Файл: Поддержка государства и общественных организаций развития малого предприятия в России.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства
1.1. Сущность и анализ деятельности малого предпринимательства в России
1.2. Основы поддержки государства и общественных организаций в развитии малого предпринимательства
2. Анализ механизма государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
2.1. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в современных условиях
3.1. Проблемы и направления совершенствования механизма государственной поддержки в России
стимулирования малого бизнеса и разделения рисков39.
Современные экономические условия хозяйствования диктуют необходимость повышения внимания органов государственной власти к оценке эффективности их деятельности, а также к анализу социально-экономических показателей и выявлению резервов для их улучшения. Особое внимание государственных органов повышается к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, поскольку малым предприятиям отводится ключевая роль в реализации социально-экономических и инновационных задач.
На пути развития малого предпринимательства в настоящее время стоят многочисленные барьеры, так, например, административные барьеры приводят к долговременному принятию разрешительных процедур из-за структурной сложности и противоречивости нормативно- правовой базы. Так же в ряде проблем необходимо выделить слабый и ограниченный доступ к получению государственных и муниципальных заказов. Особого обращения на себя требует финансово- кредитный механизм, выраженный в трудной доступности кредитов и высокой процентной ставке для большей части малых предприятий, недостаточно развито и льготное кредитование. В экономической и правовой безопасности выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной консультационной и информационной поддержкой. Отмечается и дефицит профессиональных кадров как для малых предприятий, так и для инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
В федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены ключевые принципы поддержки малого предпринимательства. Среди них выделены:
Так же закон определяет со стороны органов государственной власти и местного самоуправления основные виды государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, к ним относятся:
Поэтому в текущих экономических условиях эффективная государственная поддержка малого предпринимательства не может реализовываться без формирования системного механизма, позволяющего задействовать социально-экономический, бюджетный и инновационный потенциал субъектов предпринимательства, и который способствовал бы эффективному распределению бюджетных ресурсов.
Понятие «механизм» определяется в современных энциклопедических словарях как:
1) система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности, например, механизм оценки государственной поддержки;
2) совокупность взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект.
В рассмотренных определениях выделены основные аспекты, которые относятся к категории «механизм» в целом, на их основании возможно раскрытие особенностей содержания, относящихся к механизму государственной поддержки малого предпринимательства.
Специфика экономического механизма отличается тем, что он рассматривается как элемент воздействия на какой-либо объект, его составляющие находятся в строго определенной последовательности и имеют чёткий целенаправленный ориентир для достижения определённых задач. В таком случае несоответствие или отсутствие одного из элементов чётко определенным параметрам может привести к неэффективному функционированию механизма в целом. Обладая системными свойствами, механизм не сводится к простой сумме его составных элементов, он является более сложным по своей структуре, что превосходит совокупность его элементов, порождая своего рода эффект синергии при органично взаимосвязанных и неразделимых процессах. Механизмы могут являться частью более общих структур хозяйственных механизмов.
Итак, механизм оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой организованную взаимодействующую систему экономических явлений, состоящую из совокупности институциональных факторов, обеспечивающих органам государственной власти достижение заданных или прогнозируемых результатов в определенных расчетных режимах.
Модельное представление механизма оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, соответствуя общей схеме для построения механизма регуляционного характера, включает в себя следующие необходимые элементы:
Механизм оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, включающих себя: звено управляющего воздействия, цели, формы и методы государственной поддержки, систему критериев, позволяющих оценить реализацию проектов, заявленных для государственной поддержки, а также оценить государственную поддержку малого предпринимательства в целом и принять меры по её эффективности.
В целом составляющие блоки механизма государственной поддержки малого предпринимательства можно представить следующим образом: органы исполнительной власти, формы, виды и методы поддержки, условия функционирования и источники финансирования государственной поддержки малого предпринимательства, правовое и ресурсное обеспечение, оценка эффективности государственной поддержки, контроль результатов.
Ключевая роль в функционировании механизма государственной поддержки малого предпринимательства относится к государственным органам исполнительной власти, которые запускают, реализуют и контролируют процесс оценки эффективности государственной поддержки. Основная цель органов исполнительной власти заключается в оказании организационных, консультационных, информационных и других услуг субъектам малого предпринимательства, а также в конкурсном отборе предпринимательских заявок для получения государственной поддержки, выявляя наиболее перспективные субъекты хозяйствования, и в рациональном распределении государственных финансовых средств.
Реализация оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в представленном механизме приводит к повышению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет, конкурентоспособности товаров и услуг, развитию инновационной активности, что является значимыми факторами в формировании социально-экономических эффектов от деятельности малого предпринимательства.
Рисунок 3 — Механизм оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства
Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, как управленческая функция, должна проводиться, учитывая приоритеты реализации административной реформы, и быть направленной на повышение эффективности управления как господдержки, так и деятельности органов исполнительной власти, ориентированного на результат.
2.2. Формирование механизма оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства
Современные экономические условия хозяйствования диктуют необходимость повышения внимания органов государственной власти к оценке эффективности их деятельности, а также к анализу социально-экономических показателей и выявлению резервов для их улучшения. Особое внимание государственных органов повышается к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, поскольку малым предприятиям отводится ключевая роль в реализации социально-экономических и инновационных задач.
На пути развития малого предпринимательства в настоящее время стоят многочисленные барьеры, так, например, административные барьеры приводят к долговременному принятию разрешительных процедур из-за структурной сложности и противоречивости нормативно- правовой базы. Так же в ряде проблем необходимо выделить слабый и ограниченный доступ к получению государственных и муниципальных заказов. Особого обращения на себя требует финансово- кредитный механизм, выраженный в трудной доступности кредитов и высокой процентной ставке для большей части малых предприятий, недостаточно развито и льготное кредитование. В экономической и правовой безопасности выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной консультационной и информационной поддержкой. Отмечается и дефицит профессиональных кадров как для малых предприятий, так и для инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
В федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены ключевые принципы поддержки малого предпринимательства. Среди них выделены:
-
формат заявительного порядка обращения субъектов малого предпринимательства для государственной поддержки; -
равный доступ субъектов малого предпринимательства, которые соответствуют критериям, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными государственными программами поддержки, к участию в соответствующих программных мероприятиях; -
открытая процедура предоставления государственной поддержки; -
доступность инфраструктуры государственной поддержки для всех субъектов малого предпринимательства.
Так же закон определяет со стороны органов государственной власти и местного самоуправления основные виды государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, к ним относятся:
-
финансовая и имущественная (статья 17 и 18); -
информационная (статья 19); -
консультационная (статья 20); -
поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (статья 21); -
поддержка в области промышленного производства и инноваций (статья 22); -
поддержка внешнеэкономической деятельности (статья 23); -
поддержка в области ремесленной деятельности (статья 24); -
поддержка субъектов малого предпринимательства, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность (статья 25).
Поэтому в текущих экономических условиях эффективная государственная поддержка малого предпринимательства не может реализовываться без формирования системного механизма, позволяющего задействовать социально-экономический, бюджетный и инновационный потенциал субъектов предпринимательства, и который способствовал бы эффективному распределению бюджетных ресурсов.
Понятие «механизм» определяется в современных энциклопедических словарях как:
1) система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности, например, механизм оценки государственной поддержки;
2) совокупность взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект.
В рассмотренных определениях выделены основные аспекты, которые относятся к категории «механизм» в целом, на их основании возможно раскрытие особенностей содержания, относящихся к механизму государственной поддержки малого предпринимательства.
