Файл: 20212022 уч. Год Вопрос Ответ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1621

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
населения Туркестана. Иден “Алаш’” были более реалистичными и повлияли на национальную политику Советской власти.
(учебник История Казахстана 10 класс, Мектеп 2019; стр. 173)
40. Охарактеризуйте основные этнические группы в процессе изменения этнического состава населения Казахстана вначале вв. Начало изменения моноэтнического состава населения края. С XVIII века казачье и военное население в основном располагалось в крепостях, редутах, форпостах и казачьих станицах. Дох годов XIX века почти все население Казахстана составляли казахи. С 1824 года, с созданием окружных приказов, военно-казачье и позднее крестьянское население России начинает расселяться в Северо-Восточном Казахстане. Более активное переселение крестьян началось во второй половине ХІХ века после отмены в 1861 году крепостного права в России и начала административных реформ.
В 1897 году в Казахстане проживало более 4 млн человек, из них 80% составляли казахи. Остальная часть населения состояла из казаков и крест ьян-переселенцев, а также уйгуров, дунган, татар, узбеков и представителей других этнических групп. Значительная часть переселенцев оказалась в Казахстане в последней четверти XIX – начале XX века.
Русское население Первыми русскими переселенцами в Казахстане стали казаки и представители военного сословия Для того чтобы заселить новые территории, самодержавие прибегало как к вольной колонизации, таки к принудительным наборами ссылкам. Иногда крестьянство пополнялось за счет беглого населения Украинцы. Первые группы украинцев появились на территории Казахстана во второй половине XVIII века. Это были в основном участники национально-освободительных движений, сосланные в край на рубеже XIX–XX веков, в период массового переселения крестьян из европейской части империи. В Казахской степи в течение 10 лет отбывал ссылку великий украинский поэт Тарас Шевченко. С целью изоляции казахов от влияния религиозных центров Средней Азии муллами назначались исключительно представители татарского населения.
У большинства ханов и султанов писарями и переводчиками были грамотные татары, выходцы из расположенной вблизи Оренбурга Сеитовской слободы. С развитием торговли между Россией и Казахской степью активизировалось татарское купечество. Благодаря знанию языка, обычаев и обрядов казахов они играли роль посредников в торговых операциях Первые немцы, значительная часть которых была выходцами из прибалтийских губерний, появились в Казахстане в XVIII веке в составе военных соединений. Некоторые из них занимали высокие военные должности, например, командиров Сибирской линии. Вовремя Столыпинской аграрной реформы приток немцев усилился из колоний на Волге, в
Волыни и из Причерноморья. Кроме того, в Степной край начали активно переселяться немцы

непосредственно из Германии и Австрии. Поляки Впервые значительные группы поляков появились на территории Казахстана вначале века. Это были польские конфедераты, сосланные царским правительством. Местные власти принудительно записывали их в состав яицких и сибирских казаков. Отдельные группы ссыльных поляков появились в крае после подавления восстаний в Польше в 1830–1831 и 1863–1864 годах В 1881 году между Российской и Китайской империями был заключен Петербургский мирный договор, по которому уйгуры и дунгане получили право в течение года переселиться на территорию Семиреченской области. Тогда изъявили желание перейти границу около 100 тыс. уйгуров и дунган.
Первое переселение дунган на территорию Казахстана состоялось в 1877 году, и часть дунган, спасаясь от преследований китайских властей, добралась до Жетысу. Второе переселение дунган и части уйгуров произошло в 1884 году. Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Казахстан и Среднюю Азию, царское правительство преследовало две цели во-первых, ослабить экономическую базу Китая в Кульджинском регионе во-вторых, использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая в случае осложнения военно- политической ситуации. Переселяя эти народы, царская власть не интересовалась мнением местного казахского населения, поскольку к тому времени земля в Жетысу уже была объявлена государственной собственностью
В целом вначале ХХ века колониальная политика Российской империи привела к тому, что на территории Казахстана оказались представители различных народов, заметно изменившие национальный состав населения. Стр 95 История Казахстана «Атамура» часть 1, 11 кл)
41. Охарактеризуйте концептуальные основы национальной идеи «Алаш». Стержневой идеей «Алаш» явилось возрождение традиций государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, заимствование лучших социально-экономических и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной культуры. Идеи справедливости и социальной модернизации общества становятся лозунгом передовой казахской интеллигенции.
