Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2108

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• Ваша дочь начала курить. Вы обращаетесь к ней...

• У вашей жены (мужа) в очередной раз в автобусе украли последние деньги. Вы по этому поводу замечаете, что...

Выводы

• Основные мотивы, с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми, - это кооперация, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство.

• В социальной психологии существуют различные структурные описания взаимодействий.

• С точки зрения трансактного анализа, взаимодействие осуществляется с одной из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок.

• С другой точки зрения, позиции вхождения в контакт - это «пристройка сверху», «пристройка снизу» и «пристройка наравне».

• Можно рассматривать структуры на основе неуверенного, уверенного и агрессивного поведения; неассертивного, ассер-тивного и агрессивного поведения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Дайте характеристику мотивам, с которыми человек вступает во взаимодействие.

• Объясните содержание понятия «кооперация». Приведите иллюстрирующие примеры из студенческой жизни.

• В каких ситуациях, с точки зрения трансактного анализа, процесс коммуникации будет продолжаться неопределенно долго, и наоборот?

• Каким образом у человека формируются стереотипы поведения: Родитель, Взрослый, Ребенок?

• Что такое пересекающиеся трансакции? Как они влияют на взаимодействие?

• Опишите вербальные и невербальные компоненты общения, свойственные рассматриваемым поведенческим типам.

• Опишите, как ведет себя каждый из описываемых типов при передаче и получении информации?

• Почему люди в определенных ситуациях демонстрируют неуверенное, неассертивное поведение?

Заполнить пробелы

1. Позиция Родителя может быть определена как позиция_,

как пристройка_, как_поведение.

2. Три звена действия: оценка -_- воздействие.

3. Важно четко дифференцировать понятия ассертивности и_.

4. Частое поглаживание других по голове свойственно позиции___.

5. Родитель, Взрослый и Ребенок - это стереотипы поведения, продуцируемые_ситуацией.

6. Недооценка других свойственна человеку, выбравшему _

поведение.

7. Недооценка себя свойственна человеку, выбравшему _

поведение.

8. Мотив минимизации выигрыша другого - это_.

9. Можно выделить три вида детского Я-состояния: Естественный ребенок, Адаптированный Ребенок и_Ребенок.


10. Главную роль в пристройках играет_действующего о соотношении сил своих и партнера.

11. Родитель может выступать в виде Контролирующего Родителя и_Родителя.

12. Если человек при разговоре постоянно прислоняется к стенке

или держится за что-то, то, вероятно, он демонстрирует_

тип поведения.

13. Мотив_различий в выигрышах - это равенство.

Верно или неверно

1. Человек, выбирающий при общении агрессивное поведение, при получении информации не достигает своих целей.

2. Не уверенный в себе человек стремится повиноваться другому.

3. Человек, выбирающий при общении агрессивное поведение, занимает оборонительную позицию.

4. Мотив максимизации выигрыша другого - это индивидуализм.

5. Пристройки произвольны.

6. Не уверенный в себе человек при получении информации проявляет уважение к источнику информации.

7. Человек, занимающий агрессивную позицию в общении, обычно стремится скрывать смысл используемых слов.

8. Человек в одной ситуации может вести себя ассертивно, а в другой агрессивно.

9. Один и тот же человек к разным объектам будет пристраиваться одинаково.

Найти соответствие




УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Что общего и различного между описанными выше структурами взаимодействий?

Женщина и мужчина решили создать семью. Привести конкретные примеры мотивов, которые могли ими при этом двигать.

Что значит быть взрослым с точки зрения трансактного анализа?

П. Ершов считал, что многие особенности поведения человека связаны с подсознательным ощущением веса собственного тела.

Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие это мнение.

Каким образом по пристройке можно увидеть отношение одного человека к другому?

ОТВЕТЫ

Заполнить пробелы

1. «надо», «сверху», агрессивное; 2. пристройка; 3. агрессивности; 4. Родителя; 5. актуальной; 6. агрессивное; 7. неуверенное (неассертивное); 8. агрессия; 9. Бунтующий; 10 представление; 11. Заботящегося; 12. неуверенный; 13. минимизации.

Верно или неверно

1-В. 2-В. 3-В. 4-Н. 5-Н. 6-Н. 7-Н. 8-В. 9-Н.

Найти соответствие

1. 1-б; 2-г; 3-в; 4-а; 5-д.

2. 1-б, в; 2-а, г, д.

3. 1-д; 2-а, в; 3-б, г.

4. 1-а, б, е; 2-а, в, д; 3-г.

5. 1-в; 2-а, г; 3-б, д, е.

Глава 19. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, формула конфликта, сигналы конфликта, стратегии конфликтного реагирования, компромисс.

Для укрепления сплоченности любого коллектива (семейного, студенческого, производственного) необходимо помогать друг другу, проявлять искреннюю заботу, делать добро. Но с другой стороны, нужно помнить и о том, что, как бы человек ни относился к другим людям и ни стремился к сотрудничеству, всегда найдутся те, кто будет недоволен его поведением.

Недовольства не надо бояться. К замечаниям следует относиться конструктивно, не рассматривая несогласие как трагедию. Иначе это приведет к конфликтной ситуации, которая может перерасти в конфликт.