Специфика экономического механизма отличается тем, что он рассматривается как элемент воздействия на какой-либо объект, его составляющие находятся в строго определенной последовательности и имеют чёткий целенаправленный ориентир для достижения определённых задач. В таком случае несоответствие или отсутствие одного из элементов чётко определенным параметрам может привести к неэффективному функционированию механизма в целом. Обладая системными свойствами, механизм не сводится к простой сумме его составных элементов, он является более сложным по своей структуре, что превосходит совокупность его элементов, порождая своего рода эффект синергии при органично взаимосвязанных и неразделимых процессах. Механизмы могут являться частью более общих структур хозяйственных механизмов.
Итак, механизм оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой организованную взаимодействующую систему экономических явлений, состоящую из совокупности институциональных факторов, обеспечивающих органам государственной власти достижение заданных или прогнозируемых результатов в определенных расчетных режимах.
Модельное представление механизма оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, соответствуя общей схеме для построения механизма регуляционного характера, включает в себя следующие необходимые элементы:
-
управляющий элемент как источник, запускающий в действие механизм оценки эффективности малого предпринимательства: органы исполнительной власти; -
цель как установленный результат функционирования механизма: оценка эффективности реализации государственных программ поддержки. -
форма как организационное оформление реализации методического обеспечения: программные мероприятия, а также финансовое обеспечение программ государственной поддержки; -
методы как необходимый инструментарий для процессов достижения установленной цели: нормативно-правовая поддержка, финансово-кредитная, информационная, консультационная и производственно-техническая поддержка; -
средства как совокупность источников ресурсов: финансовое субсидирование; предоставление поручительств по кредитам; предоставление льготных займов; компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам; государственные и муниципальные гарантии по обязательствам субъектов малого предпринимательства; -
система критериев и показателей эффективности как оценка эффективности государственной поддержки: оценка интегрального критерия, включающего уровень налоговых поступлений в бюджет, увеличение рабочих мест, уровень инновационной активности и уровень объёма производства к уровню государственной поддержки малого предпринимательства; -
меры управленческого воздействия как инструмент контроля за реализацией программных мероприятий, освещения результатов и подготовки дальнейших управленческих решений. Механизм оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства ориентирован на выполнение следующих задач: -
создание новых и сохранение рабочих мест; -
обеспечение занятости; -
увеличение налоговых поступлений в бюджет; -
увеличение объёмов производства предприятий; -
развитие инновационной активности предприятий; -
поддержание конкурентной среды.
Механизм оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, включающих себя: звено управляющего воздействия, цели, формы и методы государственной поддержки, систему критериев, позволяющих оценить реализацию проектов, заявленных для государственной поддержки, а также оценить государственную поддержку малого предпринимательства в целом и принять меры по её эффективности.
В целом составляющие блоки механизма государственной поддержки малого предпринимательства можно представить следующим образом: органы исполнительной власти, формы, виды и методы поддержки, условия функционирования и источники финансирования государственной поддержки малого предпринимательства, правовое и ресурсное обеспечение, оценка эффективности государственной поддержки, контроль результатов.
Ключевая роль в функционировании механизма государственной поддержки малого предпринимательства относится к государственным органам исполнительной власти, которые запускают, реализуют и контролируют процесс оценки эффективности государственной поддержки. Основная цель органов исполнительной власти заключается в оказании организационных, консультационных, информационных и других услуг субъектам малого предпринимательства, а также в конкурсном отборе предпринимательских заявок для получения государственной поддержки, выявляя наиболее перспективные субъекты хозяйствования, и в рациональном распределении государственных финансовых средств.
Реализация оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в представленном механизме приводит к повышению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет, конкурентоспособности товаров и услуг, развитию инновационной активности, что является значимыми факторами в формировании социально-экономических эффектов от деятельности малого предпринимательства.
Рисунок 3 — Механизм оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства
Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, как управленческая функция, должна проводиться, учитывая приоритеты реализации административной реформы, и быть направленной на повышение эффективности управления как господдержки, так и деятельности органов исполнительной власти, ориентированного на результат.