Файл: Дата Лексическая тема.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект № 10. Фронтальное занятие: Гласный звук [Ы].

«Коррекционно - обучающие задачи: - Четко произносить гласной звук [Ы]. - Выделение Ы из потока звуков, в середине и в конце слова. - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. подвижность губ и челюсти. Коррекционно  воспитательные задачи: активность и внимание. Оборудование: Звуковая схема. Мяч, Картинки со звуком в середине и конце слова: дубы, тыква, часы, весы. Презентация: «Гласный Ы», символ звука «Пароход», «Ослы» - муз. Е.Железновой»44

Оргмомент. Игра с мячом: «Один-много» улица, завод, гора, стол - столы, акула - акулы, коза - козы, коса - косы. Какой звук повторяется?

Артикуляцион-ная гимнастика

Тёплый Ветерок

«Весёлый Язычок – Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Вкусное варенье», «Маляр» . Дыхательная гимнастика: - «Как гудит пароход?» - тихо, кратко, долго. Как мы произносим гласный звук Ы? Что помогает произносить гласный звук Ы? - отрывисто, протяжно, тихо, громко»45.

Чередовать, удержи 3с. Повторить 4 - 6 раз. Какой воздух? Руку к губам.



Фонетико-фонематическое восприятие

– ««Звуковая схема». Что делают ГУБЫ? Губы раскрыть в улыбке; ЗУБЫ раскрыты; ЯЗЫК широкой горкой отодвигается в глубь рта; ВЕТЕР – тёплый. ГОЛОС «поёт». - Гласный звук «Ы» - обозначим красной фишкой. – «Хлопни в ладоши», если услышишь звук «Ы»: - АЫ, ЭЫ, ОЫ, УЫ, ИЭ - «Раздели слова на слоги» - хлопками, шагами, приседаниями: дуб, тыква, часы, весы, заводы. Назвать самое длинное и самое короткое слово»46.

Логоритмика

«Ослы» - муз. Е. Железновой

Лексико-грамматические процессы

Игра «Чего нет»: Нет тыквы, нет быка, нет дубов.

«Скажи ласково»: дуб - дубок, бык -…, тыква - ….

Связная речь

«Невежливый бычок» - чтение и пересказ рассказа. «Презентация. Гласный звук «Ы» - Сл. №10

Итог:

Ребята, какой новый гласный звук вы узнали - ? Какая игра вам понравилось?




Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., «Дрофа», 2010




Тема.

Артикуляционная моторика. Звукопроизношение.

Слоговая структура

Развитие фонематических процессов

Коррекция лексико-грамматического строя

Работа над связной речью

Коррекция психических процессов

Развитие лексической стороны речи

1

Слово как единица речи.

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Развитие дыхания.

3.Развитие силы голоса.

4.Развитие кинестетических ощущений.

5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков.

6.Развитие интереса к звуковой стороне речи.







Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов.

Формирование умения выполнять простые инструкции.

Формирование умения слушать вопрос учителя и отвечать сразу, используя слова вопроса.

Развитие свойств внимания и памяти через игры и упражнения:

а)упражнения на развитие и коррекцию устойчивости внимания;

б)развитие слухового и тактильного типов памяти;

в)развитие зрительного восприятия и узнавания на предметном материале.

2

Слово как единица речи. Закрепление.







3

Слова - названия предметов.







Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов.

Формирование умения выполнять простые инструкции.

Формирование умения слушать вопрос учителя и отвечать сразу, используя слова вопроса.

4

Слова - названия действий предметов.

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Развитие дыхания.

3.Развитие силы голоса.

4.Развитие кинестетических ощущений.

5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков.

6.Развитие интереса к звуковой стороне речи.







Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря.

Формирование умения выполнять простые инструкции.

Формирование умения слушать вопрос учителя и отвечать сразу, используя слова вопроса.

Развитие свойств внимания и памяти через игры и упражнения:

а)упражнения на развитие и коррекцию устойчивости внимания;

б)развитие слухового и тактильного типов памяти;

в)развитие зрительного восприятия и узнавания на предметном материале.