Основные идеи «Алаш» были сфокусированы вокруг следующих базовых положений земля должна принадлежать народу и не подлежать купле-продаже, в том числе иностранцами все богатства на земле и под землей должны принадлежать народу полная экономическая самостоятельность края, отказ от сырьевой зависимости, сформировавшейся за годы нахождения Казахстана в составе Российской империи верховенство казахского языка, культуры, лучших обычаев, а также традиционных религиозных воззрений.
Алашские деятели также выступали зато, чтобы создать национальное государство, в котором

безопасно чувствовали бы себя представители различных народов, волею судьбы оказавшихся на казахской земле государство должно опираться на науку и лучшие достижения развитых страна религия должна быть отделена от государства. Более подробно алашская идея была изложена в полных версиях Каркаралинской петиции и проекте программы партии «Алаш», принятой в 1917 году в Оренбурге, а также в трудах видных представителей национально- демократического движения. Одним из выдающихся разработчиков и теоретиков идеи «Алаш» был Алихан Нурмухамедулы
Бокейхан – глубокий знаток прошлого своей родины. Он был в числе свидетелей и творцов важных исторических событий рубежа XIX – начала XX столетия. При разработке концептуальных идей «Алаш» Бокейхан большое внимание уделял истории своего народа, его национально-освободительному движению, подверг глубокому анализу состояние казахского общества в условиях колониального положения. Ученый отмечал прогнозирующую функцию истории История является инструментом прогнозирования будущего – и предупреждал будущие поколения о том, что их ожидает в случае игнорирования национальной истории, без учета ее уроков Народ, который потерял историю, государство, которое забыло свое прошлое,
– не знают, где они находятся, что они делают, не знают, что их ожидает в будущем.
Алихан Бокейхан как один из инициаторов создания общенациональной газеты аза, со страниц которой пропагандировались алашские идеи, подчеркивал важность разъяснения национальной истории через возможности средств массовой информации. Он, прекрасно знавший историю, культуру, особенности хозяйственной деятельности своего народа, одним из первых ученых обратил внимание научной общественности на то, что пора пересмотреть отношение к его землякам как к народу, который якобы хаотично и беспорядочно кочует, не имея постоянного места проживания Привычное, старое представление о них как о вечнокочующем народе, каким рисовала себе киргиз (казахов – авт) комиссия Булыгина … составляло положение о Государственной думе, является простым анахронизмом и свидетельствует лишь о невежестве нашей бюрократии.
Лидер движения Алаш активно изучал национальную историю, чтобы понять, каким же образом Казахское ханство попало в колониальную зависимость от Российской империи. Он пришел к выводу, что главной причиной потери казахами своей независимости стала неспособность прежних правителей объединить подвластные им роды, племена и жузы перед опасностью царской колонизации. В этой связи в 1913 году Бокейхан писал Большинство из прежних правителей тратило время и силы на интриги, насилие и распри между собой.
Восстановление ханской власти, по его мнению, было бесперспективно. Он выступал за достижение национальной свободы через активную политическую борьбу и поэтому вступил в партию кадетов. Как общественный и политический деятель, считал, что к возрождению

государственности можно прийти эволюционным путем, через развитие местного самоуправления.
В 1905 году А. Бокейхан принял участие в работе Общероссийского съезда земских и городских деятелей в Москве. Здесь впервые в истории казахов с высокой трибуны им были произнесены слова в защиту своего народа и родного языка.
