Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2651
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муж и жена больше не могут говорить о запонках, сначала они должны выяснить, почему он никогда не кладет вещи на место. Если бы ответ жены исходил от Ребенка («Вечно я у тебя во всем виновата!»), образовался бы тот же тупик. Такие перекрестные трансакции начинаются упреками, колкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью и громким выкриком: «Это все из-за тебя!»
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия
Согласно теории трансактного анализа, Родитель, Ребенок и Взрослый - это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека, которые не всегда можно произвольно припомнить, но которые всегда имеются и оказывают влияние на поведение. Поэтому Родитель - это воспоминания индивида о том, как реагировали его мать и отец на подобную ситуацию, а Ребенок - это он сам в детстве в подобной ситуации.
П.Н. Ершов, обозначая позиции вхождения в контакт, говорит о возможной «пристройке сверху», «пристройке снизу» и «пристройке наравне» (см. Приложение 18.2).
Приложение 18.2
Пристройки «сверху», «снизу», «наравне»
Действовать сознательно человек может тогда, когда цель действия возникнет в его сознании. Так, всякое сознательное действие зарождается. Это первый момент (или ступенька) всякого осознаваемого действия.
Далее. Оно всегда протекает в конкретной среде и есть следствие изменений, происшедших в этой среде. Тогда второй момент (или ступенька) всякого действия - приспособление действующим самого себя к свойствам объекта и к обстоятельствам, в которых ему нужно переделать объект согласно своей цели.
Наконец, всякое действие - приспособление объекта к субъективной цели действующего. Это - третий момент действия - действие в собственном смысле слова. ...все эти три момента, по существу, являются звеньями единого действия.
Например, я добиваюсь чего-то от человека. Цель возникла так: либо мне указали на того, кто может помочь, либо я услыхал его голос или увидел его, либо я увидел, что настал подходящий момент, либо увидел, услышал в окружающей среде нечто такое, что побудило меня обратиться к нему, заострив мое внимание на том, что мне нужно, и т.п. Все это возможные случаи первой ступеньки действия. Обозначим их термином «оценка».
«Оценка» произошла. Теперь нужно приспособиться для дальнейшего действия. Тут может понадобиться: перейти в другую комнату, повернуться к партнеру лицом, наклониться, привлечь его внимание и сконцентрировать на нем свое внимание и т.д. Это - пристройка.
После того как тело приспособлено к тому, чтобы воздействовать на партнера («пристроено»), наступает само воздействие.
В результате я либо добьюсь своего, либо нет, либо что-то отвлечет мое внимание от партнера. Во всех этих случаях вновь возникает «оценка» и новая конкретная цель. Она будет вытекать из тех или иных существующих у меня общих интересов. За «оценкой» последует «пристройка», за «пристройкой» - «воздействие» и так далее.
Один и тот же человек к разным объектам будет пристраиваться по-разному; к одному и тому же объекту различные люди будут пристраиваться опять-таки по-разному. К столу с закуской голодный человек будет пристраиваться не как сытый, гурман не так, как равнодушный к еде.
Нередко по «пристройке» уже видно отношение человека к тому объекту, на который он собирается воздействовать. Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера. Например: я имею право требовать, партнер обязан мне повиноваться; я сильнее его; я нужен ему больше, чем он мне. Или я не имею права требовать, он имеет право и возможность отказать мне; он сильнее меня; я ему не нужен, хотя он мне очень нужен. В первом случае будет «пристройка сверху», во втором - «пристройка снизу».
Легко представить некоторую среднюю, промежуточную пристройку - «пристройку наравне».
«Пристройки» обладают чрезвычайной выразительностью, потому что они непроизвольны. Они автоматически, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевной состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о самом себе, и степень его заинтересованности в цели.
Многие особенности пристроек (и вообще поведения человека) связаны с ощущением (разумеется, подсознательным) веса собственного тела.
Иногда старый, тучный и больной человек действует (а значит, и двигается) неожиданно смело, решительно и легко; иногда молодой, сильный и здоровый сутулится, осторожен, тяжел и робок в движениях; иногда бодрый, легкий и активный человек мгновенно увядает, а «увядший» оживает.
Увлеченность делом, перспективы успеха, надежды окрыляют человека, увеличивают его силы или уменьшают относительный вес его тела. Падение интереса к делу, ожидание поражения, угасание уменьшают силы или увеличивают относительный вес тела.
Поэтому улучшение настроения
, оживление надежд, появление перспектив, сознание своей силы, уверенность в себе, в своих правах - все это влечет за собой выпрямление позвоночника, подъем головы и общей мускульной мобилизованности кверху, облегчение головы, корпуса, рук, ног и т.д., вплоть до открытых глаз, приподнятых бровей и улыбки, которая опять-таки приподнимает углы рта и щеки.
Ершов П.М. Технология актерского искусства
Авторы interpersonal skills» определяют взаимодействие с позиций агрессивного, уверенного и неуверенного поведения и дают и характеристики, представленные в таблице 18-1. С.А. Ефремцева полагает, что «неуверенный тон соответствует позиции ребенка, агрессивный - родителя, уверенный - взрослого».
Таблица 18-1. Неуверенный, уверенный, агрессивный
В последнее время распространенным стало понятие ассертив-ности. Д. Вольпе (J. Wolpe) и А. Лазарус (A. Lazarus) определили ассертивность как «выражение индивидом его прав и эмоций» и четко дифференцировали понятия ассертивности и агрессив-ности1. По их мнению, почти каждый может быть ассертивным
1 В данном контексте агрессивность - склонность действовать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей, стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и убеждениями других членов группы.
в одних ситуациях и в то же время совершенно неассертивным в других.
Исследования Якубовски-Спектора (Jakubowski-Spector), Аль-берти (Alberti) и Эммонса (Emmons) обнаружили, что люди, которые демонстрируют менее ассертивное поведение, полагают, что они не имеют прав на выражение своих чувств, верований, мнений, т.е. они не принимают идеи, что все люди равны и что именно на этом должно быть построено общение. В результате такие люди не могут противостоять манипулированию или плохому обращению со стороны других людей. Вероятно, в детстве им часто указывали, что их восприятие, мнения, чувства, желания менее важны или попросту неверны в сравнении с чувствами других людей, поэтому они выросли сомневающимися в себе людьми, привыкшими обращаться к другим за помощью в принятии решения.
Ассертивность рассматривается как необходимый для личностной и профессиональной компетентности социальный навык. Континуум ассертивного поведения представлен в таблице 18-2. Можно предположить, что описанные выше подходы к структурному описанию взаимодействий: 1) Родитель, Взрослый, Ребенок;
2) «пристройка сверху», «пристройка наравне», «пристройка снизу»;
3) агрессивное, уверенное и неуверенное поведение; 4) неассертив-ное, ассертивное, агрессивное поведение имеют как общие характеристики, так и свои особенности.
Таблица 18-2. Континуум ассертивного поведения
Окончание табл. 18-2
Удельный вес составляющих вашей личности можно определить с помощью теста «Три Я» (см. «Практическое занятие»).
18.3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ЗАДАНИЕ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ТИПА КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Инструкция: оцените в баллах от 0 до 10 следующие высказывания. Оценка в 10 баллов отражает полное соответствие высказывания вашему представлению о себе и об окружающих людях, 0 баллов - полное несоответствие. Промежуточные баллы выражают разную степень соответствия (на 10, 20 % и т.д.).
• Мне порой не хватает выдержки.
• Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
• Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.
• Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
• Меня провести нелегко.
• Мне бы понравилось быть воспитателем.
• Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.
• Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
• Каждый должен выполнять свой долг.
• Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.
• Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
• Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.
• Я, как и многие люди, бываю обидчив.
• Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
• Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.
• Я - увлекающийся человек.
• Мой основной критерий оценки человека - объективность.
• Мои взгляды непоколебимы.
• Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
• Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
• Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.
Подсчитайте сумму баллов отдельно по вопросам
Вопросы: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. Позиция ребенка Д.
Вопросы: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. Позиция взрослого В.
Вопросы: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. Позиция родителя Р.
Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих социальных ролей.
ВДР - Вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
РДВ, РВД. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, медицинским работникам, педагогам, организаторам - словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с техникой.
Сочетание РДВ способно осложнить жизнь его обладателю. «Родитель» с детской непосредственностью режет правду-матку, ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет повода для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или третье места, то это вполне осуществимо.
ДВР, ДРВ - вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснял причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская непосредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начинает мешать делу, пора взять эмоции под контроль.
ЗАДАНИЕ 2. РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Инструкция: группа разбивается на пары. Для каждой пары на листке бумаге предложена ситуация, которую участники должны промоделировать с учетом трех позиций: Взрослый-Родитель- Ребенок (пристройка «сверху», «снизу», «наравне»).
Варианты ситуаций.
• Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...
• Продавщица занята разговором с приятельницей, а вам нужно сделать покупку. Вы говорите...
• Ваш заказ выполнен с дефектами. Вы обращаетесь к мастеру...
• Вы хотите исправить плохую отметку. Вы обращаетесь к преподавателю...
• Ваш сосед по парте испачкал чернилами (мелом) ваше сиденье. Вы подходите и говорите...
• Ваш товарищ поставил вас в неловкое положение перед чужими людьми. Вы заявляете ему...
• Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
• Мама не пускает вас на дискотеку. Вы говорите ей...
• Ваша знакомая надела немыслимую красную шляпу, зеленое пальто и серебристые клипсы ужасающих размеров. Вы замечаете ей...
• Вам необходимо пообщаться с вашим знакомым (знакомой) дома наедине. Вы обращаетесь к родителям...