ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Тревожность
В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей и подростков, характерными чертами

которых выступают: неуверенность, эмоциональная нестабильность, склонность к девиантному поведению. Установлено, что постоянно переживаемое состояние повышенной тревожности может снижать познавательную

активность, концентрацию внимания, работоспособность, и, таким образом, негативно влиять на эффективность

учебной деятельности, препятствовать социализации школьников и их адаптации к новым ситуациям, что вкупе является необходимым условием для формирования личности, способной к полноценной самореализации в профессиональной, социальной, личной сферах
-тревожностью в различных контекстах называют как негативное эмоциональное состояние, связанное с

ощущением опасности, так и особенность личности, которая проявляется в склонности к переживанию состояния

тревоги;

-состояние тревожности проявляется на психологическом и физиологическом уровнях и выражается в

нарастании эмоционального и нервного напряжения, учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального

давления;

- будучи адаптационным механизмом, состояние тревожности повышает эффективность деятельности в том

случае, если ее уровень оптимален;

-основное отличие тревожности от страха в ее безобъектности или полиобъектности: будучи

сконцентрированной на определенном объекте, тревожность перерастает в страх;

- среди причин возникновения тревожности выделяют внешние (главным образом, нелинейность и

непредсказуемость процессов в окружающей среде) и внутренние (психологические, физиологические,

нейробиологические особенности человека)
6. Взаимосвязь эмоциональных состояний и поведения человека.
Фрустрация – состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное, воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности.
Причины:

1) лишения – отсутствие необходимых средств

2) потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности

3) конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, чувств или отношений.
Типы реакций: 1) Агрессивность 2) Отступление и уход 3) Регрессия – трудная задача заменяется более легкой.

Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Причины:

1) развитие полностью или почти полностью зависит от внешней стимуляции.

2) в ходе развития могут быть фазы, в течение которых определенные процессы развиваются нормально при наличии адекватных условий.


Тема 12. Деятельность
1. Деятельностный подход к развитию психики и сознания
Деятельностный подход в психологии – совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешнепрактических ее форм
Суть деятельностного подхода - рассмотрение любого психического явления и процесса в его становлении и функционировании сквозь призму категории деятельности.
Основной предмет исследования – деятельность, которая опосредует все психические явления.
2. Определение понятия «деятельность».
Деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Особенности деятельности человека:

она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека

с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ;

в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели;

деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.;

активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности;

творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

3. Виды деятельности
1. Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

2. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.
3. Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
4. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
Тема 13. Общение.
1. Коммуникация. Общение. Взаимодействие.
Коммуникация – целенаправленная деятельность по обмену информацией и смыслом в пространстве и времени с использованием различных технических или природных средств.
Формы коммуникации:
1. Вербальная.

– это общение с помощью слов, которые могут быть произнесены вслух, записаны в текстовом виде или переданы каким-либо набором знаков
2. Невербальная.

– это информационное взаимодействие любыми способами, отличными от вербальных (то есть, без использования слов). Это всевозможные сигналы (мимика, жесты, интонация, действия и прочее), которые могут дополнять или полностью менять смысл сказанного.
Структура коммуникации
1.Коммуникатор. Это сторона, которая создаёт и передаёт сообщение другой стороне (источник).

2.Реципиент. Это сторона, получающая сообщение (адресат).

3.Сообщение. Это, собственно, та информация, которую коммуникатор передаёт реципиенту.

4.Канал коммуникации. Для того чтобы сообщение могло быть передано, должен существовать некий канал взаимодействия. Это может быть интернет, телефонная связь или окружающая среда (при обычном разговоре).

5.Обратная связь. Данный элемент является условно-обязательным


Общение – это межличностное взаимодействие, в рамках которого личности обмениваются эмоционально значимыми сообщениями. Значительная часть общения осуществляется скорее ради обмена эмоциями, чем ради передачи информации.
Коммуникация – это процесс целенаправленного обмена информацией между индивидами или группами (выступления, переговоры, доклады, деловая переписка). Эмоции могут присутствовать и в коммуникации, но они не так выражены, как в общении.
Взаимодействие - совместное действие субъектов друг на друга, в результате которых меняется динамика их поведения.
Выделяют следующие виды взаимодействия, в зависимости от образа осуществления контакта внешнего свойства:

1. декларативный (словесный);
2. физический;
3. сенсомоторный (жестовый).

2. Функции общения и их характеристика.
Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения . Всего выделяют шесть функций:
1. Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
2. Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
3. Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
4. Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).
6. Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).
3. Виды общения и их характеристика.
1. Формальное общение – общение, при котором используют привычные маски (вежливость, строгость и прочие) с целью скрыть истинные эмоции. При этом стремление понять собеседника отсутствует.
2. Примитивное общение – общение, при котором люди оценивают друг друга как мешающий или способный помочь объект. Получив желаемое, человек прекращает общение.
3. Формально-ролевое общение – общение, построенное на соотношении социальных ролей.
4. Деловое общение – общение, виды и функции которого учитывают особенности личности, настроения собеседника, но в основе лежат интересы дела.
5. Духовное, межличностное общение друзей - общение, функции и виды которого заключаются в глубоком понимании, поддержке друг друга.
6. Манипулятивное общение – общение, целью которого является получение выгоды.