Бокейхан категорически протестовал против выселения казахов с собственных земель, колониальной переселенческой политики царизма и христианизации местного населения. С этой целью он подробно описывает события продвижения России по региону, подчеркивая наличие вольной и правительственной колонизации В колонизации края можно различать два момента появление здесь вольных колонизаторов и движение последам их правительственных дружин. Вольная колонизация создавалась появлением крестьян … и разного сброда, бежавших сюда от тяжелых условий тогдашней жизни или ради легкого способа наживы от беззащитного инородца.
Алихан Бокейхан жестко критиковал существующую выборную систему, которая была полностью зависима от местных колониальных властей Впрочем, по представлению крестьянского начальника, губернатор может утвердить управителем любого киргиза (казаха – авт, хотя бы уже забаллотированного на выборах, и этот обход закона широко практикуется администрацией. Все должностные управления подчинены в полицейском отношении урядниками уездному начальнику.
Для сплочения народа он выдвинул идею «Алаш», подразумевавшую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии, в связи с чем писал Вижу будущее Казахской степи в сознательном претворении западной культуры. Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживавшимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Лидер алашского движения критически относился к процессу сдерживания властями развития ислама среди казахского народа Администрация требовала, чтобы в киргизских (казахских – авт) мектебах – национальных школах – учитель знал русский язык. Для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы, и мечети устраивались нелегально. Под молельни стали строить дома без минаретов, чтобы скрыть их от взора полиции.
Он был прекрасно осведомлен об истории возникновения партии в Степи, при этом был глубоким провидцем будущего создания партий в Степи Киргизская (казахская – авт) народность настроена оппозиционно к правительству старого режима и тяготеет к русским оппозиционным партиям. В ближайшем будущем в Степи, вероятно, соорганизуются две
политические партии Одна из них может быть названа национально-религиозной… другая – западническим направлением.
Бокейхан является ярчайшим примером и образцом того, каким должен быть руководитель народа. Именно Алихан сплотил многомиллионный народ вокруг идеи движения Алаш, призывая образованную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле. Сам жене переставал повторять свой основной девиз Пока я жив, не перестану служить казахам.
Лидеры и участники алашского движения оставили после себя огромное наследие. Учебник 11 класса, история Казахстана часть 2, стр. Издание «Атамура».
42. Охарактеризуйте родоплеменную организацию казахского общества. Родоплеменная организация характерная черта кочевого общества. Родоплеменная организация с традицией генеалогического древа присуща любому кочевому обществу. Каждый человек в кочевом мире обязательно принадлежал своему роду, а через год – племени. Каждый казах был членом определенного патрилинейного (отцовского) рода (ру), входившего в племя (тайпа), объединявшее несколько родов. Родоплеменная организация казахов содействовала организации и совместной деятельности казахов как этноса. Политическая организация строилась в виде генеалогической иерархии родов и племен, объединенных в три жуза. Существовала иерархия жузов, отразившаяся в их названиях. В Старший жуз входили племена жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат, албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты. Средний жуз составляли племена аргын, найман, кыпчак, керей, конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись натри крупных объединения алимулы, байулы и жетыру. Сильные(старшие) роды и племена выступали в качестве ядра казахских государств. В случае военной опасности жузы объединялись под руководством одного хана. Таким образом Родоплеменная организация казахов играла важную стабилизирующую роль, поскольку регулировала порядок организации и совместной деятельности казахов как этноса. Она поддерживала порядок в Степи и само существование казахской государственности.Казахи объединялись в роды и племена, объединенных в три жуза. Старший, Средний и Младший жузы с помощью общей генеалогической традиции объединяли казахский народ. учебник История Казахстана, 10 класс Джандосова, Мектеп 2019, стр 93-94, 95-96)
43. Охарактеризуйте экономическую политику большевиков впервые годы Советской власти. Развитие экономики Казахстана в начальный период установления и укрепления Советской власти. В 1917 году Казахстан прошел через две революции. Февральская буржуазно- демократическая революция закончилась свержением царизма и установлением двоевластия – Временного правительства и Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.