Файл: Тема. Пути и средства поликультурного образования детей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель второго комплекса дидактических игр - приобщение к народной культуре, развитие сравнительного обобщения, выделение характерного, специфического, общего.

Важно помнить, что национальное самосознание формируется а сочетании имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива». (Т.А. Бернштам). Похожие климатические условия проживания, традиционная трудовая деятельность, процессы ассимиляции проецируют схожие элементы в структуру и содержание этнических праздников. У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами- карнавалами. На это же время приходится и русская масляная неделя. Мордва, русские, удмурты, чуваши, татары в основной своей массе были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами. Поэтому их народные праздники связаны с циклом сельскохозяйственных работ: подготовка к посеву и сбор урожая (у татар - Сабантуе (свадьба плуга или торжество яровых, у чувашей - А кату й (праздник сева). Общая для всех народов основа праздников обогащается национальным, региональным колоритом.

Участие детей в народных обрядах эмоционально воздействует на них, позволяет осознать себя частичкой своего народа. Включение традиционных обрядовых действий в современные календарные праздники позволяет проследить связь поколений, развивать интерес и уважение у детей к народным истокам. Народные праздники воздействуют на эмоциональную, рациональную и деятельностную сферу и их можно рассматривать как интегрированное средство воспитания.

При проведении дней народной культуры, фестивалей дружбы, происходит непосредственное общение детей и взрослых разных национальностей друг с другом, происходит «диалог культур».

В дошкольных учреждениях в основном используют два вида общения детей с людьми другой национальности:

Первый вид общения - непосредственное взаимодействие детей в группе или дошкольном учреждении с многонациональным составом детей;

Второй вид общения - опосредованное, которое осуществляется в процессе переписки детей со сверстниками из других республик, стран (М .И. Богомолова).

Национальный состав детей многих дошкольных учреждений в наши дни многонационален, что связано не только с традиционным совместным проживанием разных народов на территории нашего отечества, но и с тенденциями миграции, с появлением беженцев. Непосредственное общение детей в многонациональном детском саду в различных видах деятельности, в период, когда они еще не осознают свою национальную принадлежность, имеет большое пропедевтическое значение для дальнейшего выстраивания своей линии поведения с людьми разных национальностей. В выборе детей партнеров для своих игр обычно национальный фактор не имеет значения, однако зачастую влияние взрослых, их негативное отношение к некоторым представителям разных этнических групп, которые, по их мнению, виноваты в социальное нестабильности, жизненных трудностях, приводит к неосознанным отрицательным высказываниям детей в их адрес. Именно в таких случаях уже необходимо вести активную наступательную работу, но формированию культуры межнационального общения не только среди детей.


2.2 Основные направления и средства приобщении дошкольников к культуре

разных народов.

Современное дошкольное образование ориентированно на личностное развитие ребенка и создание условий, обеспечивающих процесс социализации. Усвоение социального опыта предшествующих поколений помогает ребенку принять определенные ценностные основы бытия, значимый для данного общества стиль поведения, в том числе опыт взаимодействия людей различной этнической принадлежности.

Исходя из того, что необходимым условием жизнедеятельности человека является межличностное общение, в ходе которого ребенок усваивает систему ценностных ориентации, нравственные установки, мы рассматриваем культуру межнационального общения как составляющую общения осуществляется в контексте культуры и имеет своей целью развитие личности, то содержание культуросообразного и личностно-ориентированного образования должно учитывать:

  • аксиологический компонент, который имеет целью введение детей в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации;

  • когнитивный обеспечивающий знаниями о человеке, культуре, истории; деятельностно-творческий компонент, способствующий развитию творческих способностей, различных способов деятельности;

  • личностный компонент, который способствует формированию личностной позиции, помогает нравственному и жизненному самоопределению.

Приобщение к многогранности социального окружения, культурному многообразию формирует у дошкольника «целостную картину мира» (И.Э. Куликовская), «образ мира» (С.Д. Смирнов). Образ мира выполняет в структуре познания две основные взаимосвязанные функции: познавательную, при помощи которой ребенку раскрываются свойства и структура предметов и процессов социального мира: и функцию регуляции (управления) деятельностью ребенка (Б.Г.Ананьева). Центральная структура образа отражает представления человека, которые опосредуют его взаимодействие с социальным и предметным миром (А.Н. Леонтьев), поверхностная структура образа - это его чувственно- эмоциональная основа (С.Д. Смирнов). В дошкольном возрасте эти характеристики отличаются своеобразием.

