Файл: Методические указания для студентов тема Предмет, задачи и методы возрастной психологии и основные закономерности психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1530

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. В игре, по А.Н. Леонтьеву, складывается новообразование:

а) соподчинение мотивов;

б) внутренний план действия;

в) адекватная самооценка;

г) любознательность.

7. Показателем психологической готовности ребенка к школе, по Н.Г. Салминой, является следующее новообразование:

а) познавательный интерес;

б) произвольность;

в) рефлексия;

г) интеллектуальная децентрация.

8. Появление в речи дошкольника новых несуществующих слов построенных по законам родного языка носит название:

а) словотворчество;

б) нарушение речевого развития;

в) дислалия;

г) дефект речи.
Рефлексия

Продолжите фразу: «Чтобы дошкольник был подготовлен к школе, необходимо ……………………………………………………………………….

………...…………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………...............................................................................................................»
ТЕМА 6.

Особенности психического развития младшего школьника
Вопросы для обсуждения

  1. Готовность к школьному обучению. Виды готовности.

  2. Диагностика уровня готовности ребёнка к школе.

  3. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

  4. Кризис семи лет.

  5. Адаптация ребёнка в школе.

  6. Развитие личности младшего школьника (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание).

  7. Мотивация учебной деятельности младшего школьника: специфика, виды и развитие.

  8. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

  9. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

  10. Структура учебной деятельности.


Основные понятия темы: школьная зрелость, внутренняя позиция школьника, интеллектуальная готовность к школе, учебная деятельность, учебная ситуация, мотив учебной деятельности, мотив самосовершенствования, мотив самоопределения, учебная задача учебные действия, социальные мотивы, самооценка, произвольность психических процессов, рефлексия, внутренний план действий,
этика сотрудничества, школьная дезадаптация, референтная группа, конформ­ность.
Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.


Познавательный процесс

Особенности развития

Роль учителя

Ощущение







Восприятие







Внимание







Память







Мышление







Воображение







Речь








Задание 2. Сережа (6 лет 5 мес.) учится в первом классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».

- А когда он был главным? – удивилась мама.

- В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать и падать, когда мы играли.

- А теперь он не умеет этого делать?

- Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!

- А что же теперь главное?

- Теперь главное: как ты учишься.

С каким явлением в развитии ребенка связано его поведение?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Ребенок (ученик 1 класса) отказывается идти в школу. Определите возможные причины поведения ребенка и пути помощи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. В младших классах учительница поручила неуспевающим школьникам помогать другим неуспевающим. В результате повысилась их собственная успеваемость.

За счёт чего повысилась успеваемость таких школьников?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Учительница первого класса старалась активизировать учебную деятельность учащихся на уроке. Она стремилась, чтобы ее уроки проходили живо и эмоционально. Когда кто-то из учащихся тянул время с ответом, она нетерпеливо прерывала его и спрашивала других.



Постепенно класс разделился на очень активных, быстрых учеников и пассивных, медлительных. Среди пассивных оказался Петя, который нередко заикался во время ответа. Учительница сразу делала выводы: «Садись, не выучил».

Проанализируйте данную ситуацию. Дайте оценку взаимоотношений учителя и учеников _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Витя (6 лет) в начале обучения в школе с трудом усваивал процесс письма. Его навыки письма очень медленно развивались.

Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.

С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Папа задал Юре (7 лет) такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»

Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог её решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.

О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Младшим школьникам очень трудно сосредотачивать внимание на непонятном сложном материале.

В чём причина? Как должен решать этот вопрос учитель?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест для самопроверки

  1. Допишите фразу:

а) новообразованиями младшего школьного возраста являются

__________________________________________________________________

б) ведущим видом деятельности младшего школьника является

____________________________________________________________________________________________________________________________________

в) в начале обучения у младшего школьника преобладает такое внимание как

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. У младшего школьника мышление (подчеркните правильный ответ): а) наглядно-действенное, б) наглядно-образное, в) словесно-логическое.


3. Младший школьный возраст является сензитивным для (подчеркните правильный ответ): а) самовоспитания, б) развития речи, в) формирования двигательных навыков

4. Причины рассеянности младших школьников на уроке:

а) ____________________________________________________________

б) ____________________________________________________________

в) ____________________________________________________________

г) ____________________________________________________________

д) ____________________________________________________________

5. Мотивы учения младших школьников:

а) ____________________________________________________________

б) ____________________________________________________________

в) ____________________________________________________________

г) ____________________________________________________________

д) ____________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы. Выберите тот ответ, который является наиболее точным.

6. Структура учебной деятельности младшего школьника включает в себя:

а) задачу;

б) действие;

в) контроль;

г) рефлексию.

7. Ведущая социальная система младшего школьника:

а) «ребенок – родитель»;

б) «ребенок – учитель»;

в) «ребенок – сверстники»;

г) «ребенок – взрослый».

8. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:

а) мышление;

б) внимание;

в) память;

г) восприятие.
Рефлексия

Продолжите фразу: «Учебная деятельность является главной деятельностью для младшего школьника, т.к. ………………………………….

……………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………...»

ТЕМА 7.

Психические особенности развития подростка
Вопросы для обсуждения

  1. Биологические детерминанты развития в подростковом возрасте.

  2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

  3. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.

  4. Особенности взаимоотношений подростка с взрослыми.

  5. Подростковый кризис: проявления и причины.

  6. Подростковые реакции.

  7. Понятие «акцентуация характера». Проявление акцентуаций в подростковом возрасте.

  8. Учебная деятельность в подростковом возрасте.

  9. Развитие познавательных процессов подростков.

  10. Психологические новообразования подросткового возраста.

  11. Трудные подростки. Делинквентное и девиантное поведение.


Основные понятия темы: отрочество, физиологический пубертат, социальная ситуация развития подростка, теоретическое рефлексивное мышление, самосознание, образ тела, «Я» - концепция, идентичность, мотивация, амбивалентность отношений, абстрактное мышление, кризис в подростковом возрасте, негативизм, чувство взрослости, самоутвержде­ние, феномены подросткового возраста, референтная группа, конформ­ность.
Практические задания

Задание 1. Заполните таблицу, указав особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте.


Познавательный процесс

Особенности развития

Роль учителя

Ощущение







Восприятие







Внимание







Память







Мышление







Воображение







Речь








Задание 2. Подросток Миша (13 лет) часто грубит, ведёт себя непристойно. Младших обижает, кривляется.