Файл: 20212022 уч. Год Вопрос Ответ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1622

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Народное недовольство возглавил Есет Котибарулы, который 18 июня 1847 г. в районе реки
Жем напал на карательный отряд, шедший из Оренбурга, но потерпевпоражение отступил Вплоть до середины х гг. XIX в. Есет не прекращал борьбу и сопротивлялся царским властям Осенью 1858 г. Есет батыр поехал в Оренбург и был вынужден признать царскую власть.
Восстание 1858 года Причины Насильственное изъятие и раздача своим родственникам казахских и кыргызских земель Увеличение налогов и введение налога в размере 3 р к. с незамужних женщин
3. Продажа казахских детей на рынках Средней Азии
Основные районы районы Туркестана, Шым-кента, Мерке, Сайрама, Жанакоргана. Самый крупный центр восстания - Аулиеата. Весной 1858 г. восставшие окружили кокандские гарнизоны в Аулиеате, Шымкенте, Токмаке и др. В мае 1858 г. повстанцы захватили Сузак, Мерке, Шолаккорган и осадили Жанакорган и Туркестан Под Пишпеком повстанцы разгромили кокандские войска Из-за сговора отдельных казахских феодалов с кокандским ханом Худияром летом 1858 г. восстание было подавлено. Причины поражения
1. Стихийность выступления
2. Слабость его организации Предательство феодалов. Значение Объединенное движение казахского и кыргызского народов Ускорило освобождение Южного Казахстана от кокандского иго и присоединение этих районов в состав России. учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 163-168)
38. Охарактеризуйте первый этап национально- освободительной борьбы казахского народа конец Х века – начало XX века. На новом этапе в борьбу вступили люди с новым мировоззрением. Под влиянием развития капитализма на Западе ив России с конца XIX в. Многие казахские деятели стали мечтать о реформировании традиционного общества и создании современного национального государства – пока в виде автономии в составе будущей демократической России. Казахская интеллигенция была охвачена идеями автономии и прогресса. Поскольку основной проблемой был земельный вопрос, связанный с сокращением пастбищных земель кочевников из-за казачьей и крестьянской колонизации, степная интеллигенция пыталась решить его с помощью легальных политических способов- парламентской трибуны и органов печати (газета Казах, журнал «Айкап»)
Значение революции 1905-1907 гг. в истории Казахстана состоит в пробуждении в крае политической жизни. Самодержавие революцией было серьезно расшатано и оно пошло на некоторые уступки, что нашло выражение, например, в предоставлении национальным меньшинствам избирательных прав для участия в выборах в Государственную Думу ив избрании депутатами 4 казахов.(Первая Государственная Дума – БукейхановА, Байтурсынов А, Беремжанов Б, Кулманов; депутаты Второй Государственной Думы _ Б. Каратаев, М.
Тынышпаев). Активно выступали против переселенческой политики царизма. Зарождение политических партий связано тоже с революцией 1905-1907 гг. и подъемом общественно-политического движения в России ив т.ч. в Казахстане. Исходным этапом создания первой казахской политической партии «Алаш», оставившей крупный след в политической истории Казахстана, да и не только Казахстана, стал делегатский съезд, состоявшийся в декабре 1905 г. в Уральске, на котором был создан Казахский филиал Российской «конституционно-демократической партии. Избранный делегатом учредительного съезда кадетов Букейханов на нем был избран членом ЦК этой партии, а потом по кадетскому списку и депутатом Государственной Думы. А. Букейханов стал лидером партии «Алаш» вплоть до ее роспуска Советской властью осенью
1919 года. Начало и характер НОД 1916 года в Казахстане Причины восстания. Вначале века быстрыми темпами шла колонизация азиатской части
Российской империи. В 1907-1912 годах из европейской части России были переселены в восточные районы 2 млн 400 тыс. человек. В конце XIX - начале XX века в Туркестанском крае был организован 941 переселенческий поселок. К 1917 году в Казахстане было изъято более
45 млн десятин пахотных земель и пастбищных угодий. Само существование казахской нации стало острой проблемой, - писал в 1913 году А. Байтурсынов. Массовое изъятие земель резко осложнило отношения между кочевым населением и русскими и украинскими переселенцами. После 1899 года этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи — писал Т. Рыскулов (1894-1943), партийный и государственный деятель, один из организаторов
Советской власти в Казахстане и Средней Азии, талантливый публицист, участник восстания
1916 года. Еще более интенсивным стало ограбление казахской Степи в годы Первой мировой войны
(1914-1918).
