Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2789

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• подросток с бутылкой пива;

• мужчина с цветами;

• женщина с огромными сумками.

Каковы ваши дальнейшие действия? Почему вы поступите тем или иным образом?

Предложим следующие варианты решения проблемы. Допустим, к вам приближается:

а) подросток с бутылкой пива-странное что-то у него на голове-куда смотрят родители, так поздно, а ребенок не дома-наверное, хулиган и разгильдяй-на всякий случай возьму сумку покрепче-давно стою, голос осип, небось громко не закричишь-да это же Вадик из соседнего подъезда, и на голове у него повязка после аварии-«Вадим, я уже давно стою, пошли пешком? Только сумку мне поможешь донести?»...

б) мужчина с цветами-интересно, из гостей или в гости-да это и не цветы вовсе-что-то завернутое в газету-одет как-то странно-не нравится мне все это-вчера опять про какого-то маньяка в автобусе рассказывали-бежать?-но как-то теперь это будет нелогично-так мне и надо, предлагали же проводить-посмотрю на часы, сделаю вид, что опаздываю, и тогда быстро пойду.

в) женщина с огромными сумками-бедная тетка-что за страна-да это же Марья Семеновна с пятого этажа-опять детям полные сумки тащит-надо быстро уходить, иначе заставит помо-гать-с другой стороны, надо людям помогать, я же человек помогающей профессии-что же делать?-вот мама в таких случаях не

задумывалась-но я же не мама, у меня своя жизнь - «Здравствуйте, Марья Семеновна. Разве можно так над собой издеваться? Ой, извините, я, кажется, ошиблась. Вы так похожи на одну мою знакомую.»

Можно выделить четыре основных функции социальной перцепции:

• познание себя;

• познание партнера по общению;

• организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

• установление эмоциональных отношений.

В процессе социальной перцепции есть так называемые слабые места, в которых с наибольшей вероятностью будут происходить искажения в объективном восприятии другого человека. Это прежде всего:

• психологические особенности и установки самого наблюдателя;

• характеристики наблюдаемого, доступные восприятию (в той мере, в какой они адекватно отражают объективные психологические его свойства);

• адекватность (правомерность) оценок, на которых строится отношение наблюдателя к объекту наблюдения.

17.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ

Особенности наблюдателя зависят от его объективных и субъективных свойств. Исследования характеристик показали, что на процесс восприятия и оценки влияют индивидуальные, половые, возрастные, национальные, профессиональные, полоролевые различия, состояние здоровья и опыт общения.


Например, в комнату, полную гостей, входит девушка 20-25 лет. Женщина лет сорока отметит: «Какой замечательный фасончик юбочки. Надо взять на заметку». Другая хмыкнет: «Ну, надо же так вырядиться». Третья подумает: «Вот бы познакомить с моим Пашей». Сорокапятилетний мужчина: «Какая милая девушка... Где мои семнадцать лет». Семидесятилетний мужчина: «Уж не внучка ли Иван Сергеича? Во всем везет старому хрычу». Медицинский работник обратит внимание на цвет кожи, состояние волос, вес и т.д. Педагог будет ориентироваться на речь, парикмахер - на прическу, пианист - на руки и длину ногтей и т.д. Женщина кивнет в ответ на приветствие входящей, а мужчина встанет и предложит место.

Хотя названные характеристики, безусловно, играют определенную роль в формировании оценки партнера по общению, однако

наибольшее значение имеют психологические качества человека и его система установок. Психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции. При этом иногда результат восприятия другого человека достаточно жестко запрограммирован этой схемой. Эти установки и перцептивные схемы чаще всего срабатывают при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

Результаты исследований показывают, что установка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах от негативно жесткой до мягкой и доброжелательной. В силу этого в описание воспринимаемого привносятся эмоционально положительные или эмоционально отрицательные характеристики».

17.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА ВОСПРИЯТИЯ

Среди характеристик наблюдаемой личности главная - ее облик, который рассматривается в физическом и социальном аспектах.

Физический облик составляют анатомические особенности, физиологические, функциональные (осанка, поза, походка), особенности мимики, жестов и телодвижения. Под социальным обликом понимают внешний облик, проксемические особенности общения, речевые и неречевые характеристики, образ деятельности.

17.4. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

Можно говорить о существовании механизмов, влияющих на адекватность представления о воспринимаемом; обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с ним.

17.4.1. МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДЕКВАТНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ



О ВОСПРИНИМАЕМОМ

К данным механизмам относятся функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм. Рассмотрим каждое из этих понятий.

Механизм функционирования имплицитной структуры личности. Имплицитная структура личности - устойчивое представление о людях, которое последовательно развивается с детских лет и в

основном сформировывается к 16-18 годам. Появляющиеся позже элементы описания человека встраиваются в уже готовые представления о людях.

