Файл: В конце книги помещены словарь психологических терминов и предметный указатель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 2779

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, если вы молчите, демонстративно удаляетесь, обиженно уходите, игнорируете обидчика, переходите на «чисто деловые отношения» или отказываетесь от любых отношений с «провинившейся» стороной или же вы впадаете в депрессию, испытываете затаенный гнев, делаете едкие замечания за спиной, то, значит, вы выбрали стратегию ухода от конфликта. Однако вы ушли, а проблема осталась.

ПОДАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА

Вы можете отказываться признать наличие конфликта и делать вид, что ничего не происходит, если хотите сохранить добрые отношения любой ценой. Подавление может быть вполне разумной тактикой, если конфронтация по поводу незначительных разногласий провоцирует чрезмерный стресс или если ваш оппонент не готов пока вас выслушать. Бывают и такие случаи, когда вы для сохранения хороших отношений предпочитаете такт честности «во что бы то ни стало». Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.

Подавление серьезного конфликта означает, что вы не затрагиваете главные спорные вопросы. Если вы храните молчание, ваш оппонент не знает, что происходит в вашей душе. Даже если он догадывается: что-то не в порядке, ему трудно узнать, что за этим стоит.

Итак, если вы делаете вид, будто все в порядке, продолжаете действовать, как будто ничего не произошло, миритесь с происходящим, дабы не нарушать покой, ругаете себя за раздражительность, подавляете все свои негативные эмоции, то, значит, вы выбрали стратегию подавления конфликта.

ВЫИГРАТЬ/ПРОИГРАТЬ

Предпочтение этой тактики нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения. Она отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит победителем. Эта тактика оказывается необходимой и в том случае, если кто-то, облеченный властью, должен навести порядок ради всеобщего благополучия. Эта тактика оправданна, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия «выиграть/проиграть» редко приносит долгосрочные результаты: проигравшая сторона может не поддержать решения, принятого вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.


Поэтому в ситуации, когда в отделении две медицинские сестры претендуют на должность старшей сестры отделения, можно, используя стратегию «выиграть/проиграть», назначить одну из них на эту должность, но, с другой стороны, можно выбрать стратегию «выиграть/выиграть».

Если вы требуете безоговорочного послушания, стремитесь доказать, что другой человек не прав, пытаетесь перекричать или перехитрить своих оппонентов, призываете на помощь союзников для поддержки, требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений, то, значит, вы предпочитаете стратегию «выиграть/проиграть».

КОМПРОМИСС

Компромисс требует определенных навыков взаимодействия, чтобы каждый участник конфликтной ситуации чего-то добился. Взаимные уступки нередко приводят к разрешению конфликта.

Недостатки компромисса в том, что одна сторона может, например, раздуть свою позицию, чтобы потом показаться великодушной. Или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких слу-

чаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет ее потребностей. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа возможных вариантов решения, то он может быть далеко не самым оптимальным исходом переговоров.

Если в конфликте вы поддерживаете дружеские отношения, стремитесь к справедливому исходу, делите предмет желаний поровну, избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве, избегаете «лобового» столкновения, немного уступаете ради поддержания отношений, то, значит, вы - из тех, кто предпочитает идти на компромисс.

Уход, подавление, «выиграть/проиграть» и компромисс - наиболее часто встречающиеся конфликтные привычки. Быть под властью этих привычек - значит потерять гибкость и вызвать к жизни ненужные трудности. Это случается тогда, когда мы пытаемся доказать свою правоту, вместо того чтобы снизить тон, или когда мы делаем вид, что все в порядке, вместо того чтобы искать совместное решение. В некоторых случаях уход, подавление, метод «выиграть/проиграть» и компромисс вполне приемлемы, однако для полноценного использования этих подходов требуются умение и гибкость.

ВЫИГРАТЬ/ВЫИГРАТЬ

Выиграть/выиграть - когда выигрывает каждый. Можно добавить еще одну стратегию, которая дополняет действенный набор приемов для разрешения конфликтов, - стратегию «выиграть/выиграть». Многие считают, что наличие победителя предполагает наличие побежденного. Это верно в отношении спортивных состязаний, но не всегда верно в других сферах жизни. Во многих случаях каждый участник может в чем-то выиграть. Вместо: «Я должен выиграть, и поэтому я должен помешать выиграть тебе», - попробуйте подумать: «Я хочу выиграть и хочу, чтобы ты тоже выиграл!»