19.1. КОНФЛИКТ - ДЕФЕКТ ОБЩЕНИЯ?

Всегда ли конфликт - это плохо? Что с нами было бы, если бы в нашей жизни не было конфликтов?

Там, где есть разные мнения, где встречаются люди с разными взглядами на цели и способы их достижения, на планы и принципы, где не подавляются индивидуальность и творчество, там неизбежно возникают конфликтные ситуации. И как только они возникают, мы испытываем


дискомфорт и напряжение, которые часто приводят к стрессовым ситуации, выйти из которых бывает нелегко.

К сожалению, большинство людей не умеют находить достойный выход из конфликтных ситуаций. Это легко объяснить тем, что, как правило, ни в школе, ни в вузе умению разрешать конфликты не обучают. В промышленности это стали учитывать раньше, чем в педагогике и в медицине. Так, в американской фирме «Дженерал моторс» в первой половине дня запрещалось делать замечания конструкторам и вообще портить им настроение любым другим способом. Психологи фирмы экспериментально установили, что при плохом настроении резко снижается продуктивность мышления. Сохранять хорошее настроение, не конфликтовать и не ссориться с людьми особенно важно руководителю. Финансовый успех, по Дейлу Карнеги, на 15 % зависит от технических знаний специалиста и на 85 % - от умения работать с людьми, пробуждать у них энтузиазм, творческое отношение к делу1. Мрачному, неулыбающемуся начальнику цеха на заводе в Японии грозит увольнение, поскольку такое настроение руководителя не способствует хорошему настроению рабочих, а значит, в какой-то степени и получению высокой прибыли.

19.2. ФОРМУЛА КОНФЛИКТА

Конфликт - это резкое обострение борьбы и противоречий двух или более сторон-участниц в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждой стороны. Формула конфликта:

Конфликт = проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент.

Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как его разрешают. Конфликт помогает диагностировать взаимоотношения в группе. Иногда можно изменить направление конфликта, просто взглянув на него по-другому, но для этого требуются особые навыки. Прежде всего необходимо уяснить себе, что разногласия есть часть нашей жизни и ошибочно пытаться избежать их. Нужно научиться предвосхищать возможный конфликт и подходить конструктивно к его решению.

19.3. СИГНАЛЫ КОНФЛИКТА

Разрешение конфликта во многом зависит от бдительности человека и предваряется более-менее очевидными сигналами.

• Дискомфорт. Это ощущение, что что-то не так, хотя выразить словами это трудно. В этом случае к интуиции полезно прислушаться. Спросите себя: «Могу ли я что-то сейчас предпринять?». Вам может прийти в голову какое-то решение, о котором вы и не подозревали. В другой ситуации порой ничего не остается делать, кроме как быть начеку.


• Инциденты1 (в данном контексте случай, столкновения, происшествия, обычно неприятного характера). Сами по себе незначительные инциденты могут вызывать временное волнение или раздражение, однако обычно через несколько дней они забываются. Но если они накапливаются, обрастая недоразумениями и вызывая напряжение, то любой самый незначительный инцидент может привести к эскалации конфликта.

• Недоразумение. С нами часто случаются недоразумения, после которых мы делаем ложные выводы. Это возникает из-за недостатка информации. Иногда недоразумение вызвано эмоциональной напряженностью одного из участников той или иной ситуации.

• Напряжение. Состояние напряженности искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Сами отношения с ним становятся источником постоянного беспокойства.

• Кризис. Когда человек рвет свою связь с партнером по работе (или с близким человеком), ясно, что имеет место неразрешенный конфликт. Признаками кризиса являются насилие, ожесточенные споры, оскорбления. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют свою силу.

Если человек научится опознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и быстро реагировать на них, то сможет избежать недоразумений, напряжения и кризисов.

19.4. СТРАТЕГИИ КОНФЛИКТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

В преддверии конфликта можно сознательно выбрать подход к нему. Обычно люди не делают этого, а идут по пути привычной для них цепи реакций. Можно считать эти реакции естественными, однако многие из них на деле не более чем привычки. Если вы каждый раз реагируете на конфликт определенным образом, значит, вы уже выработали одну из описанных ниже конфликтных привычек.

1 От лат. incidens - случающийся.

УХОД ОТ КОНФЛИКТА

Если вы физически или эмоционально уходите от конфликта (возможно, из опасения конфронтации), то, значит, вы лишаете себя возможности принять участие в дальнейшем развитии ситуации. Уход от конфликта может быть вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает ваших прямых интересов и ваше неучастие не отражается на его развитии. Такой шаг может быть полезен и в том случае, если он привлекает внимание к запущенному кризису.

С другой стороны, ваш уход может подтолкнуть вашего оппонента к преждевременной сдаче позиций, завышению требований или ответному уходу вместо совместной выработки решений. Уход может привести к усугублению проблемы за время вашего отсутствия. Избегайте и возможности наказания вашего оппонента своим уходом. Подобная тактика нередко применяется сознательно или бессознательно для того, чтобы заставить оппонента изменить его отношение к конфликту.