Влияние первого впечатления о воспринимаемом (механизм первичности или новизны). В литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема «запускается» определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема начинает работать в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство наблюдаемого по какому-то важному для него параметру - уму, росту, материальному положению и т.д.). Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в конкретной ситуации, тем лучше работает эта схема. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Здесь ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать и по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Так, в экспериментах показано, что более красивых по фотографиям людей оценивают как более уверенных в себе, счастливых и искренних, а красивых женщин мужчины склонны считать более заботливыми и порядочными.

Наконец, третья схема восприятия партнера запускается его отношением к наблюдателю. Ошибка восприятия в данном случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то его идеи, человек склонен выше оценивать и по прочим показателям.

Механизм проекции - перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных свойств, которых в действительности у объекта нет. Это подтверждают и результаты экспериментов. Например, испытуемые, у которых ярко выражены желчность, упрямство и подозрительность,
фиксировали эти же качества у оцениваемых людей, причем в значительно большей степени, чем те, кто таковыми не обладал.

Механизм стереотипизации (категоризации) предполагает причисление воспринимаемого к одному из известных типов людей.

Суть механизма упрощения - неосознанное стремление иметь четкие и непротиворечивые представления о воспринимаемых лицах, что приводит к сглаживанию реально существующих психологических противоречий личности.

Механизм идеализации сходен с механизмом упрощения, но ошибки этого типа, как правило, имеют меньше нежелательных последствий, чем им противоположные.

При механизме этноцентризма завышается значимость положительных качеств наблюдаемого, если он принадлежит к той же национальности, что и наблюдатель.

17.4.2. МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОЗНАНИЯ

К данным механизмам относятся интерпретация воспринимающим своего опыта общения, идентификация, атрибуция и рефлексия других людей. К этой же категории мы относим эмпатию.

В основе механизма интерпретации (соотнесения) лежит фундаментальное свойство человека сравнивать себя с другими людьми. Механизм идентификации в данном случае подразумевает отождествление себя с другим человеком.

Механизм каузальной атрибуции предполагает приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности. В процессе общения человек никогда или почти никогда не имеет полной информации о причинах поведения других людей. Так, люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившего, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства и не искать при этом конкретного виновника. Замечено также, что успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу - обстоятельствам.

Использование механизма рефлексии другого человека возможно лишь на определенном уровне развития личности и при наличии у нее способности к саморефлексии и познанию других людей. В психологии под саморефлексией понимают процесс познания человеком своих внутренних психических свойств, состояний, процессов. Рефлексия в ходе общения получила название социальной рефлексии (способности человека представлять, как он воспринимается партнером по общению).

На работу механизмов межличностного познания влияют условия восприятия человека человеком. К ним относятся ситуация, время и место общения.


Выводы

• Социальная перцепция - это восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

• Функции социальной перцепции: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, установление эмоциональных отношений.

• На процесс социальной перцепции влияют определенные характеристики субъекта и объекта восприятия и адекватность оценок, на которых строится отношение наблюдателя к наблюдаемому.

• К характеристикам наблюдателя, влияющим на процесс социальной перцепции, относят его индивидуальные, половые, возрастные, национальные, профессиональные, поло-ролевые качества, состояние здоровья и опыт общения. Наибольшее значение имеют его психологические свойства и система установок.

• Среди характеристик наблюдаемой личности основополагающая - облик познаваемого, который рассматривается в физическом и социальном аспектах.

• К механизмам, влияющим на адекватность представлений о воспринимаемом, относятся функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

• К механизмам межличностного познания относят механизмы интерпретации, идентификации, атрибуции и рефлексии.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Каким образом процесс восприятия друг друга партнерами по общению влияет на возникающие между ними отношения?

• Как происходит процесс восприятия одним человеком другого?

• Что такое социальная перцепция?

• Что влияет на процесс социальной перцепции?

• Каковы особенности субъекта и объекта восприятия, влияющие на эффективность общения?

• Какие психологические особенности индивида как бы запускают его схему социальной перцепции?

• Перечислите составляющие физического и социального обликов субъекта восприятия, влияющие на процесс социальной перцепции.

• Какие две группы механизмов вовлечены в процесс социальной перцепции?

• Перечислите механизмы, влияющие на оценку объекта восприятия.

• Дайте характеристику факторам, присутствующим в ситуации знакомства и влияющим на восприятие партнерами друг друга.

• Каким образом люди чаще всего объясняют поступки других людей?

• Что такое рефлексия? Какие виды рефлексии вы знаете?