Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1752

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается

свободная продажа специализированных игрушек и игрушек

ассортимента секс - шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться

целевым образом на соответствующие службы.

Психолого - педагогические требования II уровня призваны

осуществлять политику обеспечения развития ценного научного

психолого - педагогического потенциала.

Требования II уровня состоят в следующем:

1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко

использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в

разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию

творчества, воображения, знаковой символической функции мышления

и др.

2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности.

Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно

группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего

партнера) и инициировать совместные действия (коллективные

постройки, совместные игры и др.).

3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в

себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с

цветом и формой, могут содержать механизмы программированного

контроля, например, электрифицированные и электронные игры и

игрушки.

4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов.

Эти игрушки являются средством художественно - эстетического

развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с

народным художественным творчеством.

Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия

соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических

рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или

области их применения.

Заключение по результатам психолого - педагогической

экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка

содержит требования II уровня. Эта позиция заключения является

основанием для создания режима особого благоприятствования в

производстве и торговле.

Приложение 3

О ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИГР И ИГРУШЕК

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От


того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его

интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения

и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов

и установок.

В настоящее время в Российской Федерации установилась

стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки

зрения физической безопасности ребенка, без учета современных

психолого - педагогических требований, направленных на развитие

ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от

негативных воздействий.

В условиях свободного рынка отсутствует экспертиза

ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле. Ассортимент

носит случайный характер, встречаются игрушки, которые

отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его

развитие.

В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных

учреждений необходимо активизировать работу с родителями в

следующих направлениях:

- пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически

ценными;

- разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;

- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек

для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого

и ребенка в условиях семьи.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие

следующими качествами:

- полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы

в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.

Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения,

знаковой символической функции мышления и др.;

- возможность применения игрушки в совместной деятельности.

Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой

детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и

инициировать совместные действия - коллективные постройки,

совместные игры и др.;

- дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в

себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с

цветом и формой и пр., могут содержать механизмы

программированного контроля, например, некоторые

электрифицированные и электронные игры и игрушки;

- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов.


Эти игрушки являются средством художественно - эстетического

развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с

народным художественным творчеством.

Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний -

инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную

адресованность, способы и области их применения, оказывают

позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в

условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного

учреждения, педагогическом процессе.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния

игрушек, которые:

- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам

игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры

(сверстник и взрослый);

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам

игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки,

зайчики и др.);

- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и

насилием;

- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам,

выходящим за компетенцию детского возраста.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

Опубликовано 24 сентября 2008 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2694);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 179 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст. 956);

пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225);


пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В. Путин

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении


I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);