В газете Казах вышла статья А. Бокейханова Снова война, где говорилось о несправедливости войны, о политике насилия, проводимой сильными государствами.

Из Казахстана по принудительным ценам увозили скот, для армии реквизировали кибитки и кошмы. Выросли налоги, принудительно распространялись государственные займы. В 1916 году предполагалось изъять новые земли для переселенцев. Для работы в кулацких хозяйствах и на предприятиях добровольно вербовались казахи-батраки. Национальное и социальное угнетение стало основной причиной народного восстания. Поводи начало восстания. Поводом к восстанию 1916 года стал Указ российского императора Николая II от 25 июня 1916 года о наборе джигитов-казахов на тыловые работы
: строительство оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии. Набору подлежало трудоспособное кочевое население в возрасте от 19 до 43 лет. Из Туркестана и Степного края предполагалось призвать более 500 тыс. джигитов. В Степи начались массовые волнения. Секретным приказом генерал-губернатора Куропаткина от 23 августа 1916 года освобождались от набора на тыловые работы определенные группы казахского населения. Этим царскому правительству удалось отколоть от общенационального движения должностные лица, часть байства и мусульманского духовенства. Входе разраставшегося национально-освободительного движения народ восстанавливал традиционные доколониальные институты государственного управления. Из представителей степной аристократии повсеместно избирались ханы. В Иргизском и Тургайском уездах ханами были провозглашены 9 представителей степной знати. В Чурубай-Нуринской волости ханом был избран Нурлан Кияшев, в Карашагской волости –
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Оспан Шонов. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной управитель Бекболат
Ашекеев. В Тургайском уезде ханом избрали Адулгафара Жанбосынова, внука влиятельного бия Среднего жуза - Нияза. Входе восстания была воссоздана структура власти «елбеги» - глава администрации
«жасакши» - судейская коллегия «казнаши» - казначейство «сардарбек» - командующий повстанческой армией. Позиция национальной интеллигенции. В Казахстане по отношению к царскому указу образовалось две партии 1) согласная дать рабочих 2) не желающая выполнять приказ. К первой партии относились баи, колониальная местная администрация (волостные управители, аульные старшины. К национально-освободительному движению примкнула революционно-демократическая
интеллигенция Турар Рыскулов, Токаш Бокин, Сакен Сейфуллин, Сейткали Мендешев, Алиби Джангильдин. Иной позиции придерживалась национально-демократическая интеллигенция, возглавляемая
Алиханом Букейхановым, Ахметом Байтурсыновым и Мыржакыпом Дулатовым. А.
Байтурсынов считал, что казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, привлечение к черной работе считаем унизительным. Представители либерально-демократической интеллигенции считали, что сопротивление царскому указу повлечет за собой жертвы и кровопролитие. Они придерживались тактики разумного компромисса с царским правительством, считая главным сохранение этнической целостности народа. Бахытжан Каратаев даже пытался отговорить царское правительство от мобилизации коренного населения и отозвать из Казахстана карательные войска. Характер движения и его движущие силы. Движение 1916 года носило антиколониальный, антиимпериалистический характер. В национально-освободительном движении 1916 года, охватившем весь Казахстан, основной движущей силой стали казахские шаруа. В нем участвовали также казахские рабочие. На стороне восставших были представители других национальностей Средней Азии дунгане, уйгуры, узбеки, кыргызы. Руководителями Семиреченского центра движения 1916 года стали Б. Ашекеев, Т. Бокин, в дальнейшем активный участник установления Советской власти в Казахстане. Руководители Каркаринского очага восстания 1916 года - Жаменке Мамбетов,
Узак Саурыков, Тургайского центра движения 1916 года - Амангельды Иманов, А.
Джангильдин, А. Жанбосынов. Февральская революция вызвала рост национального самосознания народов. Казахская интеллигенция предприняла попытку создания автономии – новой формы казахской государственности. Ее лидеры отошли от кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу, созвав общеказахстанский съезди создали в июле 1917 г. национальную партию «Алаш», во главе с А. Букейхановым. В декабре г. была провозглашена автономия Алаш в составе областей с преимущественно казахским населением. Вся исполнительная власть была передана Временному народному совету Алаш Орда в составе 25 человек. Председатель – А. Букейханов. Была разработана программа партии
«Алаш». Проект программы был напечатан в газете Казах, где провозглашались либерально- демографические ценности право частной собственности, равноправие, неприкосновенность

личности, свобода слова, печати исоюзов. В ноябре г. нВ Туркестанском мусульманском съезде в Коканде была создана Туркестанская (Кокандская) автономия. Во главе ее стояли М. Тынышпаев и М. Чокай. В отличии от лидеров Алаш, развивавших идеи национальной автономии, М. Чокай был сторонником территориальной автономии автономия должна была объединить все мусульманские народы Центральной Азии (идеология пантюркизма). Была разгромлена отрядами Красной армии в феврале 1918 г. Вывод с конца XIX в. Национально-освободительная борьба казахского народа вступила в новый этап. С одной стороны, по-прежнему происходили народные выступления за восстановление доколониальных порядков (НОД 1916 гс другой стороны, протестное движение получило новое идейно-политическое содержание. Лидеры «Алаш» боролись за объединение казахского этноса в нацию и восстановление казахской государственности в форме автономии в составе демократической России. Основной причиной поражения
Кокандской автономии стала утопичность ее либерально-демократической и пантюркистской программы в условиях господства традиционного мировоззрения среди населения Туркестана. Идеи «Алаш» были более реалистичны и повлияли на национальную политику Советской власти. Источник : учебник 10 кл.,(автор ЗА. Джандосова) пс. Охарактеризуйте Алашскую и Туркестанскую (Кокандскую) автономии как попытку восстановления государственного суверенитета. Казахская интеллигенция предприняла попытку создания автономии — новой формы казахской государственности. Ее лидеры отошли от кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу, созвали обшеказахский съезди создали в июле 1917 г национальную партию “Алаш” во главе с А. Букейхановым. Они выступили за немедленный созыв Учредительного собрания п утверждение федеративного демократического — устройства новой России. Второй съезд, состоявшийся в Оренбурге уже после Октябрьской революци, 5-13 декабря 1917 г. провозгласил территориально-национальную автономию Алаш в составе областей с преимущественно казахским населением. Вся исполнительная власть была передана Временному народному совету Алаш Орда в составе 25 человек, председателем автономии был избран А. Букейханов. Конституцию автономии должно было утвердить Всероссийское Учредительное собрание. Проект программы партии “Аллаш“ был опубликован 21 ноября 1917 г. в газете Казах. Составителями были А. Букейханов, М. Дулатов и А. Беремжанов. В программе провозглашались либерально-демократические ценности право частной собственности, равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Национальным

меньшинствам гарантировались права и представительство в органах власти. Алаш Орда располагалась в Семипалатинске, позже было образовано Западное отделение. Лидеры Алаш Орды отрицательно отнеслись к Октябрьской революции. На национальных окраинах революция носила колониальный характер она делалась людьми, зараженными шовинизмом и, как правило, игнорировавшими существование мусульманского населения. Сначала гражданской войны Алаш Орла встала на сторону белого движения, создав свои военные формирования. Они сражались с Красной Армией, в том числе с ее казахскими частями (А. Иманов. А. Джангильдин). Весной 1919 г, вовремя наступления армии Колчака, алашордынцы подняли восстание в Тургайской степи. Поражение Колчака, раскол в казахском обществе на белых и красных и наступление Красной Армии вынудили Алаш Орду вступить в переговоры с Советской властью. Алашордынцы получили амнистии, но автономия
Алаш была ликвидирована.
(учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 172) Туркестанская (Кокандская) автономия. В ноябре 1917 г. на Туркестанском мусульманском съезде в Коканде была создана Туркестанская (Кокандская) автономия. Во главе ее стояли М.
Тыньшпаев и М. Чокаев. В отичие от лидеров Алаш, развивавших идеи национальной автономии, М. Чокаев был сторонником территориальной автономии автономия должна была объединить все мусульманские народы Центральной Азии.
Идея Туркестанской автономии была связана с идеологией пантюркизма, направленной на политическую консолидацию тюркских народов на основе их языковой и культурной общности.
Кокандская автономия была разгромлена отрядами Красной Армии в феврале 1918 г Антисоветское басмаческое движение Ферганы не поддержало Кокандскую автономию, так как его лидеры были нацелены не на модернизацию, а на восстановление Кокандского ханства со всеми его архаическими чертами. Подведем итог с конца ХГХ в. национально-освободительная борьба казахского народа вступила в новый этап. С одной стороны, по-прежнему происходили народные выступления за восстановление доколониальных порядков (восстание 1916 г. С другой стороны, протестное движение получило новое идейно-политическое содержание.
Лилеры “Алаш” боролись за объединение казахского этноса в нацию и воссоздание казахской государственности в форме автономии в составе демократической России. Основной причиной поражения Кокандской автономии стала утопичность ее либерально-демократической и пантюркистской программы в условиях господства традиционного мировоззрения среди