Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1493

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Разочарование 4. Трепет 7. Ревность 10. Опасение

  2. Страх 5. Удовлетворение 8. Радость

  3. Тревогу 6. Восхищение 9. Восторг

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Может ли неумеющий говорить малыш выразить своё отношение к людям? Как он это делает?_______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Почему маленькие дети охотно играют в «ку-ку», например, прячут лицо, закрывают его, а потом со смехом открывают и повторяют это много раз? ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5. Объясните ситуации с точки зрения новообразований младенческого возраста:

А) Малыш пробует разные звуки: «ла», «а», «да», «ма», пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один.

Б) Как вы думаете, кого годовалый малыш мог назвать «атя»?

В) Ребенок видит за окном птиц, радуется им. Оглядывается на взрослых, акает, приглашая их порадоваться на птиц вместе.

Г) Ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Дайте психологический анализ ситуации:

1) Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д.

Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?
Тест для самопроверки

1. Допишите фразу:

а) Новообразованием периода новорожденности является ____________

__________________________________________________________________

б) Ведущим видом деятельности младенца является _________________

__________________________________________________________________

в) Около года формируется речь, несовпадающая с речью взрослых. Она называется ________________________________________________________

2. Ситуацией «_______________________» - единство матери и ребенка. Так называл социальную ситуацию развития младенческого возраста Л.С. Выготский.

3. В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей. Это чувство (подчеркните правильный ответ): а) чувство привязанности, б) чувство уважения, в) чувство уверенности

4. У младенца мышление (подчеркните правильный ответ): а) наглядно-действенное, б) элементарное, в) наглядно-образное

5. Кризис одного года связан с (подчеркните правильный ответ): а) стремлением ребенка к самостоятельности, б) со стремлением достичь желаемого, в) со стремлением к взрослости
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.

6. Общение по поводу предметов, по М.И. Лисиной, возникает:

а) во 2-м полугодии 1-го года жизни;

б) в начале третьего года жизни;

в) во 2-м полугодии 2-го года жизни;

г) в 1-м полугодии 2-го года жизни.

7. Кризис первого года жизни не связан с:

а) первыми актами протеста;

б) первыми словами;

в) развитием ходьбы;

г) эмоциональной привязанностью к матери.

8. Ведущий познавательный процесс первого года жизни ребенка:

а) мышление;

б) память;

в) речь;

г) ощущение и восприятие.
Рефлексия занятия
Допишите фразу: «Главное для младенца…………………………………

……………………………………………………………………………………...

…………………………………………….…………………………………………………………………………………………………................................................................................................................................................................................... »
ТЕМА 4.

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте
Вопросы для обсуждения

  1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

  2. Ведущая деятельность в раннем возрасте.

  3. Новообразования раннего возраста.

  4. Развитие психических процессов в период раннего возраста.

  5. Развитие речи в раннем возрасте.

  6. Кризис трёх лет и его поведенческие проявления. Л.С. Выготский о кризисе трёх лет.



Основные понятия темы: раннее детство, идентификация, социальная ситуация развития, орудийно-предметная деятельность, сензитивный период, кризис трех лет, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм автономная речь, потребность в эмоциональном контакте, система привязанности, диффузное значение слова.



Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в раннем детстве.


Познавательный процесс

Особенности развития

Роль родителей

Ощущение







Восприятие







Внимание







Память







Мышление







Воображение







Речь








Задание 2. Дима (2 г. 3 мес.) начал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, и на рисунке никак не появлялась ёлка, которую мальчик решил нарисовать.

Мама сказала, что сыну ещё рано рисовать. Но папа настойчиво вкладывал карандаш в руку Диме и водил им по бумаге. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом и у тебя получится», - сказал папа.

Мальчик полюбил рисовать и с нетерпением ждал папу с работы, чтобы вместе с ним заняться любимым делом.

Проанализируйте поведение родителей и укажите, кто из них прав и почему ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________

Проанализируйте действие папы с точки зрения теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Малыш настойчиво, с хныканьем пытается вставить один предмет в другой, но взрослых на помощь не зовет. Хнычет, но пытается. Делал это до тех пор, пока не получилось.

С какими явлениями в развитии ребенка связано его поведение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. С какими особенностями развития связан такой факт: годовалый ребенок увидел в зеркале свое отражение с пустышкой во рту. Пробовал взять эту пустышку, очень был удивлен, что не получилось. Смеялся и повторял движение.

Задание 5. Мише (1 г. 4 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

Дайте психологический анализ ситуации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Мама рассказывает: «Мой Алеша (2 г. 8 мес.) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши».

Однако замечаю, если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа,то сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает её».

Дайте психологический анализ ситуации.

Как привлечь внимание ребенка к устной речи?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки

  1. Допишите фразу:

а) отставание детей в психическом и личностном развитии из-за дефицита общения, внимания называется ______________________________