Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 2126
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается
свободная продажа специализированных игрушек и игрушек
ассортимента секс - шопов.
Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться
целевым образом на соответствующие службы.
Психолого - педагогические требования II уровня призваны
осуществлять политику обеспечения развития ценного научного
психолого - педагогического потенциала.
Требования II уровня состоят в следующем:
1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко
использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в
разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию
творчества, воображения, знаковой символической функции мышления
и др.
2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности.
Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно
группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего
партнера) и инициировать совместные действия (коллективные
постройки, совместные игры и др.).
3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в
себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с
цветом и формой, могут содержать механизмы программированного
контроля, например, электрифицированные и электронные игры и
игрушки.
4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов.
Эти игрушки являются средством художественно - эстетического
развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с
народным художественным творчеством.
Игрушки отвечают требованиям II уровня при условии наличия
соответствующих прилагаемых к ним инструкций или методических
рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы или
области их применения.
Заключение по результатам психолого - педагогической
экспертизы игрушек должно содержать указание о том, что игрушка
содержит требования II уровня. Эта позиция заключения является
основанием для создания режима особого благоприятствования в
производстве и торговле.
Приложение 3
О ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕННОСТИ ИГР И ИГРУШЕК
(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От
того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его
интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения
и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов
и установок.
В настоящее время в Российской Федерации установилась
стихийная практика односторонней оценки игр и игрушек с точки
зрения физической безопасности ребенка, без учета современных
психолого - педагогических требований, направленных на развитие
ребенка, обеспечение психологического благополучия, его защиты от
негативных воздействий.
В условиях свободного рынка отсутствует экспертиза
ассортимента игр и игрушек в производстве и торговле. Ассортимент
носит случайный характер, встречаются игрушки, которые
отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его
развитие.
В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных
учреждений необходимо активизировать работу с родителями в
следующих направлениях:
- пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически
ценными;
- разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек
для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого
и ребенка в условиях семьи.
Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие
следующими качествами:
- полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы
в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.
Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения,
знаковой символической функции мышления и др.;
- возможность применения игрушки в совместной деятельности.
Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой
детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и
инициировать совместные действия - коллективные постройки,
совместные игры и др.;
- дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в
себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с
цветом и формой и пр., могут содержать механизмы
программированного контроля, например, некоторые
электрифицированные и электронные игры и игрушки;
- принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов.
Эти игрушки являются средством художественно - эстетического
развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с
народным художественным творчеством.
Игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний -
инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную
адресованность, способы и области их применения, оказывают
позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в
условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного
учреждения, педагогическом процессе.
Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния
игрушек, которые:
- провоцируют ребенка на агрессивные действия;
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам
игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры
(сверстник и взрослый);
- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам
игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки,
зайчики и др.);
- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и
насилием;
- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам,
выходящим за компетенцию детского возраста.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
Опубликовано 24 сентября 2008 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2694);
постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 179 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст. 956);
пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225);
пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.
3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.
7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);