Дошкольное детство - время начала процесса становления мировоззрения человека (Д.Ю. Тютюнник). Оно, как многогранное образование, включает всебя:


-мироощущение (познание мира в чувствах, эмоциях, формировании положительного отношения);

-миропонимание - понимание мира, поиск причин и следствий;

  • мироистолкование - специфическое объяснение человеком мира историй, общества, культуры;

  • миро преобразование - форма активного отношения человека к действительности; выбор стиля взаимоотношений с людьми;

Становление картины мира в сознании человека осуществляется в культурной, символической среде через искусство, язык, миф, народное творчество. На протяжении дошкольного детства, по исследованию И.Э. Куликовской, происходит смена картин мира, от мифопоэтической - до универсально-символической, что должно послужить отправной точкой в определении основных подходов, дифференциации методов, форм, направлений работы по приобщению детей к национальному миру культур, воспитания культуры межнационального общения, формировании целостного мировидения.

Для мифопоэтического мировидения характерна нерасчлененность восприятия, ребенок видит его с позиции сказки, мифа, легенд. Развитие детского познания определяется движением от целого к частному, поэтому идет накопление в «бессознательном» банка общих правил поведения, нормативного стиля общения между людьми. В этот период дошкольного детства должна вестись целенаправленная работа по накоплению эмоционально- ценностного опыта общения с детьми, взрослыми. Общение, социальное окружение влияют на развитие индивидуального стиля жизни, который тесно связан с чувством общности, одним из трех « врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «я». Чувство общности определяет содержание и направление поведения, и если оно остается неразвитым, то может стать основой «асоциального стиля жизни». Эмоционально-выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества, помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок, былин,

Таким образом, основной целью целенаправленного приобщения детей к этнокультурному многообразию является понимание и принятие общечеловеческих ценностей, среди которых ценность человеческого существования; проявление сочувствия и сопереживания. Опережающий принцип наступательной работы, накопление эмоционально-субъектного опыта общения, использование э моцион аль не­окрашенных знаний, сотворчество взрослых и детей создадут предпосылки развития гуманных чувств, дружелюбия, симпатии к представителям разных этнокультур.


Для формирования личности как этнокультурной ценности необходимо уже с дошкольного возраста способствовать развитию национального самосознания. Познать самих себя в национальном смысле, замечал отечественный мыслитель С.Н. Булгаков, мы можем «изучением национального творчества, объективированного в отдельных его Продукта»). Пробуждение любви к родному, - замечал философ, - есть уже заслуга перед национальным самосознанием. Человек успешно проявляет себя в тех видах деятельности, которые больше всего соответствуют его этническому самосознанию.

Этническое самосознание, как целостное образование, проходит два уровня в своем развитии:

-типологический, на котором формируются представления об этнических общностях;

- идентификационный - где осуществляется этническая самой идентификация, определяющая собственную принадлежность к общности (В.Ю. Хотинец).

Целенаправленная работа по воспитанию у детей культуры межнационального общения позволяет развивать элементы национального самосознания уже в старшем дошкольном возрасте.

По данным Ю.В. Бромлея, первый этап формирования этнического самосознания происходит в раннем детстве- 75% детей 4-5 лет уже называют свою национальность, а в возрасте шести лет ее называют почти все дети. Осознание детьми своей этнической принадлежности значительно зависит от того, в какой социально-этнической среде происходит их формирование и становление как личности

Рассматривая национальное самосознание как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в ней, О.Н. Юденко выделила основные структурные элементы национального самосознания, которые можно сформировать уже в старшем дошкольном возрасте:

  • национальная идентификация, т.е. представления дошкольников о своей этнической принадлежности;

  • национальные стереотипы;

  • осознание общности исторического прошлого, территориального и государственного единства, культурных ценностей.

Пробуждение национального самосознания связывают с наличием стимулов, исходя при этом из утверждения З.И. Равкина о том, что стимулы рассчитаны на пробуждении в растущем человеке социально-ценностных потребностей и превращение их в мотивы деятельности. Однако стимулы дают эффект лишь при целенаправленном и систематическом их применении. В основе пробуждения национального самосознания лежит формирование условных рефлексов как ответных реакций на воздействие среды. Стимулы раннего пробуждения национального самосознания - это совокупность значимых дли личности ребенка воздействий, побуждающих ребенка к действиям в соответствии с общечеловеческими ценностями (И.З. Хабибуллина). Действенным средством раннего пробуждения национального самосознания является система положительных стимулов, среди которых выделяют внешние - воспитательные средства народной культуры и внутренние стимулы, включенные через деятельность и отношения формирующейся личности в ее образ жизни, получающие отражение в поведении и мотивации (сознание ситуации утеха, поощрения, проблемные ситуации).