Преимущество подхода «выиграть/выиграть» заключается в том, что вы находите более приемлемое решение и тем самым укрепляете и улучшаете взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, они более склонны поддерживать принятое решение. Наконец, поступите по отношению к человеку порядочно хотя бы из соображений нравственности.

Для поиска решений по принципу «выиграть/выиграть» нужно:

• признавать ценности других;

• определить потребности всех участников и попытаться их удовлетворить;

• стараться быть объективным, отделяя проблему от личностей;

• искать творческие и неординарные решения;

• не щадить проблему, щадить людей.

19.5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ЗАДАНИЕ. ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Инструкция: вам будут предложены по две пары утверждений. Выберите те из них, которые более соответствуют вашему представлению о себе.

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом интересов другого человека и моих собственных.

 

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.


б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю компромисс.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы

совместно могли добиться успеха. По каждому из пяти разделов опросника (выиграть/проиграть, выиграть/выиграть, компромисс, уход, подавление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ для опросника

Выиграть/проиграть - 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б,

25а, 28а.

Выиграть/выиграть - 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б,

28б, 30б.

Компромисс - 2а, 4а, 7б, 10б, 12б,13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Уход - 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Подавление - 1б, 3б, 4б, ба, 11б,15а, 1ба, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта.

Выводы

Разногласия - это часть нашей жизни, и ошибочно пытаться избегать их. Нужно научиться предвосхищать возможный конфликт и подходить конструктивно к его решению.

Конфликт - это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон-участниц в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждой стороны.

Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным. Одна из важных функций конфликта - диагностическая.

Конфликт = проблема + конфликтная ситуация + участники + инцидент.

Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

Сигналы конфликта могут быть следующими: дискомфорт, инциденты, недоразумения, напряжение, кризис.

Существуют различные стратегии конфликтного реагирования: выиграть/выиграть, выиграть/проиграть, компромисс, подавление, уход.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопросы для самопроверки

• Конфликт - это хорошо или плохо?

• Назовите формулу конфликта и дайте определения его составляющим.


• Дайте характеристику сигналам конфликта. Зачем нужно быть внимательным к ним?

• Когда стратегия «выиграть/проиграть» оправданна?

• Когда уход от конфликта может быть разумным шагом?

• Может ли быть подавление конфликта разумной тактикой?

• Охарактеризуйте поведенческие реакции человека в зависимости от того, какую стратегию конфликтного реагирования он выбрал.

• Может ли конфликт разрешиться сам собой?

Заполнить пробелы

1. При плохом настроении_продуктивность мышления.

2. Согласно мнению Д. Карнеги, финансовый успех на _%

зависит от технических знаний специалиста и на_% - от

умения работать с людьми.

3. Если вы ругаете себя за вашу раздражительность и подавляете негативные эмоции, то вы выбрали стратегию_.

4. Недоразумения возникают из-за_информации.

5. Конфликт = проблема + конфликтная ситуация + участники +_.

6. Сигналы конфликта: дискомфорт, _, кризис, недоразумения, инциденты.

Верно или неверно

1. Если человек стремится доказать, что другой человек не прав, значит, он выбрал стратегию «выиграть/проиграть».

2. Наличие победителя предполагает наличие побежденного.

3. Есть ситуации, когда стратегия «выиграть/проиграть» оправданна.

4. Инциденты приводят к недоразумениям.

5. Недоразумения приводят к инцидентам.

6. Конфликт не может разрешиться сам собой.

7. Конфликты могут быть полезны.

8. Раздел имущества поровну - это стратегия «выиграть/выиграть».

Выбрать правильный ответ

1. Инцидент - это

а) угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими;

б) действия участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними;

в) приписывание партнеру по общению определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности;

г) отрицательное переживание, вызванное невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.

2. Компромисс - это

а) способность к согласованным действиям в процессе совместного труда;

б) согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений членами профессиональной общности;

в) соглашение, достигнутое путем взаимных уступок;

г) доминирующий способ реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего.

3. Стратегия ухода от конфликта

а) сохранение хороших отношений;

б) молчание;

в) раздел имущества поровну;