Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2652
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заполнить пробелы
1. В процессе социальной перцепции есть составляющие, в
которых наиболее часто происходят_в восприятии другого
человека.
2. Способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению, называется_.
3. Механизм_- это перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия.
4. Люди с_атрибуцией склонны приписывать причину произошедшего конкретному человеку.
5. Наибольшее влияние на процесс понимания и познания других людей оказывает система_человека.
6. Суть фактора_в том, что человек, который превосходит
наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым признакам.
7. Механизм _подразумевает отождествление себя с другим
человеком.
Верно или неверно
1. В экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
2. Адекватное понимание информации зависит от личности реципиента.
3. Адекватное понимание информации зависит от личности коммуникатора.
4. На социальную перцепцию не влияет состояние индивида.
5. Внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать и по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.
6. Профессия не оказывает влияния на процессы социальной перцепции.
7. Познание другого осуществляется с помощью идентификации, эмпатии и рефлексии.
8. Механизм каузальной атрибуции позволяет корректировать собственное поведение.
9. Фактор превосходства гораздо легче запускается в экстремальных ситуациях.
10. Схемы формирования первого впечатления всегда ошибочны.
11. Все вновь появляющиеся представления о людях со временем встраиваются в имплицитную структуру личности человека.
Выбрать правильный ответ
1. Формирование имплицитной структуры личности в основном заканчивается
а) в пубертатном возрасте;
б) к 16-18 годам;
в) 22-25 годам;
г) 32-35 годам.
2. Перцептивная сторона общения рассматривает
а) невербальные способы кодирования информации;
б) коммуникативные барьеры;
в) пути выхода из конфликтов;
г) познание себя и партнеров по общению.
3. Социальная рефлексия - это:
а) приписывание партнеру определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки;
б) отнесение воспринимаемого к одному из известных типов людей;
в) способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению;
г) перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия.
4. Установка - это:
а) способность человека осознанно сосредоточиться на самом себе;
б) неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование;
в) предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении;
г) определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.
Учебные задания
Вспомните основные функции социальной перцепции. Приведите примеры, что нового и интересного вы можете узнать о себе и о людях, какую совместную деятельность вы можете организовать и какие эмоциональные отношения установить, стоя поздним вечером на остановке.
Какие особенности людей, принимаемые и понимаемые большинством окружающих, вы не приемлете? С чем это связано? Насколько вам это помогает или мешает?
Вспомните, как работает механизм первичности, или новизны. Проанализируйте, какой из параметров (ум, рост, материальное положение, красота и т.д.) оказывает на вас наибольшее влияние в ситуации знакомства?
Приведите конкретные примеры действия механизмов межличностного восприятия.
Ответы
Заполнить пробелы
1. искажения; 2. социальная рефлексия; 3. проекции; 4. личностной; 5. установок; 6. превосходства; 7. идентификации.
Верно или неверно
1-В. 2-В. 3-В. 4-Н. 5-В. 6-Н. 7-В. 8-В. 9-В. 10-Н. 11-Н. Выбрать правильный ответ
1. б; 2. г; 3. в; 4. г.
Глава 18. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ
Основные понятия: интерактивная сторона общения, мотив, кооперация, виды контактного взаимодействия, ассертивность, агрессивность.
18.1. ПОНЯТИЕ О МЕЖЛИЧНОСТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И ЕГО МОТИВАХ
Интерактивное общение предусматривает взаимодействие людей, приспособление человека к человеку в совместной работе, учебе, на отдыхе. Совместная деятельность, направленная на реализацию общих для некоторой группы целей, - это взаимное влияние контактирующих между собой людей.
Исследователи выявили основные мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом.
• Мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации). Кооперация1 - одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели.
• Мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм).
• Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).
1 От лат.
cooperatio - сотрудничество.
• Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
• Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).
18.2. ВИДЫ КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В социальной психологии существуют различные структурные описания взаимодействий. С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Это не роли, исполняемые в жизни людьми, а поведенческие стереотипы, продуцируемые актуальной ситуацией. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребенка - «Хочу!», позиция Взрослого - «Хочу» и «Надо». Взаимодействие в данном случае эффективно, если партнер обращается к другому как Взрослый и тот отвечает ему с такой же позиции. Процесс коммуникации в такой ситуации может продолжаться неопределенно долго.
Если же один из участников взаимодействия обращается с другим как Взрослый, а тот отвечает ему с позиции Ребенка, взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться (см. рис. 18-1 и Приложение 18.1).
Приложение 18.1
Родитель, взрослый, ребенок
Структура личности характеризуется наличием трех состояний Я: Родитель, Ребенок, Взрослый.
Родитель - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц. Это наставления, поучения, правила, нормы, запреты из категории, что можно и что нельзя. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил, с другой - вместили-
ще предрассудков и предубеждений. Родитель может выступать в роли Контролирующего Родителя (запреты, санкции) и Заботящегося Родителя (советы, поддержка, опека). Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя». К другим характеристикам относятся поучающие, оценивающие, поддерживающие или критические замечания типа «всегда», «никогда», «прекрати», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на
Рис. 18-1. Пересекающиеся трансакции
твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор». Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст» руки, постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т.п.
Ребенок - это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. Естественный Ребенок имеет все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Эти качества независимо от возраста придают человеку обаяние и теплоту. Однако Естественный Ребенок не только обаятелен, но и капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен к себе, эгоцентричен, упрям и агрессивен.
Адаптированный Ребенок - это та часть личности, которая, желая быть принятой и боясь быть отвергнутым, не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, особенно при общении с родителями и со значимыми лицами, робость, стыдливость. Разновидностью Адаптированного Ребенка является Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающий авторитеты, нормы, нарушающий дисциплину.
Ребенок диагностируется на основании высказываний, выражающих чувства, желания, опасения: «я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно» и т.д. К невербальным характеристикам относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга.
Взрослое Я-состояние - это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать адекватные решения. Если Родитель - это преподанная концепция жизни, а Ребенок - концепция жизни через чувства, то Взрослый - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Так, на вечеринке уместно поведение, диктуемое Детским Я-состоянием, а неуместно морализирование Родителя на тему образа жизни. Именно в этом ключе необходимо понимать девиз трансактного анализа: «Будь всегда Взрослым».
Классическим является пример Берна «Запонки». Муж не может найти запонки и спрашивает у жены: «Ты не знаешь, где мои запонки?» Это вопрос Взрослого, и ответ от Взрослого был бы таким: «Посмотри в верхнем ящике гардероба». Однако жена может сказать: «Куда положил, там и возьми». Стимул исходит от Взрослого, но жена вернула ответ от Родителя. Стимул и реакция пересеклись. Коммуникация прекращается: