ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1709
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Финалом Октябрьской революции стало свержение Временного правительства и установление власти Советов. Начался процесс перехода традиционного отсталого кочевого хозяйства на социалистические рельсы. Большевики установили рабочий контроль на предприятиях. Органы рабочего контроля осуществляли управление за финансовой деятельностью предприятий, проверяли переписку заводской администрации, следили за сохранностью имущества. Это были подготовительные меры к проведению национализации промышленности. Начавшаяся Гражданская война привела к всеобщей хозяйственной разрухе. Национализированные большевиками промышленные предприятия края почти бездействовали сказались перебои в снабжении сырьем и топливом, изношенность оборудования, а также саботаж со стороны старых инженерных кадров. Приходили в негодность и железнодорожные пути, вагоны и паровозы. В январе 1919 года Советская власть ввела продразверстку, которая стала частью политики военного коммунизма, основанной на насильственном изъятии так называемых излишков продовольствия у сельского населения. Большевики объясняли эту политику как вынужденную меру и временную кампанию в период гражданского противостояния. Сельское хозяйство стало приходить в упадок заметно сократились посевные площади, крестьяне небыли заинтересованы в производстве сельхозпродуктов. Начавшийся голод и стихийные бунты крестьян привели к оттоку сельчан в города. В марте 1921 года на Х съезде партии большевиков была принята Новая экономическая политика (НЭП, цель которой сводилась к восстановлению народного хозяйства, допуску некоторых элементов рыночной экономики. Продразверстка была заменена на продовольственный налог (продналог, размер и объем которого устанавливались до посевной кампании и были вдвое меньше продразверстки. После выполнения государственных поставок крестьянам разрешалось свободно торговать излишками своей продукции, что привело к некоторому увеличению производства сельскохозяйственной продукции. У сельского населения появилась заинтересованность в результатах своего труда. С введением НЭПа была отменена трудовая повинность, разрешались свободная торговля и аренда земли. Состоятельные люди получили право применять наемный труд. С отменой декрета о национализации промышленности ряд предприятий был передан в аренду предпринимателям, также создавались новые заводы и фабрики с привлечением иностранного капитала.
Общий уровень производства промышленной продукции приблизился к довоенным показателям. Восстанавливались промышленные и коммунальные предприятия, транспорт,
система связи. Валовой сбор зерна достиг довоенного уровня, а хлопка – даже превысил. Поголовье скота насчитывало более 26 млн голов. Широкий размах приобрела торговля. На территории края действовало около 130 ярмарок с общим оборотом торговли в 20–23 млн рублей. К середине х годов экономика края была почти восстановлена. В 1925 году на ХІV съезде партии большевики взяли курс на индустриализацию страны. Промышленность стала приоритетной отраслью советской экономики. В это же время наметился рост городов и численности их населения сельские жители массово переселялись в города. Главной доктриной экономической системы большевиков стала плановая (социалистическая) экономика, которая предусматривала централизованное планирование и управление, тотальный контроль со стороны государства. Однако промышленность Казахстана по-прежнему имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия машиностроения, станкостроения и автомобилестроения, по переработке нефти, газа, металлов. Для Казахстана отводилась роль сырьевой базы для промышленно развитых регионов СССР. Однобокое развитие промышленности, заложенное еще во второй половине XIX века, нашло продолжение ив советское время. Заметный отток дешевого сырья из республики стал причиной серьезной озабоченности представителей передовой казахской интеллигенции – С. Садвакасова, Ж. Мынбаева и др. Они выступали с предложениями строить перерабатывающие предприятия рядом с источниками сырья, а не перевозить сырье по железным дорогам в центральные районы Страны Советов. Политика индустриализации изначально отводила Казахстану роль поставщика сырья.
Впервые годы индустриализации активизировалось железнодорожное строительство. Так, в 1927–1930 годах была построена Туркестано-Сибирская магистраль, в 1927 году – железнодорожная ветка Петропавловск–Кокчетав, которая в 1931 году дошла до Акмолинска, в
1939 году были проложены дороги Акмолинск–Караганда, Илецк–Уральск, Рубцовск–Риддер, а в 1940 году – Караганда–Жезказган. На Казахскую республику приходилось почти 30% всех введенных в эксплуатацию железнодорожных магистралей СССР.
Строившиеся предприятия тяжелой промышленности, в особенности по производству свинца, цветных металлов, добыче угля и нефти, легкой и пищевой промышленности обеспечивали многие индустриальные регионы СССР. Возводились Балхашский медеплавильный, Чимкентский свинцовый, Меркенский, Джамбулский сахарные заводы, Алматинский, Семипалатинский мясоконсервные комбинаты и др. Были построены Зыряновский и
Риддерский полиметаллические комбинаты, которые обеспечивали своей продукцией Казахстан и другие республики.
Впервые годы индустриализации активизировалось железнодорожное строительство. Так, в 1927–1930 годах была построена Туркестано-Сибирская магистраль, в 1927 году – железнодорожная ветка Петропавловск–Кокчетав, которая в 1931 году дошла до Акмолинска, в
1939 году были проложены дороги Акмолинск–Караганда, Илецк–Уральск, Рубцовск–Риддер, а в 1940 году – Караганда–Жезказган. На Казахскую республику приходилось почти 30% всех введенных в эксплуатацию железнодорожных магистралей СССР.
Строившиеся предприятия тяжелой промышленности, в особенности по производству свинца, цветных металлов, добыче угля и нефти, легкой и пищевой промышленности обеспечивали многие индустриальные регионы СССР. Возводились Балхашский медеплавильный, Чимкентский свинцовый, Меркенский, Джамбулский сахарные заводы, Алматинский, Семипалатинский мясоконсервные комбинаты и др. Были построены Зыряновский и
Риддерский полиметаллические комбинаты, которые обеспечивали своей продукцией Казахстан и другие республики.
Учебник История Казахстана 11 класс, Алматы «Атамұра», 2020, стр. 64-68/
44. Охарактеризуйте развитие материальной культуры казахского народа. Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. Оружие, которым пользовались казахи и при внутренних родоплеменных столкновениях, и при сражениях с внешним врагом, постоянно совершенствовалось. У казахского народа было очень развито прикладное искусство ткачество, изготовление войлока и напольных и настенных войлочных ковров из него. Из кости, рогов и копыт животных умельцы делали различные поделки и использовали их для украшения домашней мебели, музыкальных инструментов, а из металла и дерева – домашнюю утварь, посуду, мебель. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни. В казахском обществе традиционное народное ремесленничество было ориентировано на обработку животноводческого сырья и изготовление из него необходимых для быта предметов. Мастерство передавалось из поколения в поколение. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством. Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался қаттау, а из шелка и сукна – шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шекпен – один из видов казахских плащей. Женская приталенная безрукавка называлась камзолом. Наголову надевали бөрік – стеганую теплую шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась кәмшат бөрік. Удобна была летняя тақия из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымақ
– лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор предназначался для невесты. Это саукеле – высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Некоторые саукеле в XIX в. украшались одновременно драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек – вид саукеле, а после рождения детей – кимешек. Распространенными были мужские шляпы қалпақ и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса. Мужские пояса имели подвески кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа. Изготовление войлока было важной частью жизни кочевника, так как он широко использовался в быту. К примеру, из него создавали текеметы (напольные ковры.
44. Охарактеризуйте развитие материальной культуры казахского народа. Материальная культура казахского народа связана со скотоводством и земледелием, производством предметов быта, орудий труда, конской упряжи и прикладным искусством. Практически все необходимое для кочевой и оседлой жизни производилось внутри казахского общества народными мастерами-умельцами. Оружие, которым пользовались казахи и при внутренних родоплеменных столкновениях, и при сражениях с внешним врагом, постоянно совершенствовалось. У казахского народа было очень развито прикладное искусство ткачество, изготовление войлока и напольных и настенных войлочных ковров из него. Из кости, рогов и копыт животных умельцы делали различные поделки и использовали их для украшения домашней мебели, музыкальных инструментов, а из металла и дерева – домашнюю утварь, посуду, мебель. После присоединения к России казахи частично стали переходить на оседлый образ жизни. В казахском обществе традиционное народное ремесленничество было ориентировано на обработку животноводческого сырья и изготовление из него необходимых для быта предметов. Мастерство передавалось из поколения в поколение. К женским видам ремесла относились обработка овечьей и верблюжьей шерсти и прядение из нее ниток, а затем ткание напольных ковров – алашей, изготовление войлочных ковров. Мужчины обычно занимались изготовлением различных бытовых изделий из кожи, серебра и другого сырья, которые отличались практичностью и высоким качеством. Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы. Из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты. Халат из тонкого белого войлока назывался қаттау, а из шелка и сукна – шапан. Из верблюжьей шерсти скатывали также шекпен – один из видов казахских плащей. Женская приталенная безрукавка называлась камзолом. Наголову надевали бөрік – стеганую теплую шапку, отороченную мехом. Девичья нарядная бобровая шапка называлась кәмшат бөрік. Удобна была летняя тақия из бархата, парчи или глазета. Зимой мужчины носили тымақ
– лисий треух. Самый замечательный и богатый головной убор предназначался для невесты. Это саукеле – высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценностями. Некоторые саукеле в XIX в. украшались одновременно драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, золотом и серебром. Через год после замужества женщины носили желек – вид саукеле, а после рождения детей – кимешек. Распространенными были мужские шляпы қалпақ и телпек. Красивыми и разнообразными были мужские и женские пояса. Мужские пояса имели подвески кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа. Изготовление войлока было важной частью жизни кочевника, так как он широко использовался в быту. К примеру, из него создавали текеметы (напольные ковры.
Изготовление войлока – трудоемкий процесс. Другой вид напольного войлочного ковра – сырмақ. Для изготовления этого ковра использовали черно-белую или цветную шерсть. Такой ковер прошивался или стегался, а узоры обшивались тесьмой, и они получались с четко очерченными границами. Казахи ткали ворсовые ковры. На стены юрты вешали тускиизы – ковры, на которые наносили различные цветные орнаментированные узоры методом аппликаций или вышивки. Кожей, как правило, занимались мужчины. В обществе большим уважением пользовались ремесленники, изготавливавшие конскую сбрую, и скорняки, шившие сапоги. Также изготавливались другие изделия, как, например, бурдюки для хранения и перевозки молочных напитков. Из тонко нарезанных полосок кожи делали плети (қамшы). В казахском обществе издревле было развито кузнечное дело. Кузнецы были уважаемыми людьми, они знали секреты плавки и ковки металла и могли делать самые разнообразные предметы. Оружейники изготавливали сабли, кинжалы, мечи, наконечники стрел и пик, даже фитильные ружья. Гончары производили различную керамическую посуду, такую как кувшины, большие и маленькие чашки и др. Их украшали разными геометрическими узорами. Наиболее сложные изделия и художественные вещи делали народные мастера, например, изделия для домашнего обихода из кости. Костью обычно украшали предметы мебели сундуки, кровати, посудные шкафы и т. п. Такие мастера очень ценились и были уважаемы в обществе. Как правило, этим ремеслом занимались мужчины Источник : https://itest.kz/ru/attestation/istoriya-kazahstana-4077 45. Охарактеризуйте процесс формирования
Тюрского каганата.
Тюрские империй и государства продолжили традиции кочевой государственности, начатые саками, кангюями,усунями и гуннами, создав классические образцы кочевых государств. После распада Гуннской империй на территорий Центральной Азии начался политогенез у преемников гуннов-тюркских племен.Их консолидация(объединение) в середине 1 тысяч.привела к появлению в Великой Степи новых кочевых империй-тюрских каганатов.
Тюрский каганат)
Западно-тюркский каганат (603-704)
Восточно-тюркский каганат (603-630) Второй Восточно-тюркский каганат (682-744) Тюркские каганаты были кочевыми империями,объединившими не только тюркские племена,но и другие племена и оседлые народы.Центробежным тенденциям племен тюркские империи противопоставляли общеимперскую структуру, идеологию, единый языки единую письменность.
Тюрского каганата.
Тюрские империй и государства продолжили традиции кочевой государственности, начатые саками, кангюями,усунями и гуннами, создав классические образцы кочевых государств. После распада Гуннской империй на территорий Центральной Азии начался политогенез у преемников гуннов-тюркских племен.Их консолидация(объединение) в середине 1 тысяч.привела к появлению в Великой Степи новых кочевых империй-тюрских каганатов.
Тюрский каганат)
Западно-тюркский каганат (603-704)
Восточно-тюркский каганат (603-630) Второй Восточно-тюркский каганат (682-744) Тюркские каганаты были кочевыми империями,объединившими не только тюркские племена,но и другие племена и оседлые народы.Центробежным тенденциям племен тюркские империи противопоставляли общеимперскую структуру, идеологию, единый языки единую письменность.
Тюрскии каганат 552-603. Консолидация(объединение) тюрков произошла под руководством рода ашина, их вождем стал Бумын, носивщий титул Великий ябгу(джабгу,верховный вождь г. Бумын был поднят на белой кошме и провозглашен каганом Тюркского эля.Слово
« тюрк» распространилась на всех кочевых жителей государства.Тюркское кочевое население делилось на два крыла-разделение на два крыла-левое и правое-было присуще многим крупным тюркским племенным объединениям.Тюркский племенной союз(бодун), состояший из племени родов, был политический организован в имперскую структуру – эль (каз.ел).Каган держал эль и возглавылял бодун. Он управлял своим союзом племен по праву старшего и выступал в роли верховного вождя, судьи и жреца. История Каазхстана класс З.А.Джандосова параграф 28-29, 109-111.
46. Охарактеризуйте этапы этногенеза на территории Казахстана. Этапы формирования казахского народа. Историю процесса образования (этногенеза) на территории Казахстана можно разделить на два больших этапа индоевропейский и тюркский. Первый этап этногенеза на территории Казахстана охватывает эпоху бронзы и железа. В эпоху бронзы (2 тысячелетие дон. э) жили андроновцы европеоидного типа и индоевропейской языковой семьи. В период железа расселяются саки, сарматы и уйсуны и, по мнению ученого- антрополога О. Исмагулова, их черты лица схожи с обликом андроновцев. Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племени смешением их с местными племенами появляются монголоидные признаки. Второй, основной, этап связан с образованием тюркских государственных объединений в VI–
XIII вв. Тюркские племена, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, уйсунов, кангюев, изменили лингвистическую и антропологическую обстановку увеличили долю монголоидных черт в облике населения и распространили тюркский язык как основной. Монгольское нашествие вначале века нарушило процесс формирования казахской народности. На казахской земле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, которые впоследствии стали тюркоязычными. Из-за нашествия было разрушено хозяйство, сопровождалось опустошением земель, массовым истреблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых поселений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграблением и уничтожением материальных и культурных ценностей. У тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического облика. И такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности, оно было отброшено налет вперед. Третий, завершающий, этап связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода Ак Орда, ханство Абулхаира, Ногайская Орда и Могулистан. В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Ак Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные