Файл: Введение глава 1 теоретические аспекты конкурентоспособности.pdf
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности………….8 1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………….16 1.3 Методы оценки конкурентоспособности ………………………………..21 1.4. Пути повышения конкурентоспособности………………………………29
Глава 2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ
НА ПАО «СЕВЕРСТАЛЬ»
2.1. Характеристика ПАО «Северсталь» …………………………………….40 2.2 Анализ финансовой деятельности…………………………………….......45 2.3. Оценка конкурентоспособности ПАО «Северсталь» ……………….….48 2.4. Рыночные тенденции……………………………………………...………55
Глава
3
ПОВЫШЕНИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
3.1. Тенденции экономического развития …………………………………....61 3.2. Анализ конкурентоспособности ПАО «Северсталь» и сравнение с конкурентами……………………………………………………………………66 3.3. Пути повышения конкурентоспособности ПАО «Северсталь»……….73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............82
Список использованной литературы………………………………….............87
3
ВВЕДЕНИЕ
Металлургическая отрасль является одной из самых динамично развивающихся отраслей в Российской Федерации. Доля в ВВП России металлургической промышленности составляет примерно
5%, в промышленном производстве - около 18%, в экспорте порядка 14%. В последние время данная отрасль столкнулась с большим количеством новых ограничений, как внутри страны, так и за её пределами. Измененные таможенные пошлины, новые экологические стандарты стран импортеров, которые делают продукцию российских металлургов менее конкурентоспособной. Данные новые вызовы наша металлургическая отрасль должна преодолеть в ближайшие годы и сохранить и увеличить свою долю на мировом рынке металлопроката. Повышение эффективности данной отрасли благоприятно повлияет на благосостояние граждан Российской
Федерации, улучшит экологическую обстановку в ряде регионов, увеличит наполняемость государственного бюджета путем уплаты выросших отчислений с налогов на прибыль, НДС, таможенных пошлин и сборов.
Крупные металлурги участвуют в огромной количестве государственных подрядов и повышение эффективности и качества скажется на конечных результатах этих проектов.
Наша страна уже долгое время живет в условиях современной рыночной экономики, и фактор конкурентоспособности является ключевым.
Задачи повышения технического уровня производства и конкурентоспособности металлургии должны в условиях современной рыночной экономики решаться, самими компаниями. Но в то же время металлургия является уязвимой отраслью на внешних рынках, в условиях, что мировая торговля осуществляется не по законам открытого рынка и свободной конкуренции, и порой необходима поддержка государства.
4
Важное значение для стабильного развития отечественной металлургии имеет стимулирование внутреннего металлопотребления. В последние годы на внутреннем рынке металлургии происходят постоянные изменения, данные изменения подталкивают компании к наращиванию экспорта большую часть производимого металлопроката, что требует применения новых подходов к оценке уровня ее конкурентоспособности. Конкуренция это битва более эффективных компаний с менее эффективными за долю на рынке. Поэтому важно понимать сильные и слабые стороны конкурентов, изучать их сильные и слабые стороны, тем самым перенимая всё лучшее для достижение лучших показателей эффективности в отрасли.
Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным относят:
1. Развитие и движение вперед
2. Создание новых технологий и методов производства
3. Борется с дефицитом товара
4. Стимулирует повышение качества товара и его применимость
5. Заставляет снижать себестоимость
6. Вводит новые формы корпоративного управления
Отрицательные стороны конкуренции:
1. Отчищает рынок от неэффективных компаний
2. Неравномерное распределение доходов между группами населения, регионами
3. Отсутствие экономической стабильности
В современной рыночной экономике основной задачей высшего управленческого звена является постоянный контроль качества выпускаемой продукции при минимизации затрат.
Только обнаружив сильные и слабые стороны оппонентов, можно дать точную оценку их потенциалу, подчеркнуть их сильные стороны и перенести на своё производство, тем самым повысив его эффективность.
Это будет верным путём к расширению преимуществ компании в конкурентной борьбе.
5
Конкурентоспособность – способность определенной организации или субъекта опередить своих основных конкурентов при определенных рыночных условиях.
Конкурентоспособность — также определяют, как характеристику субъекта, определяющую его способность выдержать соперничество с идентичными себе организациями, и на его способность совершать конкурентные действия по опережению конкурентов.
Разница взглядов к понятию конкурентоспособность объясняется многообразием организаций, производящих товары и услугу по запросам рынка, а так же индивидуальных потребителей, не только связанных с качество, эстетичностью, ценой и эргономикой, но и со сроками доставки, наличием, рекламой, обслуживанием и ремонтом.
Успешность организации объясняется способностью предложить рынку товары и услуги, наиболее отвечающие предпочтениям потребителей.
Поэтому компаниям стоит уделять пристальный интерес к такому аспекту деятельность, как постоянное повышение конкурентоспособности.
В последние годы конкурентное поле для нашей металлургии значительно расширилось, связано это со значительным ростом иностранной валюты, в которой торгуется всё сырье, включая металлы. Наши металлурги несут огромную часть расходов в национальной валюте, а продают сталь и другие сплавы на внешние рынки, получая валютную выручку, которая после конвертации в национальную валюту дает весомый прирост доходов отечественной металлургической отрасли.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что все предприятия и организации в определённой степени имеют проблемы с конкуренцией, поэтому чтобы успешно функционировать в условиях жесткой конкуренции и развиваться, надо проводить анализ текущего состояния организации на рынке, а так же принимать меры по повышению конкурентоспособности.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ПАО
«Северсталь», функционирующее в металлургической области.
6
Предметом исследования являются процессы, происходящие во внешней и внутренней среде предприятия, устанавливающие уровень конкурентоспособности компании относительно конкурентов.
Целью данной дипломной работы является выявить возможности и проблемы повышение конкурентоспособности предприятий металлургической промышленности в условиях современной России на примере ПАО «Северсталь» и разработать методы её повышения.
Исходя из поставленной цели, можно выдвинуть следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы повышения конкурентоспособности
2. Изучить методы повышения конкурентоспособности металлургической отрасли
3. Провести анализ и оценку политики в области повышения конкурентоспособности на примере ПАО «Северсталь»
4. Разработать предложения по совершенствованию конкурентоспособности предприятий металлургической промышленности
5. Разработать комплексные мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности в ПАО «Северсталь».
Структурно данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на разные по объему и смысловой нагрузки параграфы, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе анализируются теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий.
Определены определения и сущность конкуренции, разобраны факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность, а также методы и критерии оценки конкурентоспособности организаций металлургической отрасли Российской Федерации.
Во второй главе проводится анализ организационно-экономической деятельности предприятия (на примере ПАО «Северсталь»). Состоит из краткой характеристики деятельности предприятия ПАО «Северсталь», а так же анализируется динамика основных технико-экономических показателей и
7 дается оценка фактору конкурентоспособности ПАО «Северсталь» относительно других металлургических компаний России.
В третьей главе предлагаются комплексные пути по улучшению конкурентоспособности исследуемого предприятия ПАО «Северсталь».
В заключении подводятся основные выводы и формируются предложения.
8
Глава 1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности
В условиях усиления конкуренции на внешних и внутренних рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ является ключевой. При анализе теорий затрагивающих проблемы формирования конкурентных преимуществ, очевидно, что подходов очень много и вопрос функционального раскрытия остается открытым.
Из-за многоаспектности применения данной определения в различных отраслях в теоретической части менеджмента существует ряд определений, которые порой противоречат друг другу.
В целом конкурентоспособность предприятияэто характеристика, которая показывает разницу развития конкретной компании от развития конкурентных компаний по удовлетворению товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. В данном определение, акцент сделан на удовлетворенности клиентов товарной продукцией, которую выпускает компания при определенном конкурентном уровне издержек.
«Конкуренция - борьба хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на определенном рынке. Конкуренция на рынке финансовых услуг - борьба между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг.
Конкурентоспособность продукта – это способность выдерживать конкуренцию по сравнению с близкими по характеристикам продуктами на
9 данном рынке. В данном определении акцент сделан на ценовой конкурентоспособности.
Конкурентоспособность по Портеру – это такое свойство субъекта продукта ли услуги в рыночных отношениях выступать на рынке наравне с находящимися там схожими продуктами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Конкурентоспособность по Портеру раскрывает данное понятие шире остальных и затрагивает все аспекты конкуренции в виде цены, свойств товара или услуги, отношения потребителей, а так же компании конкуренты.
Другой автор Белоусов отмечает: что «Конкуренция – это межфирменная борьба за ограниченный объем хорошо оплачиваемого спроса, ведущаяся компаниями на доступных для них областях рынка.
Данное определение рассматривает конкуренцию продавцов, которая имеет место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
Олигополия — тип структуры рынка несовершенной конкуренции, в которой преобладает узкое количество фирм. Примером, служит отрасль гражданской авиации, где 2 основные компании делят практически весь рынок, это компании «Boeing» и «Airbus».
Конкурентоспособность – это такой показатель, который интересует как производителя, так и потребителя продукции. Производитель заинтересован продать как можно больше выпущенной продукции, для этого она должна обладать лучшим соотношение цены и качества, а для потребителя важным в приобретении продукции является удовлетворение эффективности и цены. В современной рыночной экономике такой термин, как конкурентоспособность применяется для категорий разного уровня: конкурентоспособность компании, отрасли, продукции, региона и страны.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность имеет три основные составляющие.
10
Первая составляющая связана с самим товаром и заключается в его качестве. Вторая, с финансовой частью продажи и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Третья является специфичной и отражает те характеристики, которые могут быть восприняты потребителем, как индивидом, так и членом определенной социальной группы или команды (примером являются фанаты определенного клуба, которым не продашь футболки иных клубов).
Потребитель — является главным оценщиком продукции. Из этого можно сделать вывод, что в современных рыночных условиях все элементы конкурентных преимуществ товара или услуги должны быть очевидны вероятному покупателю, чтобы у него не возникникло никакого сомнения в характеристиках товара. Когда маркетологи формируют "комплекс конкурентоспособности", в продвижении необходимо учитывать психологические особенности и уровень интеллекта потребителей, а так же другие особенности личностного характера потребителя.
Конкурентоспособность — это не тот показатель, размер которого можно вычислить для себя и для основных конкурентов, а потом одержать победу. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирована на:
осознание тенденций и нужд потребителя
текущее состояние и тенденций развития рынка
окружающей среды и ее тренды
поведение и перспективы основных конкурентов
умение создать такой товар и так представить его потребителю, чтобы он выбрал именно этот товар, а не продукцию оппонента.
В современной концепции управления выделяют четыре основных уровня конкурентоспособности. Каждому, из которых присущи свои подходы управления и маркетинга в организации.
1. На первом уровне конкурентоспособности высшее руководство организации рассматривает управления как фактор
«внутренне
11 нейтральный». Они считают, что структура принятия решений в их компаниях была когда-то построена, то больше управление никак не влияет на конкурентоспособность.
По их мнению роль менеджмента организации сводится только к тому, чтобы штамповать продукцию, без заботы об интересах потребителей.
Данный подход может привести компанию к успеху, только при условии, что она сумеет найти свободное от конкуренции место на рынке.
Обычно это характерно для предпринимателей и мелких фирм, ориентирующихся на определенную нишу рынка. Однако с ростом бизнеса обычно складывается так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или данная ниша станет растущим рынком, и привлечет других производителей, и они составят конкуренцию данной компании. Так компания из низкоконкурентной среды попадет в высококонкурентную среду. И уже умения выпускать продукцию соответствующего качества и наладить сбыт будет мало. Компании для продолжения успешного функционирования нужно будет побеспокоиться о том, как превзойти стандарты, предложенные основными конкурентами в области ценообразования, себестоимости производства, уровня качества и обслуживания.
На практике, в Российской Федерации большинство компаний, независимо от масштабов бизнеса находится на первом уровне конкурентоспособности.
Характерные черты российских компаний первого уровня конкурентоспособности выражаются в следующем:
слепая приверженность простой ценовой конкуренции. Считается, что любые проблемы с реализацией продукции отпадут, если достаточно снизить цену
редкое маркетинговое исследование рынка
недостаточное внимание квалификации и мотивации трудовых кадров
(высокая текучка кадров)
12
обесценение самого фактора управления. Проблемы улучшения организационных структур, систем и методов управления считаются излишними.
Преобладание в Российской Федерации компаний первого уровня объясняется слабостью конкуренции на внутреннем рынке нашей страны.
Это связано с тем, что большое количество государственных предприятий, производящие некачественную продукцию, до сих пор существуют, благодаря бюджетным дотациям и субсидиям, хотя в условиях реальной рыночной экономики такие предприятия должны были давно уже обанкротиться.
2. Компании второго уровня конкурентоспособности стараются, чтобы их производственные и управленческие системы стали «внешне нейтральными». Такие компании должны полностью отвечать нормам и стандартам, действующим на конкретном рынке. Они стремятся реализовать всё то, что делают фирмы-лидеры рынка: стараются максимально заимствовать технологии, приемы, методы организации производства, приобретать сырье и материалы, комплектующие изделия у таких же поставщиков, что и главные конкуренты.
Такие компании следуют принципам и подходам в управлении качеством товара и услуг, в контроле над уровнем ключевых показателей производства, как и лидеры отрасли.
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в
РФ относятся:
маркетинг является существенной функцией управления. Компании ориентируются на концепцию маркетинга, с продуктом в основе.
Изучение рынка постоянная аналитическая работа для определения тех качеств и характеристик, которые заинтересуют потребителей
стремление стать маркетинго – ориентированными фирмами. Все процессы планирования и дальнейшего развития производства опираются на прогнозы реализации продукции