таким образом, социальная перцепция - это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Поясним сказанное на примере. Представьте, что вы стоите поздним вечером на автобусной остановке и замечаете приближающегося пешехода. От чего будет зависеть ваше дальнейшее поведение? Вам доступны для наблюдения внешние данные и поведение наблюдаемого, интерпретируемые через вашу шкалу оценок. Допустим, к остановке приближаются: