Файл: Курс лекций по ряду ключевых, сложных тем дисциплины Дошкольная педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1762

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Между тем, при всех плюсах – обучению отводилось 4-5 часов, значительное место занимало религиозное воспитание. Строго разграничивались игры и занятия, педагогу отводилась роль наблюдателя за детской деятельностью. Игре не придавалось должного значения. Исключала из своей теории рассмотрение вопросов развития речи. Что обедняет детский интеллект. Не дифференцировала этапы дошкольного детства, что являлось ошибкой ее теории.

Основной формой воспитания и обучения она считала самостоятельные занятия детей. Разработала форму обучения – индивидуальный урок в ДОУ, основанный на принципах сжатости и простоты. Допускала коллективные музыкальные и гимнастические занятия. Все психические процессы по ее мнению развиваются в сенсорной деятельности. Отмечала, что развитие осязательно-мышечного чувства особенно требует упражнения в дошкольном детстве. Для этой цели был специально создан дидактический материал, не включающий природные объекты и игрушки, которые можно использовать в крайних случаях. Как следствие, повтор ошибки Фребеля – абсолютизация созданных дидактических материалов.

Таким образом, зарубежная педагогическая мысль развивалась постепенно, содержа в себе много рациональных, прогрессивных мыслей, которые легли в основу современной педагогики дошкольного детства. Анализ и учет позитивного и негативного педагогического опыта, теоретических позиций позволяет науке развиваться дальше, прогнозировать дальнейшие пути совершенствования научного и практического знания.

2. Развитие русской и советской дошкольной педагогики

До XI века в Россиисуществовала система домашнего воспитания детей дошкольного возраста. Основанная на передаче опыта деятельности от старшего поколения младшему. X век характеризуется появлением на Руси официальной государственной религии – христианства. Церковь и князья распространяют в народной среде переводные сборники поучений, взятые из разных религиозных источников. Средствами воспитания детей в этот период считалось выполнение детьми с малых лет христианских обрядов. Заучивание молитв, соблюдение постов. Культивировался страх перед богом, беспрекословное повиновение старшим. Использовались физические наказания, искореняющие «злое начало» в детях.

В XI веке появляются в Киевской Руси государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, князей. При церквях создавались школы, готовящие священников. Высоко ценилась грамотность. Детей обучали письму, чтению, счету. Существовал культ религиозно-нравственного воспитания детей.


В начале XII века появляется мзвестное литературное произведение «Поучение Владимира Мономаха детям». Он старался привить уважение к образованию, книге. Важнейшей задачей воспитания считал внушение страха детей перед богом, приучение их строго выполнять обряды. Важным считал воспитание любви к ближнему, привитие христианской морали. Ставя религиозное воспитание на первое место, отмечал, что необходимо учиться военному делу, управлению делами, не полагаясь на слуг и не ограничивая себя религией. России нужны были грамотные полководцы, военные, служащие, руководители государства.

XIIIXIV века Русь находится под монголо-татарским игом. Между тем, культура развивается (особенно в северных княжествах – Новгородском, Тверском, Владимирском, Московском). Распространяется грамотность среди населения. Обучение ведут дьячки или специальные люди «мастера грамоты». Детей обучали на дому индивидуально или группами под руководством одного мастера в специальном помещении. Обучение велось на церковнославянском языке.

В XV-XVI веках актуальным остается семейное воспитание детей дошкольного возраста, для старших детей открываются специальные школы. Религиозно-нравственное воспитание остается ведущим.Мальчики и девочки обучаются отдельно и усваивают разное содержание для дальнейшей жизни в обществе.

Во второй половине XVII века увеличивается количество школ, изучающих грамоту, риторику, математику, церковно-славянскую и греческую грамматику. В 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия, где учился М.В. Ломоносов. С возникновением в XVI веке книгопечетания начинает развиваться образование в России. Начинают выпускаться азбуки, книги, материалы для обучения и воспитания дошкольников, как для школ, так и для домашнего обучения. Во второй половине XVII века вышла педагогическая книга Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских». В этой книге были собраны правила поведения детей, рекомендации по организации режима дня, игр ребенка. В книге содержалось много гигиенических правил, способствующих физическому развитию, указывались связи умственного, нравственного, физического развития маленьких детей.

В XVIII веке в Петербурге открывается Морская академия, создается Академия наук с университетом и гимназией. Петр 1 культивирует образование и много делает для его развития. Открывается много школ с приоритетом светского образования, печатаются книги. Значительный вклад в развитие образования в этот период внесли М.в.Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.Н. Новиков, А.Н. Радищев и др. В 1763 г. И.И. Бецким открывается первый в России воспитательный дом. Воспитанники дома делились по возрастам: 2-7 лет, от 7-11 лет, от 11-14 лет. До 2 лет дети находились у кормилиц, после чего переходили в «общие покои», где воспитывались в играх и трудовых занятиях. После 7 лет дети посещали школу. В воспитательных домах была большая наполняемость. Наблюдалась ограниченность материальных средств, как следствие, болезни, высокая смертность детей. Это была одна из попыток решить проблему беспризорности.



В XIX веке значительный вклад в развитие первоначального воспитания и образования детей, в организацию детских приютов, создание детской литературы, различных пособий по воспитанию внесли В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Ими высказывались идеи об умственном, нравственном, патриотическом воспитании детей с раннего детства, об их физическом развитии и здоровье, о необходимости всестороннего воспитания детей и др., изучались особенности семейного воспитания.

Отмена в 1860 г. крепостного права привела к тому, что 30 % женского населения занялось самостоятельным трудом. Появилась тенденция к организации на местах детских садов. В 70-ые годы появились фребелевские общества, стремившиеся улучшить семейное воспитание за счет организации детских учреждений. Ими издавалась педагогическая литература, организовывались курсы подготовки воспитателей. Особенно это было развито в Петербурге и Москве. Фребелевские общества сыграли позитивную роль в развитии дошкольного воспитания в России, занимаясь его пропагандой и подготовкой кадров. Так же в 60-ые годы издается журнал «Детский сад» для педагогов и родителей. Редакторами этого журнала были Аделаида Семеновна и Яков Михайлович Симонович.

В XIX веке на развитие русской педагогической теории и практики огромное влияние оказал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.). Изучив зарубежные системы воспитания, он приходит к выводу. Что не может быть общей системы народного образования. Она специфична для каждого народа, должна быть национальной, определяемой народным характером. Вместе с тем, заимствование положительного обогащает эту систему. Педагогику К.Д. Ушинского пронизывают идеи патриотизма. Значимым до сегодняшнего времени считается его учение о родном языке, который он считал основой обучения детей, основой нравственного и умственного развития. Он рассмотрел принципы обучения детей, ставя на первое место воспитание. В учебном процессе выделил два вида деятельности – преподавание и учение, определил значение самостоятельной деятельности детей. Впервые в русской педагогике он проанализировал психологические основы воспитания и обучения детей в труде «Человек как предмет воспитания». В этом труде К.Д. Ушинского берет начало антропологический подход в образовании.

К.Д. Ушинскому принадлежит ведущая роль в заложении основ дошкольной педагогики в России. В основу теории дошкольного воспитания он положил идею народности. Им создана теория детской игры, придавал большое значение общественным играм, возражал против излишнего вмешательства воспитателя в ход игры, считая ее самостоятельной. свободной деятельностью. Роль воспитателя видел в создании игровой среды, отмечал, что чем меньше ребенок, тем
больше времени должно отводиться игре, рекомендовал использовать народные игры. К.Д. Ушинский рассматривал особенности детского воображения, ярко выраженный познавательный интерес к окружающему и возможность его использования в обучении дошкольников. Важной задачей в дошкольном детстве считал ознакомление с природой. Воспитание бережного отношения к ней. Лепку, рисование выделял как важнейшее средство эстетического воспитания детей. им был подготовлен сборник «Родное слово», где собраны его собственные художественные рассказы, стихи, статьи, служащие для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. К.Д. Ушинский считал перспективной идею о создании детских садов, решающих задачи воспитания, обучения, развития дошкольников, дал ценные указания по организации воспитания. Так же он отмечал необходимость подготовительного учения в дошкольном возрасте, предшествующее систематическому обучению с 7 лет. Он считал необходимым разработать учебные занятия для детей дошкольного возраста, правила учения, неучебные занятия. Эти идеи явились ценным вкладом в дошкольную педагогику, помогали установить преемственность ДОУ и школы.

К.Д. Ушинский предъявлял высокие требования к личности воспитателя: она должна быть из среды народа и обладать его лучшими качествами; любить свое дело и детей,; изучать законы психического развития детей. он объединил воедино психологические знания и педагогические законы, создав основу для понимания процессов воспитания и обучения детей.

Значимы его идеи о семейном воспитании – это наиболее естественная среда воспитания и обучения дошкольников. здесь дети получают первые знания, умения, навыки, привычки поведения, развивают свои задатки. Родители должны иметь педагогические знания, изучать литературу, сознательно подходить к воспитанию, выбору учителей. Исключительную роль и общественное значение придавал роли матери в развитии и воспитании ребенка. Идеи К.Д. Ушинского легли в основу дальнейшего развития дошкольной педагогики в России, Его материалы и рекомендации используются сегодня в дошкольном образовании..

С конца XIX века деятелями образования разрабатывались содержание, методы работы с детьми в детском саду, принципы организации их жизни. Этот период связан с деятельностью А.С. Симоновмч. Е.н. Водовозовой, Е.Н. Конради.

Аделаида Семеновна Симонович – редактор журнала «Детский сад», организовала платный детский сад в петербурге, опубликовала целый ряд работ по дошкольному воспитанию. В воспитании и обучении в детском саду использовались игры, наблюдения, индивидуальные и групповые занятия, разные виды занятий – со строительным материалом, красками, бумагой, пластилином и др. В детском саду давались элементарные занния. Не осуществлялось религиозное воспитание. Большое внимание уделялось внутренней организации жизни детей, установлению взаимоотношений воспитателя и детей по семейному типу. Важной мыслью являлась необходимость планирования в ДОУ в соответствии с поставленными задачами. При разработке своей системы воспитания опиралась и модифицировала методику Ф. Фребеля.


Видным представителем и ученицей К.Д. Ушинского являлась Елизавета Николаевна Водовозова. Она изучала опыт организации детских садов за рубежом. Анализировала его. Главной задачей воспитания считала воспитание общественного деятеля, гражданина. Воспитание считала ведущим фактором развития личности дошкольников. В ее теории просматриваются идеи гуманизма по отношению к детям, идеи всестороннего воспитания личности, комплексного подхода в воспитании. Е.Н. Водовозова отмечала необходимость воспитания и обучения детей с раннего детства, доказывала мысль о подготовке детей к школе. Вслед за К.д.Ушинским обосновывала задачи воспитания психологическими знаниями. Не связывала нравственное воспитание с религией. Разрабатывала рекомендации по обучению детей в семейных условиях.

Развитие дошкольной педагогики в XX веке связывается с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1905 гг.) – биолог, педагог. Его особая роль состоит в разработке теории физического воспитания дошкольников. Он составил руководство по физическому образованию детей школьного возраста.

Петр Федорович Каптерев (1849-1922гг.) – автор работ по теории и истории педагогики, рассматривал связь семейного и общественного воспитания в детском саду. Он сделал попытку определить, как должна усложняться воспитательная работа в детском саду в связи с возрастными изменениями. Главным предметом занятий детей считал игры. упражнения, отмечал роль коллектива в воспитании личности.

Значительный вклад в развитие дошкольного воспитания и дошкольной педагогики в XX веке внесла Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944 гг.) – педагог и общественный деятель. Она руководила детским садом, организовывала опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста. Детский сад считала основным помощником в семейном воспитании. Ее теория дошкольного воспитания изложена в книге «Современный детский сад, его значение и оборудование». Е.И. Тихеева рассматривала преемственность детского сада и семьи в воспитании. Высказывала мысли о том, что детский сад должен быть доступен детям всех сословий, где дети с ранних лет будут впитывать идеи равенства всех людей. Образовательная работа должна вестись на русском языке. Центральное место в теории Е.И. Тихеевой занимала методика развития речи.

Общественное значение детского сада видела в возможности не только воспитания и развития ребенка