Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1492
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
__________________________________________________________________
в) раннее детство является сензитивным для
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. В раннем детстве доминирует вид:
а) мышления __________________________________________________
б) восприятия _________________________________________________
в) памяти _____________________________________________________
3. В раннем детстве появляется стремление (подчеркните правильный ответ): а) к взрослости, б) к самостоятельности, в) к самоконтролю
4. Симптомами кризиса 3 лет являются:
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
3) ____________________________________________________________
4) ____________________________________________________________
5) ____________________________________________________________
6) ____________________________________________________________
7) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.
5. Кризис трех лет - это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка» писал (а):
а) Л.И. Божович;
б) Д.Б. Эльконин;
в) Л.С. Выготский;
г) А.Н. Леонтьев.
6. Психологические условия возникновения сюжетно-ролевой игры в раннем детстве следующие, кроме:
а) отделение действия от предмета и его обобщение;
б) возникновение личного действия;
в) сравнение своего действия с действием взрослого;
г) взаимодействие с партнером.
7. Ведущим видом деятельности раннего детства является:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) непосредственно-эмоциональное общение;
в) предметная деятельность;
г) вербальное общение.
8. Каким термином обозначается реакция ребёнка, переживающего кризис трёх лет, который настаивает на чем-то не потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались?
а) негативизм;
б) деспотизм;
в) упрямство;
г) протест-бунт.
Рефлексия
Допишите фразу: «Трехлетний ребенок – это …………………………….
………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...»
ТЕМА 5.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения
Практические задания
Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Задание 2. Заполните таблицу психологической готовности к школе
Задание 3. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.
Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»
Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Дайте психологический анализ ситуации __________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.
Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть»
С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Полюбуйтесь-ка, игрушки
Я, как мама, не люблю На пуховые подушки
В доме беспорядка. Я накину кисею.
Одеяло расстелю Полюбуйтесь-ка, игрушки,
Ровненько да гладко. На работу на мою!
Е. Благинина
Какие чувства переживает девочка?______________________________
Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как должен вести себя взрослый?_________________________________
__________________________________________________________________
Задание 5. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»
Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.
Объясните причину подобного явления
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»
Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________
Задание 7. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».
Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как должны поступить педагог и родители?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки
а) Новообразованиями дошкольного возраста являются
_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Ведущим видом деятельности дошкольника является
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В дошкольном возрасте мышление (подчеркнуть):а) наглядно-действенное, б) наглядно-образное, в) словесно-логическое
3. Вставьте слово:
а) у дошкольника преобладает __________________________ внимание и память;
б) у дошкольника ____________________________________ самооценка.
4. Перечислите виды психологической готовности к школе:
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
3) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.
5. Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:
а) продуктивных видах деятельности;
б) сюжетно-ролевой игре;
в) учебной деятельности;
г) предметно-манипулятивной деятельности.
в) раннее детство является сензитивным для
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. В раннем детстве доминирует вид:
а) мышления __________________________________________________
б) восприятия _________________________________________________
в) памяти _____________________________________________________
3. В раннем детстве появляется стремление (подчеркните правильный ответ): а) к взрослости, б) к самостоятельности, в) к самоконтролю
4. Симптомами кризиса 3 лет являются:
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
3) ____________________________________________________________
4) ____________________________________________________________
5) ____________________________________________________________
6) ____________________________________________________________
7) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.
5. Кризис трех лет - это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка» писал (а):
а) Л.И. Божович;
б) Д.Б. Эльконин;
в) Л.С. Выготский;
г) А.Н. Леонтьев.
6. Психологические условия возникновения сюжетно-ролевой игры в раннем детстве следующие, кроме:
а) отделение действия от предмета и его обобщение;
б) возникновение личного действия;
в) сравнение своего действия с действием взрослого;
г) взаимодействие с партнером.
7. Ведущим видом деятельности раннего детства является:
а) сюжетно-ролевая игра;
б) непосредственно-эмоциональное общение;
в) предметная деятельность;
г) вербальное общение.
8. Каким термином обозначается реакция ребёнка, переживающего кризис трёх лет, который настаивает на чем-то не потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались?
а) негативизм;
б) деспотизм;
в) упрямство;
г) протест-бунт.
Рефлексия
Допишите фразу: «Трехлетний ребенок – это …………………………….
………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...»
ТЕМА 5.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения
-
Возрастные рамки дошкольного детства. Младший, средний и старший дошкольник. -
Социальная ситуация развития дошкольника. -
Развитие психических процессов в дошкольном возрасте. -
Развитие личности дошкольника. -
Особенности общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте. -
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности игры в младшем, среднем, старшем дошкольных возрастах.
Основные понятия темы: интериоризация мыслительных операций, эгоцентризм, предметная игра, сюжетно-ролевая игра, наглядно-образное мышление, эйдетическая память, самосознание, кризис 6-7 лет, личностные новообразования дошкольного возраста, структура игры, воображаемая ситуация, амплификация, потребность в любви и одобрении, полоролевая дифференциация, феномен «горькой конфеты», готовность к обучению в школе, психологическая готовность.
Практические задания
Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Познавательный процесс | Особенности развития | Роль воспитателя |
Ощущение | | |
Восприятие | | |
Внимание | | |
Память | | |
Мышление | | |
Воображение | | |
Речь | | |
Задание 2. Заполните таблицу психологической готовности к школе
Вид готовности | Содержание |
| |
| |
| |
Задание 3. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.
Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»
Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Дайте психологический анализ ситуации __________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.
Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть»
С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Полюбуйтесь-ка, игрушки
Я, как мама, не люблю На пуховые подушки
В доме беспорядка. Я накину кисею.
Одеяло расстелю Полюбуйтесь-ка, игрушки,
Ровненько да гладко. На работу на мою!
Е. Благинина
Какие чувства переживает девочка?______________________________
Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как должен вести себя взрослый?_________________________________
__________________________________________________________________
Задание 5. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»
Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.
Объясните причину подобного явления
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»
Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________
Задание 7. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».
Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как должны поступить педагог и родители?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки
-
Допишите фразу:
а) Новообразованиями дошкольного возраста являются
_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Ведущим видом деятельности дошкольника является
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В дошкольном возрасте мышление (подчеркнуть):а) наглядно-действенное, б) наглядно-образное, в) словесно-логическое
3. Вставьте слово:
а) у дошкольника преобладает __________________________ внимание и память;
б) у дошкольника ____________________________________ самооценка.
4. Перечислите виды психологической готовности к школе:
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________
3) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.
5. Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:
а) продуктивных видах деятельности;
б) сюжетно-ролевой игре;
в) учебной деятельности;
г) предметно-манипулятивной деятельности.