5

Слова - названия признаков предметов.







Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость.




6

Слова в составе предложения.

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Развитие дыхания.

3.Развитие силы голоса.

4.Развитие кинестетических ощущений.

5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков.

6.Развитие интереса к звуковой стороне речи.







Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки.




7

Слова в составе предложения (закрепление).










9

Лексическая тема "Осень".

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Развитие дыхания.

3.Развитие силы голоса.

4.Развитие кинестетических ощущений.

5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков.

6.Развитие интереса к звуковой стороне речи.







Беседа об осени. Подбор слов - названий предметов к теме (солнце, дождь, ветер, листья, деревья и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки.







16

Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены».







Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему.







Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений

17

Звук [a]. Звук и буква А.

1.Выработка четких кинестезий на данный звук.

2.Развитие речевого дыхания.

3.Развитие силы голоса.

4.Правильное соотнесение звука и буквы.
















18

Звук [о]. Звук и буква О.




Выделение первого гласного в слове. Развитие умения различать гласные звуки на слух и по артикуляции.




Составление рассказа по сюжетной картинке по вопросам учителя.




19

Звук [и]. Звук и буква И.



1.Выработка четких кинестезий на данный звук.

2.Развитие длительного речевого выдоха.

3.Правильное произношение звука на выдохе.

4.Правильное соотнесение звука и буквы.




Развитие умения различать гласные звуки на слух и по артикуляции.

Выделение последнего гласного в словах.




Составление предложений по сюжетной картинке.




20

Звук [ы]. Звук и буква Ы. Дифференциация звуков [И] - [Ы]. Изменение слов путём за­мены звука.







Составление рассказа по сюжетной картинке по вопросам учителя.




21

Звук [у]. Звук и буква У.

1.Выработка четких кинестезий на данный звук.

2.Правильное соотнесение звука и буквы.

АУ

УА

Развитие умения различать гласные звуки на слух и по артикуляции.





Составление рассказа по сюжетной картинке по вопросам учителя.




22

Звук [н]. Звук и буква Н.

1.Выработка четких кинестезий на данный звук.

2.Развитие координации речевого дыхания и речевой моторики.

3.Соотнесение звука и буквы.

АН-НА, ОН-НО, УН-НУ, ИН-НИ, ЫН-НЫ.

Выделение первого согласного в слове.




Развитие умения слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса.

Развитие мышления через объяснение смысла пословиц и поговорок.

23

Звук [с]. Звук и буква С.

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Уточнение закрепление правильного произношения данного звука изолированно, в слогах и словах.

3.Правильное соотнесение звука и буквы.

ОСА

ОСЫ

НОСИ

САНИ

СОСНА

Выделение последнего согласного в словах.

Наблюдение за изменением формы слова: осины- осина.


Развитие умения отвечать на вопросы по сюжетной картинке полным ответом.

Развитие мышления через отгадывание загадок.

24

Звук [к]. Звук и буква К.

СУК

СОК

СОКИ

ОКУНИ

ОКНО

СЫНОК

НОСОК

Формирование умения составление слов из слогов с опорой на картинный материал.

Наблюдение за изменением формы слова.


Составление рассказа на основе сюжетных рисунков: рассматривание рисунков, определение последовательности событий, называние события, озаглавливание каждой картинки.

Развитие мышления через разгадывание ребуса.

25

Звук [т]. Звук и буква Т.

1.Уточнение артикуляции данного звука.

2.Четкое произнесение данного звука в слогах, в словах и в предложениях.

3.Правильное соотнесение звука и буквы.

КОТ

КОТИК

НИКИТА

КАНАТ

КАНАТЫ

НИТКА

НИТКИ

АИСТ

КУСТЫ

Закрепление умения выделять звук из слова.

1.Подбор слов, противоположных по значению.

2.Уточнение и активизация словарного запаса через тему «Одежда».

Составление рассказа на основе опорных слов.

Развитие мышления через разгадывание ребусов.

26

Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги.

Четкое произнесение слогов.

Слоги вида СГ, ГС.

Закреплять умение выделять звук из слога. Определять место звука в слоге. Составлять графические схемы.

