Файл: Введение глава 1 теоретические аспекты конкурентоспособности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13

отступить от ценовой конкуренции и соперничать в качестве, уровни обслуживания и других не стоимостных характеристиках, на которые смотрит потребитель

изменение в кадровой политике. Рекрутеры компаний стремятся позвать на работу сотрудников-специалистов из других организаций этой же отрасли экономики, полагаясь, что данные сотрудники имеют высокую квалификацию и опыт

опора на управленческие технологии, которые гарантируют успешность на рынке конкурентам. Улучшение корпоративного управления и мотивации труда сотрудников
На определенном этапе развития прямое копирование прогрессивного опыта уже не добавляет конкурентоспособности. И перед руководством данных организаций возникает проблема, какой путь развития выбрать в дальнейшем? Раздумья приводят к выводу, что компания имеет динамику развития, а значит, имеет свои сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, и незачем тогда соответствовать единым стандартам, в рамках которой действует отрасль. Те, кто находит правильные ответы, обычно становятся компаниями третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отрасли.
3. Особенности компаний третьего уровня конкурентоспособности:

акцент внимания сдвинут на нужды и запросы клиентов, маркетинговая деятельность имеет ориентацию на потребителя

на развитие производственной деятельности ориентируются все другие подразделения организации

в нашей стране таких компаний очень мало. В связи с этим основная цель для менеджмента российских компаний на ближайший период
— подняться до третьего уровня конкурентоспособности

новшества вводятся лишь при полной уверенности в одобрении их конечными потребителями

14
Успех в конкурентной войне больше зависит от качественного и эффективного управления, а не только от производства. Компании третьего уровня конкурентоспособности опираются на концепцию интегрированного маркетинга, который сориентирован на анализ потребностей и запросов потребителей.
Иные функции управления и управление производством улучшаются непрерывно в соответствии с запросами маркетинга. Эффективность производственных систем обуславливается не только факторами внутренней среды организации, сколько внешними управленческими факторами.
4. Компании четвертого уровня конкурентоспособности, становятся во главе конкурентной гонки на многие годы вперед. Они не подражают опыту компаний конкурентов, они созидают в отрасли свои стандарты. Каждое трансформация в таких компаниях опирается на маркетинговых изучениях рынка. Все функции управления исходят от маркетинговых исследований. По сути, маркетинговая структура в таких компаниях это вся управленческая вертикаль с акцентом на свои функциональные задачи.
Насыщенность конкуренции зависит в первую очередь от:

модели рынка (совершенный или несовершенный рынок)

формы рынка по количественному участников

стадии жизненного цикла продукции

целей и задач, которым следуют продавцы и покупатели

доля государства в экономических процессах
Конкуренция возможна только при определённых рыночных состояниях. От определённых параметров рынка зависит, какие виды конкуренции доступны для компаний. Различают рынки совершенной и несовершенной конкурентной борьбы.
Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:


15

на нем большое количество производителей (продавцов), каждый из имеет достаточно небольшую долю рынка в целом

рынок характеризуется одинаковыми товара и услугами

покупатели должны знать о рыночных предложениях товаров и услуг

рынок должен быть свободным на вход и выход, без рыночных барьеров

продавцы и клиенты должны имеют возможность принятия независимых решений
Очевидно, что на самом деле рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как в реальности определенные вышеперечисленные условия практически не соблюдаются. На рыночную цену и объемы выпуска влияю производители и продавцы, они иногда объединяясь могут вступить в монопольный сговор и создать дефицит товаров и услуг на рынке для разгона цены. В такие моменты очень часто вмешивается Антимонопольное ведомство в лице государственного регулятора ценообразования на рынке. Кроме непосредственных действий направленных на стабилизацию спроса и предложения в действия по уравновешиванию рынка может повлиять и Федеральная Таможенная служба. Влияние данной службы может осуществляться путём снижения таможенных пошлин на ввоз определенной группы товаров, дефицит которых испытывает внутренний рынок. Такими действиями данное ведомство может повлиять на насыщение товарами внутреннего рынка и привести его в состояние равновесия.

