Файл: Психологопедагогические аспекты использования эор на уроках информатики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному.
На этапе объяснения нового материала: в основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств.
- иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;
- программы-тренажеры;
- исполнители.
На этапе закрепления
- программы-тренажеры;
- исполнители;
- тренировочные тесты.
Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:
- Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.
На этапе практического закрепления
- практические задания (разного уровня сложности);
- домашние задания.
На этапе контроля
- интерактивные задачники;
- контрольные тесты;
- исполнители.
Какие результаты мы хотим достичь при применении комплекта ЭОР:
1. Успешное прохождение программного материала.
2. Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки.
3. Повышение интереса к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.
Используя ЭОР ученики получают возможность не только приобрести необходимые знания, умения и навыки по предмету на уроке с учителем, но и закрепить их дома самостоятельно.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента с возможностью оперативной проверки правильности понимания полученных знаний, умений, навыков через систему тестовых заданий.
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.
Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя.
Особенности и функциональные возможности ЭОР по информатике.
Типы ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru:
наборы цифровых ресурсов к учебникам
Инновационные учебные материалы
Электронные издания
Коллекции
Комплексные ресурсы
Наборы цифровых ресурсов к учебникам. Инновационные учебные материалы. Коллекции. Инструменты учебной деятельности. Комплексные ресурсы. Электронные издания.
Общие модели использования ЭОР при обучении информатике.
ЭОР по информатике, размещенные на сайтах сетевых сообществ и профильных издательств.
- Сайт Сетевые компьютерные практикумы по информатике.
- Электронные ресурсы по информатике издательства БИНОМ.
- Электронные ресурсы по информатике издательств Просвещение и Питер-Пресс.
- ЭОР для подготовки к ЕГЭ и к олимпиадам по информатике.
- Сайты сетевых сообществ учителей информатики.
- Авторские ресурсы учителей по информатике.
Организация внеурочной деятельности учащихся по информатике в основной школе на основе ЭОР
- ЭОР для использования в конструкторской или проектной работе учащихся на основе ИКТ, представленные в коллекции ФЦИОР.
- ЭОР для организации школьного клуба программистов - факультатива по олимпиадной информатике для талантливых школьников.
- Ресурсы для организации школьного компьютерного клуба.
- Разработка ЭОР по информатике на основе облачных сервисов Интернета (на примере сервисов пространства Google).
Учитель, подбирающий сегодня цифровые образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивающего найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
Приступая непосредственно к отбору информации и содержания уроков необходимо разобраться в основных понятиях. Главным понятием при изучении такой дисциплины, как информатика и ИКТ, является сам термин информатика. Рассмотрим данное понятие с точки зрения изучаемого предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение, базирующихся на этой науке, информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, обще-учебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Чтобы учащиеся могли решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.
Обучение информатике с помощью Электронных образовательных ресурсов в данной работе будет рассматриваться на материалах раздела «Компьютер для начинающих». Рассмотрим распределение тем данного раздела:
В данном разделе рассматриваются основные теоретические сведения об устройстве компьютера, его программном обеспечении и основах пользовательского интерфейса, детально запоминают правила техники безопасности и организации компьютерного рабочего места.
Цель и задачи данного раздела:
Цель: создать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера и назначении каждого устройства ПК, познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера, через развитие познавательного интереса учащихся к информатике.
Задачи:
- познавательная: введение понятий информации, информатики, основных и дополнительных устройств компьютера и приемов работы с ними; правил техники безопасности; формирование представления о программном обеспечении ПК и интерфейсе пользователя.
- развивающая: развитие логического мышления (умение сравнивать, анализировать, классифицировать объекты, понятия, явления), коммуникативных навыков; формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- воспитательная: воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Раздел «Компьютер для начинающих» является не только теоретическим, но и в большей степени практическим разделом. Сложность изучение его заключается в том, что учащиеся не всегда уделяют теории должное внимание, поэтому целесообразно разработать на материалах теоретических знаний по данному разделу учебный материал для проведения уроков информатики и ИКТ, повышения их эффективности.
Задачи раздела и специфика организации процесса его усвоения предопределены психологическими возможностями учащихся данного возраста, их потребностью познавать мир. Подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. При построении учебного процесса c учащимися 11-12 лет рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности с помощью дифференцированной работы, использования наглядных и игровых методов обучения, создания ситуации успеха. Обучение в этот период должно строиться по принципу «от простого к сложному». Учащиеся стремятся добиться поставленной цели в течение одного - двух занятий и желают видеть наглядный результат своего труда. Основные задачи на этом возрастном этапе - развитие логического мышления,
На этапе объяснения нового материала: в основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств.
- иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;
- программы-тренажеры;
- исполнители.
На этапе закрепления
- программы-тренажеры;
- исполнители;
- тренировочные тесты.
Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:
- Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.
На этапе практического закрепления
- практические задания (разного уровня сложности);
- домашние задания.
На этапе контроля
- интерактивные задачники;
- контрольные тесты;
- исполнители.
Какие результаты мы хотим достичь при применении комплекта ЭОР:
1. Успешное прохождение программного материала.
2. Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки.
3. Повышение интереса к предмету. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие ученики становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.
Используя ЭОР ученики получают возможность не только приобрести необходимые знания, умения и навыки по предмету на уроке с учителем, но и закрепить их дома самостоятельно.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента с возможностью оперативной проверки правильности понимания полученных знаний, умений, навыков через систему тестовых заданий.
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.
Полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности учителя.
Особенности и функциональные возможности ЭОР по информатике.
Типы ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru:
наборы цифровых ресурсов к учебникам
-
«Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. -
«Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.
Инновационные учебные материалы
-
«Информатика», 8-9 классы -
«TeachPro. Компьютерная графика и дизайн» -
«Графика плюс» -
«Информатика» -
«Компьютерная графика и дизайн» -
«Краткая история моделирования» -
«Основы компьютерных сетей»
Электронные издания
-
Журнал «Наука и жизнь»
Коллекции
-
Материалы заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края -
Модули для коллективной работы -
Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея -
Памятники науки и техники в собраниях музеев России -
Ресурсы по информатике Ивановского «Учебно-методического центра информатизации и оценки качества образования» -
Ресурсы по информатике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы
Комплексные ресурсы
-
Тематические подборки ЦОР по предметам
Основные типы модулей Федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru .
Наборы цифровых ресурсов к учебникам. Инновационные учебные материалы. Коллекции. Инструменты учебной деятельности. Комплексные ресурсы. Электронные издания.
Общие модели использования ЭОР при обучении информатике.
ЭОР по информатике, размещенные на сайтах сетевых сообществ и профильных издательств.
- Сайт Сетевые компьютерные практикумы по информатике.
- Электронные ресурсы по информатике издательства БИНОМ.
- Электронные ресурсы по информатике издательств Просвещение и Питер-Пресс.
- ЭОР для подготовки к ЕГЭ и к олимпиадам по информатике.
- Сайты сетевых сообществ учителей информатики.
- Авторские ресурсы учителей по информатике.
Организация внеурочной деятельности учащихся по информатике в основной школе на основе ЭОР
- ЭОР для использования в конструкторской или проектной работе учащихся на основе ИКТ, представленные в коллекции ФЦИОР.
- ЭОР для организации школьного клуба программистов - факультатива по олимпиадной информатике для талантливых школьников.
- Ресурсы для организации школьного компьютерного клуба.
- Разработка ЭОР по информатике на основе облачных сервисов Интернета (на примере сервисов пространства Google).
Учитель, подбирающий сегодня цифровые образовательные ресурсы к своему уроку, должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивающего найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн-эргономическим требованиям.
-
Отбор содержания обучения разделу «Компьютер для начинающих» с учетом психологических особенностей учащихся данного возраста
Приступая непосредственно к отбору информации и содержания уроков необходимо разобраться в основных понятиях. Главным понятием при изучении такой дисциплины, как информатика и ИКТ, является сам термин информатика. Рассмотрим данное понятие с точки зрения изучаемого предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение, базирующихся на этой науке, информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, обще-учебных умений. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Чтобы учащиеся могли решать эти задачи, каждому учителю важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания информатики, ориентированной на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучаемый заинтересован.
Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится обучающимся, должны быть таковы, чтобы сформировать у них целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая информация становилась для них личностно-значимой.
Обучение информатике с помощью Электронных образовательных ресурсов в данной работе будет рассматриваться на материалах раздела «Компьютер для начинающих». Рассмотрим распределение тем данного раздела:
-
Информация — Компьютер — Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. -
Как устроен компьютер. -
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. -
Основная позиция пальцев на клавиатуре. -
Программы и файлы. -
Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. -
Главное меню. Запуск программ. -
К/р №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса».
В данном разделе рассматриваются основные теоретические сведения об устройстве компьютера, его программном обеспечении и основах пользовательского интерфейса, детально запоминают правила техники безопасности и организации компьютерного рабочего места.
Цель и задачи данного раздела:
Цель: создать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера и назначении каждого устройства ПК, познакомить учащихся с основными и дополнительными устройствами компьютера, через развитие познавательного интереса учащихся к информатике.
Задачи:
- познавательная: введение понятий информации, информатики, основных и дополнительных устройств компьютера и приемов работы с ними; правил техники безопасности; формирование представления о программном обеспечении ПК и интерфейсе пользователя.
- развивающая: развитие логического мышления (умение сравнивать, анализировать, классифицировать объекты, понятия, явления), коммуникативных навыков; формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- воспитательная: воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Учащиеся должны знать:
-
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; -
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; -
приводить примеры информационных носителей;
-
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; -
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; -
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
-
запускать программы из меню Пуск; -
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; -
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; -
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; -
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
Раздел «Компьютер для начинающих» является не только теоретическим, но и в большей степени практическим разделом. Сложность изучение его заключается в том, что учащиеся не всегда уделяют теории должное внимание, поэтому целесообразно разработать на материалах теоретических знаний по данному разделу учебный материал для проведения уроков информатики и ИКТ, повышения их эффективности.
Задачи раздела и специфика организации процесса его усвоения предопределены психологическими возможностями учащихся данного возраста, их потребностью познавать мир. Подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. При построении учебного процесса c учащимися 11-12 лет рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности с помощью дифференцированной работы, использования наглядных и игровых методов обучения, создания ситуации успеха. Обучение в этот период должно строиться по принципу «от простого к сложному». Учащиеся стремятся добиться поставленной цели в течение одного - двух занятий и желают видеть наглядный результат своего труда. Основные задачи на этом возрастном этапе - развитие логического мышления,