Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1492

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
__________________________________________________________________

в) раннее детство является сензитивным для

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. В раннем детстве доминирует вид:

а) мышления __________________________________________________

б) восприятия _________________________________________________

в) памяти _____________________________________________________

3. В раннем детстве появляется стремление (подчеркните правильный ответ): а) к взрослости, б) к самостоятельности, в) к самоконтролю

4. Симптомами кризиса 3 лет являются:

1) ____________________________________________________________

2) ____________________________________________________________

3) ____________________________________________________________

4) ____________________________________________________________

5) ____________________________________________________________

6) ____________________________________________________________

7) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.

5. Кризис трех лет - это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка» писал (а):

а) Л.И. Божович;

б) Д.Б. Эльконин;

в) Л.С. Выготский;

г) А.Н. Леонтьев.

6. Психологические условия возникновения сюжетно-ролевой игры в раннем детстве следующие, кроме:

а) отделение действия от предмета и его обобщение;

б) возникновение личного действия;

в) сравнение своего действия с действием взрослого;

г) взаимодействие с партнером.

7. Ведущим видом деятельности раннего детства является:

а) сюжетно-ролевая игра;

б) непосредственно-эмоциональное общение;

в) предметная деятельность;

г) вербальное общение.

8. Каким термином обозначается реакция ребёнка, переживающего кризис трёх лет, который настаивает на чем-то не потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались?

а) негативизм;

б) деспотизм;

в) упрямство;

г) протест-бунт.

Рефлексия


Допишите фразу: «Трехлетний ребенок – это …………………………….

………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...»
ТЕМА 5.

Психическое развитие ребенка дошкольного возраста
Вопросы для обсуждения

  1. Возрастные рамки дошкольного детства. Младший, средний и старший дошкольник.

  2. Социальная ситуация развития дошкольника.

  3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

  4. Развитие личности дошкольника.

  5. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

  6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности игры в младшем, среднем, старшем дошкольных возрастах.




Основные понятия темы: интериоризация мыслительных операций, эгоцентризм, предметная игра, сюжетно-ролевая игра, наглядно-образное мышление, эйдетическая память, самосознание, кризис 6-7 лет, личностные новообразования дошкольного возраста, структура игры, воображаемая ситуация, амплификация, потребность в любви и одобрении, полоролевая дифференциация, феномен «горькой конфеты», готовность к обучению в школе, психологическая готовность.



Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.


Познавательный процесс

Особенности развития

Роль воспитателя

Ощущение







Восприятие







Внимание







Память







Мышление







Воображение







Речь








Задание 2. Заполните таблицу психологической готовности к школе


Вид готовности

Содержание




















Задание 3. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.

Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.

- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?


Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»

Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.

Дайте психологический анализ ситуации __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие качества личности формируются у детей в данной игре?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. «Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Аня, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая, - отвечает мама, - кашу варят только взрослые». «Я хочу», - настаивает девочка.

Наконец, мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играть»

С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Ани?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Полюбуйтесь-ка, игрушки

Я, как мама, не люблю                На пуховые подушки

В доме беспорядка.                     Я накину кисею.

Одеяло расстелю                         Полюбуйтесь-ка, игрушки,

Ровненько да гладко.                   На работу на мою!

                                                                Е. Благинина

Какие чувства переживает девочка?______________________________

Как трудовая деятельность влияет на развитие самосознания ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Как должен вести себя взрослый?_________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5. Ребенку подготовительной к школе группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?»

Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает.

Объясните причину подобного явления

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»

Какая особенность речи дошкольников проявилась в ситуации?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________

Задание 7. Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: «Вот наш мальчик. Он очень способный, весёлый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов».

Такая рекомендация насторожила опытного педагога. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявил успехов в учении, хотя и старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать неохотно.

Почему Ваня не проявил своих способностей в учении?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как должны поступить педагог и родители?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки

  1. Допишите фразу:

а) Новообразованиями дошкольного возраста являются

_________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Ведущим видом деятельности дошкольника является

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В дошкольном возрасте мышление (подчеркнуть):а) наглядно-действенное, б) наглядно-образное, в) словесно-логическое

3. Вставьте слово:

а) у дошкольника преобладает __________________________ внимание и память;

б) у дошкольника ____________________________________ самооценка.

4. Перечислите виды психологической готовности к школе:

1) ____________________________________________________________

2) ____________________________________________________________

3) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.

5. Социальная ситуация развития дошкольника выражается прежде всего в:

а) продуктивных видах деятельности;

б) сюжетно-ролевой игре;

в) учебной деятельности;

г) предметно-манипулятивной деятельности.