16 1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Факторы конкурентоспособности – это явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации, вызывающие изменение размера затрат, в последствии сказывающиеся на изменение уровня конкурентоспособности. Данные факторы могут оказывать воздействие на трансформацию конкурентоспособности организации как в одну, так и другую сторону.
Необходимо выделить основные отличия между конкурентоспособностью товара и компании:
1) к товару применяется оценка к каждому его виду, а в компании охватывает весь ассортимент
2) признание конкурентоспособности товара и компании реализовывается рыночной оценкой. Ключевое отличие в оценки этих двух понятий в том, что оценку конкурентоспособности дает не только потребитель, но и производитель. Собственно управленческая верхушка организации решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных рыночных условиях
3) каждый продукт и каждая компания имеет разные временные этапы своего жизненного цикла. При исследовании текущей оценки, то временной фактор не имеет сильного значения, но если разговор заходит о длинном промежутке времени, то необходимо учитывать, что цикл жизни организации, чаще всего более продолжителен – и за период его функционирования обычно сменяется несколько поколений изделий. Но бывает и так, что жизненный цикл продукции превышает период жизни организации.
Конкурентоспособность предприятия зависит от набора таких факторов, как:

доминирование продукции компании на внешнем и внутреннем рынках

финансовое положение компании


17

вид продукции

ёмкость рынка

влияние рекламы и стимулирования сбыта

платежеспособный спрос

лёгкость доступа на рынок

конкурентоспособность отрасли, в которой работает организация

конкурентные позиции предприятий

возможность внедрения технологических новинок

конкурентоспособность страны и региона
Конкурентоспособность предприятия основывается на следующих факторах:

себестоимость на единицу продукции

уровень и динамика цен на сырьё и готовую продукцию

обстановка в стране (экономическая и политическая) и её степень влияния
Все факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние факторы
– факторы, определяющие потенциал организации по обеспечению собственной конкурентоспособности:

финансово-экономический

научно-технический

человеческий (кадровый) потенциал

эффективность продвижения

условия и доступность обслуживания

постпродажное обслуживание

транспортировки и упаковки продукции
К главным внутренним факторам относят параметры эффективного применения таких ресурсов организации как: материальных, трудовых, финансовых.

18
Структурные факторы заключаются в применении современных и зачастую автоматизированных технологий, в изменении структуры взаимодействия функциональных звеньев и подразделений.
Ресурсные факторы заключаются в отслеживании количественных, стоимостных и качественных ресурсов организации. Также следует отнести финансовые ресурсы, за действенные на удовлетворение потребностей организации.
К технологическому фактору относят коэффициент патентных технологий в производстве товара и используемое оборудование.
Управленческие факторы позволяют регулировать систему управления качеством продукции, организацию логистики материалов и ресурсов.
Экономические факторы помогают достигать заданных уровней рентабельности товаров, продаж и высокую скорость оборачиваемости основных видов ресурсов. Основная же задача экономических факторов в поддержании стабильной финансовой составляющей деятельности организации.
Внешними факторами являются социально-экономические и организационные связи, позволяющие создать более интересную продукцию по ценовым и неценовым характеристикам.
К внешним факторам относятся:

экономическое воздействие государства (амортизационная и налоговая, таможенная политика)

административного характера (законодательные акты, надзорно- контрольную систему)

основные характеристики рынка

деятельность политических организаций

деятельность неформальных объединений и клубов
Факторы увеличения прибыли организации. Существует два пути на увеличение или уменьшение прибыли организации:


19

снижение себестоимости

увеличение объемов продаж
Имеется и другой подход к классификации внешних факторов, основывающийся на уровне конкурентоспособности