Составление слов из прямых и обратных слогов.




Развитие операции синтеза через составление слов из слогов.

27

Звуковой состав слова.

Четкое произнесение выделяемых звуков в слове.




Упражнения в определении звукового состава слов:

а) выделение звука на фоне слова,

б) вычленение первого и последнего звука из слова,

в) определение места звука в слове,

г) определение количества, последовательности звуков и места каждого из них в составе слова.

Сопоставление значений слов, структура которых отличается одним звуком.




Развитие операций мышления через составление графических схем слова.

28

Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных.




Слоги вида СГС, ССГ, ГСС.

Закреплять умение выделять звук из слога. Определять место звука в слоге. Составлять графические схемы.

Составление слов из сочетаний различных типов слогов по графическим схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.).





Развитие операций мышления через составление графических схем слова.

29

Ударные и безударные слоги.

Правильная постановка ударения в словах.




Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х).

Демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения. Анализ пар слов, сходных по звуко-слоговому составу, но отличающихся местом ударного гласного.

Разгадывание загадок с выбором слов-ответов по месту ударного гласного.


Развитие мышления через разгадывание загадок.



Конспект № 1 Индивидуальное занятие: Звуки [м], [м]

«Коррекционно - обучающие задачи: - Четко произносить согласные звуки [М], [М`]. - Выделение [М], [М`]. из потока звуков. - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. – Передавать основное содержание сказки. Коррекционно  воспитательные задачи: вежливость, внимание, любознательность. Оборудование: Фишки синяя, зелёная, звуковая схема. Мяч, Картинки: мак, мяч, мухи, месяц, гном, дым, дом, альбом. Презентация: «Согласные звуки [М] - [М`]», символы звуков «Бычок», «Котёнок». «Язычком мы к носику». Муз. Е.Железновой»47

Оргмомент. Игра с мячом: «Фрукты-овощи» /передаём в одну сторону фрукты, в другую овощи.

Артикуляционная гимнастика Фонетическая разминка Характеристика звуков

Весёлый Язычок «Язычком мы к носику». Бычок мычит: М_____, молока хочу. Котик хочет молока: «М___яу. Мне бы м__яса - Звуковая схема. Вывод. Если во рту преграда – звук согласный.

В медленном темпе и с ускорением. -Что мешает воздуху выходить изо рта.



Фонетико-фонематическое восприятие

- ««Как мычит бычок?» - Как мы произносим звук М? Что помогает произносить твёрдый согласный звук М? - отрывисто, протяжно, тихо, громко. - «Как мяукает котик ?» - М___яу.. Как звучит мягкий согласный звук? Твёрдый согласный звук «М» - обозначим синей фишкой.

Мягкий согласный звук «М`» - обозначим зелёной фишкой. – «Подними синюю фишку», ПОВТОРИ СЛОГИ: АН-ОН-УН -ИН-ЫН-ЭН - Чем похожи эти слоги? Во всех слогах твёрдый согласный звук Н_______.

- Чем отличаются? Отличаются гласными звуками: А-О-У-И-Ы-Э

– «Подними зелёную фишку», если услышишь М.С. звук «М`»: - АМь, ЭМь, ОМь, УМь, ИМь, ЫМь»48.

Логоритмика

«Раздели слова на слоги» - хлопками, шагами, приседаниями: мак, мяч, мухи, месяц, гном, машина. Назвать самое длинное и самое короткое слово.

Лексико-грамматических процессов

«Игра «Три картинки» - Где мак? Где мяч? Где дым? /Слева, справа, между/. Игра «Запомни, повтори»: Альбом, дом, мухи, месяц. Игра «Чего не стало» Нет альбома, нет дома, нет мух, нет мяча»49.

Связная речь

«Пересказ. Гном и волшебная палочка. Слайд № 8-10. Однажды на лесной полянке играли зверята. Они так расшалились, что разбудили лесного волшебника –Гнома. Все дружно поздоровались с ним. Только обезьянка…. Отвернулась»50.

Итог:

Ребята, какие согласный звуки вы узнали - ? Что вам понравилось?




Конспект № 2. Индивидуальное занятие: Согласные звуки [Н] - [Н`].

«Коррекционно  образовательные задачи:

- Четко произносить согласные звуки [Н] - [Н`]. - Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Н] -[Н`] .

- Знакомство с понятием «СЛОГ». - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Фиксировать речевой выдох. – Использовать в предложении маленькое указательное слово - предлог. Коррекционно  воспитательные задачи: вежливость, внимание. Оборудование: Звуковая схема. Фишки Т.С.- скала, М.С. - подушки. Мяч, Картинки: Незнайка, КРАН, ДЕЛЬФИН, НЕВАЛЯШКА, КОНЬ, КАМЕНЬ, ЛИМОН, НОСОРОГ, НИТКИ. Презентация: «Согласные звуки [Н] - [Н`]», символ звука «ЛЕСЕНКА», «НОС». «Язычком мы к носику»»51.

Оргмомент. Помоги Незнайке. Игра: «ПЕРЕДАЙ МЯЧ» - Назови ОДЕЖДУ, - ОБУВЬ.

Артикуляционная гимнастика

Символы: Фонетическая разминка

Весёлый Язычок «Язычком мы к носику Муз. Е.Железновой». Твёрдый согласный звук- «Я сижу на лесенке»: НА-НА. Мягкий согласный звук - Нет, нет, нет! Мне не мил весь белый свет!

В медленном темпе и с ускорением.

-Что мешает воздуху выходить изо рта. /ЯЗЫК широкий прижат на нёбо.

Фонетико-фонематическое восприятие

Характеристика звуков –губы-зубы – язык, воздушная струя, голос.

- ««Как мы пели на лесенке?» - Как мы произносим твёрдый согласный звук? Что помогает произносить твёрдый согласный звук Н? - тихо, громко. - «Как произносим Н___ЕТ нос - носик?» - Звучит мягко- «Н___ЕТ- Н___ЕТ. - Звуковая схема. Вывод. Если во рту преграда – звук согласный. Твёрдый согласный звук «Н» - положи картинку НА синюю полянку.

Мягкий согласный звук «Н`»- положи картинку НА зелёную полянку. – «Подними фишку «СКАЛА, МОЛОТОК», если услышишь Т.С. звук «Н»: – А Н – О Н –У Н – И Н – Ы Н – Э Н.

– «Подними фишку «ПОДУШКА, КОШЕЧКА», если услышишь М.С.звук «Н`» - А Нь, Э Нь, О Нь, У Нь, И Нь, Ы Нь, НИ, НЕ, НЁ, НЯ, НЮ.

- «Что общего СЛЫШИТСЯ В СЛОВАХ»: макароны, слоны, карманы, вагоны, машины, штаны. Что вы слышите в конце каждого слова? Слог «НЫ» - ЧТО ТАКОЕ СЛОГ? - ПОДРУЖИЛИСЬ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК С ГЛАСНЫМ»52.

Логоритмика

«Поиграем с Незнайкой «Поскачем на коне». ВДОХ: «НУ!» «НО-НО- НО!» «Раздели слова на слоги» - хлопками, шагами, приседаниями. Вдох перед каждым словом. ДЕЛЬ-ФИН, НЕ-ВА-ЛЯШ-КА, БАН-КА, НОЧЬ, МА-ШИ-НА. Назвать самое длинное и самое короткое слово»53.

Развитие лексико-грамматических процессов

«Игра «Три картинки» - Где носки? Где конь? Где лимон? /Слева, справа, между. Игра «Запомни, повтори»: ночь, кабан, нитки. Конь, лимон, носки, камень. Игра «Чего не стало» Нет коня, нет лимона, нет носков, нет камня»54.

Связная речь

«Подскажи Незнайке маленькое словечко /предлог/ «НА». Бабушка положила носки …полку. Петя катается … санках. Толя повесил пальто на гвоздь. Когда мы так говорим?«Не руби сук НА котором сидишь». «НА» - это маленькое указательное слово: предлог»55.

Итог:

Какие согласный звуки не знал Незнайка? Какая игра понравилась?