Файл: Дата Лексическая тема.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект № 6. Фронтальное занятие: «Гласные звуки У, А, И».

«Коррекционно - обучающие задачи: - Продолжать знакомство детей с органами речи; - Уточнить правильное произношение гласных звуков. - Закрепить артикуляционные признаки гласных звуков. - Выделение первого гласного звука из 3 звуков: Коррекционно - развивающие задачи: – Развивать силу голоса и память. Коррекционно - воспитательные: внимательно слушать и смотреть. Оборудование: мяч, картинки со звуками А,У, И в начале слова (иволга, ива, утка, астра, август, улей, ангел, иглы, удочка, арка). «Звуковая линейка». Презентация «Гласные звуки У, А, И»»26

Оргмомент. Игра с мячом: «Назови первый гласный звук, с которого начинается слово»: Аня, Уля, Алик, Ира, утка, ужин, астра, ум, август, улей, ангел, иглы, ива.

Артикуляционная гимнастика Голосовая разминка.


«Губы «Заборчик», Ротик – «Бегемотик», Язык – «Качели», «Чашечка», «Варенье» - «Поём гласные звуки»: А – У – И – 3 р. – руку на горло. - Чем они похожи? - Посмотрите на губы - Чем отличаются? Где появляется голос? Вывод: голос – звуки гласные. - А! –заплакала Алёнка. - И-и-и — ротик к ушкам растяни. Хорошо сиди, песенку тяни»27.

Чередовать, удерживать 3с. Повторить 4 - 6 раз. Произнесение звука, наблюдение за артикуляцией - губы, зубы, язык, воздух. Руку на горло.

Фонетико-фонематическое восприятие

«Угадай по губам гласные звуки» по беззвучной артикуляции

- Назови первый звук. – ИА АИ УИА АИУ УАИ ИУА

- Звуковой анализ гласных звукосочетаний

«Звуковая линейка». УА ИАУ

- АУИ»28


Логоритмика «Прогулка в лес».

«Эхо. В лесу кричу: «АУ! И лес в ответ: Ау… Ау.. Мы в лес пошли, Дети маршируют. Чистоту навели, Остановились. Топор нашли, Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».

Дрова рубили: А___х! Ух! У___брали их! Энергичные наклоны»29.

Развитие лексико-грамматических процессов

- Игры «Запомни-повтори» со словами:

утка, астра, улей;

ива, иволга, удочка. - «Угадай, чего не стало?» –Игра «Назови первый звук» - используем картинки. Ученик учит... (у__роки). В лесу поёт (и____волга). Скамейка стоит под (и__).

Итог:

Какие гласные звуки вы запомнили? Какой гласный звук понравился?



Конспект № 7. Фронтальное занятие: «Гласный звук О». Овощи.

«Коррекционно - обучающие задачи: - Различать, узнавать и выделять гласный звук О из ряда звуков, слов. - Уточнить правильное произношение звука. - Познакомить детей с артикуляционными признаками звука. – Коррекционно - развивающие задачи: – Развивать силу голоса и память. Коррекционно - воспитывающие: внимание, память, сообразительность. Оборудование: Мяч. Картинки и презентация «Гласный звук О»: овощи, окунь, осень, окна, осы. Кукла Оля. Схема звукового анализа, красные овальные фишки»30.

«Оргмомент. Игра с мячом - «Скажи ласково»: картошка-, морковь-, луковица -, капуста, свёкла- горох - «Как все это можно назвать одним словом?» — «О___вощи.» — «Какой первый звук в слове овощи?» /произносим слово, голосом выделяем звук [О]»31.

Артикуляционная гимнастика Весёлый Язычок Характеристика звука

Дыхательная гимнастика

«Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Лошадка», «Качели» Хороша кукла Оля, только болят зубы у куклы нашей: ООО... Произнести отрывисто: Оля вздыхает: О-О-О!Появляется красная овальная фишка. - Вывод: воздух – тёплый, поёт голос – звук гласный. – Дуем на облако»32.

Чередовать, удержи 3с. Повторить 4 - 6 раз. Произнесение звука, наблюдение за артикуляцией - губы, зубы, язык, воздух, голос.

Фонетико-фонематическое восприятие

- «Подними и опусти по ступенькам звук «О», повышая и понижая голос».

- «Повтори словечко и назови первый звук три раза»: овощи, осень, окна, обруч, осы /и подними красный овал»33/

Логоритмика

«Ослик (щёлкаем языком - 6р.) в озеро забрался. Он от ос в воде скрывался. Ослик очень любит осень. Ах, как много летом ос. Очень больно жалят в нос.»34

Шаги на месте, присесть. Движение пловца. Ритмично выставляем ноги на пятку. Хлопок над головой. хлопки ладошками справа, слева.

Развитие лексико-грамматических процессов

Формирование графических навыков

«- Игра «Запомни и назови три картинки» – ослик, окунь, осы… Что слева?, ..справа?, ..между? - Игра «Кого не стало?» - Нет ослика, нет окуня. - Игра «Посчитай-ка» 1-2-3-4-5 со словами «Звенящая ОСА» - Рисуем два овала. Посмотри на букву «О»: буква, словно колесо»35.

Итог

С каким гласным звуком вы сегодня играли? Какая игра понравилась?



Конспект № 8. Фронтальное занятие:Гласные звуки [А], [У], [И], [О].

«Коррекционно - обучающие задачи: - - Выработка дифференцирован­ных движений органов артику­ляционного аппарата. - Уточнить правильное произношение гласных звуков. - Удерживать в памяти ряда из 3 гласных звуков. - Произносим слитно; произносим с переносом ударения. – Коррекционно - развивающие задачи: – Развивать силу голоса, речевое дыхание и память. Коррекционно - воспитывающие: вежливые взаимоотношения. Словарная работа: остров, аист, утка, овощи, удочка, астра, ананас, ослик, облако. Оборудование: Мяч. Презентация «Лото «Гласные звуки». Красные фишки. Различать, узнавать, выделять гласные звуки [А], [У], [И], [О] в начале слов: овощи, ухо, утка, облако, остров, аист. - Музыкальная разминка «АОУЭ» Е.Железновой»36.

Оргмомент. Игра с мячом - «Это кто? Это что?»: Это овощи, ухо, паук, утка, дуб, облако, остров, аист, арка. - Музыкальная разминка «АОУЭ» Е.Железновой.

Артикуляционная гимнастика Весёлый Язычок Характеристи-ка гласных звуков

Фонетическая разминка

«Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Лошадка», «Качели» - Вывод: воздух – тёплый, поёт голос – звук гласный. Хороша кукла Оля, только болят зубы у куклы нашей: ООО... Оля вздыхает: О! - Крепко мы сужаем губы, словно дуем, дуем в трубы –У___. У-у-у — губы хоботком тяну. У-у-у- дай трубу. У-у-у — всех детей зову.– Дуем на облако.»37

Чередовать, удержи 3с. Повторить 4 - 6 раз. Произнесение гласных, наблюдение за артикуляцией - губы, зубы, язык, воздух… Руку на горло.

Фонетико-фонематическое восприятие

-« Рисуем овал. О-о-о - надела я пальто. О-о-о — мне уже тепло. – «Хлопни в ладоши», если услышишь звук [О]: А О, Э О, И О, У О, ЫО - Вывод: Гласные звуки произносим голосом. - «Повтори словечко и назови первый звук три раза»: овощи, осень, окна, обруч, осы /красные овалы38

Логоритмика

- Прыг - хлоп, И_______. Прыг - хлоп, А _______. Прыг - хлоп, У_______.

Прыг - хлоп, О________.

руки к плечам, руки в стороны, руки вперёд, руки «венчиком» над головой

Развитие лексико-грамматичес-ких процессов

- «Игра «Что изменилось?» - Запомни и назови три картинки – 3 картинки: овощи, удочка, аист. Что слева?, ..справа?, ..между? - Игра «Чего не стало?» нет аиста, нет овощей, нет удочки. - Игра «Посчитай-ка» 1-2-3-4-5 со словом иволга»39.

Итог:

С каким гласными звуками вы сегодня играли? А – У – И – О. Какая игра понравилась?



Конспект № 9. Фронтальное занятие:Гласный звук [Э].

«Коррекционно - обучающие задачи: Выделение гласного Э из потока звуков.

Выделение звука [Э] в начале слова:

Научить детей четко произносить звук [Э].

Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. Коррекционно  воспитательные задачи: любознательность, выдержку. Оборудование: Звуковая схема, мяч, бочонок хохломской росписи, картинка с ударным гласным звуком в начале слова: эму. Презентация: «Россия –Родина моя», Бочонок хохломской росписи»40.

Оргмомент. Всего много в нашей стране - играем: «Один-много» / Это дом - это дома/, улица, поле, лес, село, луг, дерево, город, завод, море, дорога, гора, река, озеро.

Артикуляцион-ная. гимнастика Тёплый Ветерок

«Весёлый Язычок - Губы- «Заборчик-Дудочка» Язык – «Качели», «Часики» . Дыхательная гимнастика Характеристика гласного звука /Схема Дуем в бочонок: Э___! громко «Э___»: тихо, кратко, долго. Слышим ЭХО.Тянетсязвук?»41

Чередовать, удержи 3с. Повторить 4 - 6 раз. Какой воздух? Руку к губам.



Фонетико-фонематическое восприятие

«- Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

– Произносим звук Э: отрывисто, протяжно, тихо, громко. – Что мешает воздуху выходить? - Чем слышим звуки? объяснить детям артикуляцию гласного звука [Э]: Губы раскрыть в улыбке; Зубы сближены; Язык широкий, кончик прячется за нижние зубы, отодвигается в глубь рта; Голосок «поёт». - Гласный звук «Э» обозначим красной фишкой: - Хлопни в ладоши, если услышишь звук Э -А, Э. О, Э. Ы, Э. У, Э. И, Э. - «Раздели слова на слоги» - хлопками, шагами, приседаниями: ЭСКИМО, ЭСКИМОС, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭТО, ЭКСКАВАТОР, ЭЛЕКТРИК, ЭХО. Назвать самое длинное и самое короткое слово»42.

Логоритмика

- «Рисуем дом». Я хочу построить дом, чтоб окошко было в нём, чтоб у дома дверь была, рядом чтоб сосна росла, чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял.

Развитие лексико-грамматических процессов

Живет без тела, Говорит без языка. Никто его не видит, А всякий слышит. (Эхо

Презентация: «Россия –Родина моя».

Если увидите неодушевлённые предметы задайте вопрос: «Что это?» Это площадь, это наш город, это горы.../

- Одушевлённые, могут дышать, двигаться – задайте вопрос: Кто это? Это дети, это конь, это всадник, это родители»43.

Связная речь

Задавать и отвечать на вопросы: Кто это? Что это?

Итог:

Ребята, вы узнали новый гласный звук - ? Что вам понравилось?