страны

отрасли

региона

организации, выпускающий товар

сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов

сила конкуренции среди товаров-заменителей

появление новых нужд

уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей

активность взаимодействующей аудиторий
(общественных организаций, общества потребителей, СМИ)
Снижение затрат на единицу производимой продукции является для организации важным процессом, не только из-за увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой на рынке. Так компания путем изменения объемов продукции может повлиять на рыночную цену, а так же на себестоимость.
Прибыль является положительным финансовым результатом деятельности организации и самой целью её существования. Данная величина зависит от стратегии, объема продаж и других факторов.
Определение этих показателей возможно при активной качественной деятельности маркетингового подразделение компании, которое определяет емкость и долю, которую займет компания со своей продукцией на рынке.
Многие специалисты как российские, так и западные отмечают, что конкурентоспособность товара зависит на 70% от его качества. В таких

20 условиях преобладает конкуренция качества, а ценовая отходит на второй план, но такое возможно лишь при стабильной экономической обстановке в стране.
Финансовое состояние компании — это состояние капитала в процессе оборота и способность хозяйственного субъекта к погашению своих долговых обязательств и развитие на определенный момент.
Между финансовым состоянием компании и объемом производства есть прямая и обратная зависимость. При росте объемов выпуска продукции повышается финансовое состояние компании, а при уменьшении ухудшается.
Ликвидность предприятия – наличие у организации свободных финансовых ресурсов для возмещения необходимых платежей и задолженностей к отчетному периоду. Ликвидность зависит от скорости обмен активов с учетом полной стоимости.
Таблица 1- Критерии конкурентоспособности предприятия
Оперативный уровень
Тактический уровень
Стратегический уровень
Конкурентоспособность продукции
Общее состояние предприятия
Инвестиционная привлекательность
Критерий: показатель
КС продукции
Критерий: комплексный показатель состояния предприятия
Критерий: рост стоимости предприятия
Конкурентоспособность промышленного предприятия при планировании должно удовлетворять следующим требованиям:

поставленные цели должны быть реальными и достижимыми

предоставлены заданные периоды на производство продукции

понятны для исполнителей на каждом этапе производства и реализации продукции.


21 1.3 Методы оценки конкурентоспособности
Для эффективного управления конкурентоспособностью организации необходимо использовать объективные методы оценки.
Существует большое количество подходов к оценке конкурентоспособности в зависимости от имеющейся информации, способа проведения оценки, возможностей по принятию управленческих решений и иных критериев, которые имеют отношения к деятельности организации.
Все методы можно разделить на 5основных группы:

Матричные методы (SWOT, PEST-анализ, матрица БКГ, матрица Портера и иные)

Методы на основе оценки конкурентоспособности продукции и услуг организации

Методы основанные на теории эффективной конкуренции

Комплексные методы

Динамические методы
Оценка конкурентоспособности организации матричными методами базируется на выявлении факторов конкурентоспособности субъекта и определении рынка, на котором организация владеет или желает приобрести конкурентные преимущества.
Рассмотрим часто используемый метод оценки – матрицу
«относительной доли рынка или темп роста рынка», более известна как матрица БКГ (BCG). Данный метод создан американской консалтинговой компанией «Бостон Консалтинг Групп». Этот метод основан на показателях роста объема спроса и доли, которой владеет компания относительно конкурентов. Этот метод чаще применяется к оценке позиций товара на рынке и к оценке жизненного цикла продукции.
Матрица БКГ находит значение каждой области стратегической деятельности компании по отношению к виду рынка и товару.

22
Рисунок 1-матрица БКГ
Данные показатели дают возможность классифицировать продукцию организации по четырем областям, в соответствии с целями и финансовой отдачей для организации:
Звезды – высокая доля рынка с быстрыми темпами роста
(высокозатратные, но доходные)
Дойные коровы - это бывшие звезды, характеризуются высокой долей рынка, но с медленными темпами роста
Трудные дети – лимитированные, модные, но обх
Собаки – низкая доля рынка и медленные или отсутсвующие темпы роста или переход в падение. Обычно это товар, который уходит с рынка или переходит в раздел социально значимых.
Другим распространенным методом является оценка компаний через матрицу SWOT-анализа. SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, помогающий оценить сложившуюся ситуацию и перспективы развития через выявления четырех ключевых аспектов: