ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект № 10. Фронтальное занятие: Гласный звук [Ы].
«Коррекционно - обучающие задачи: - Четко произносить гласной звук [Ы]. - Выделение Ы из потока звуков, в середине и в конце слова. - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. подвижность губ и челюсти. Коррекционно – воспитательные задачи: активность и внимание. Оборудование: Звуковая схема. Мяч, Картинки со звуком в середине и конце слова: дубы, тыква, часы, весы. Презентация: «Гласный Ы», символ звука «Пароход», «Ослы» - муз. Е.Железновой»44 | ||
Оргмомент. Игра с мячом: «Один-много» улица, завод, гора, стол - столы, акула - акулы, коза - козы, коса - косы. Какой звук повторяется? | ||
Артикуляцион-ная гимнастика Тёплый Ветерок | «Весёлый Язычок – Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Вкусное варенье», «Маляр» . Дыхательная гимнастика: - «Как гудит пароход?» - тихо, кратко, долго. Как мы произносим гласный звук Ы? Что помогает произносить гласный звук Ы? - отрывисто, протяжно, тихо, громко»45. | Чередовать, удержи 3с. Повторить 4 - 6 раз. Какой воздух? Руку к губам. |
Фонетико-фонематическое восприятие | – ««Звуковая схема». Что делают ГУБЫ? Губы раскрыть в улыбке; ЗУБЫ раскрыты; ЯЗЫК широкой горкой отодвигается в глубь рта; ВЕТЕР – тёплый. ГОЛОС «поёт». - Гласный звук «Ы» - обозначим красной фишкой. – «Хлопни в ладоши», если услышишь звук «Ы»: - АЫ, ЭЫ, ОЫ, УЫ, ИЭ - «Раздели слова на слоги» - хлопками, шагами, приседаниями: дуб, тыква, часы, весы, заводы. Назвать самое длинное и самое короткое слово»46. | |
Логоритмика | «Ослы» - муз. Е. Железновой | |
Лексико-грамматические процессы | Игра «Чего нет»: Нет тыквы, нет быка, нет дубов. «Скажи ласково»: дуб - дубок, бык -…, тыква - …. | |
Связная речь | «Невежливый бычок» - чтение и пересказ рассказа. «Презентация. Гласный звук «Ы» - Сл. №10 | |
Итог: | Ребята, какой новый гласный звук вы узнали - ? Какая игра вам понравилось? |
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., «Дрофа», 2010
№ | Тема. | Артикуляционная моторика. Звукопроизношение. | Слоговая структура | Развитие фонематических процессов | Коррекция лексико-грамматического строя | Работа над связной речью | Коррекция психических процессов |
Развитие лексической стороны речи | |||||||
1 | Слово как единица речи. | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Развитие дыхания. 3.Развитие силы голоса. 4.Развитие кинестетических ощущений. 5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков. 6.Развитие интереса к звуковой стороне речи. | | | Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. Условно-графическое обозначение слов. Уточнение значений имеющихся в активном словаре слов. | Формирование умения выполнять простые инструкции. Формирование умения слушать вопрос учителя и отвечать сразу, используя слова вопроса. | Развитие свойств внимания и памяти через игры и упражнения: а)упражнения на развитие и коррекцию устойчивости внимания; б)развитие слухового и тактильного типов памяти; в)развитие зрительного восприятия и узнавания на предметном материале. |
2 | Слово как единица речи. Закрепление. | | | ||||
3 | Слова - названия предметов. | | | Слова – названия предметов, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря: выбор картинок по названию, называние картинок, подбор слов-предметов к лексическим темам («Учебные вещи», «В школе»), названия частей и деталей предметов. | Формирование умения выполнять простые инструкции. Формирование умения слушать вопрос учителя и отвечать сразу, используя слова вопроса. | ||
4 | Слова - названия действий предметов. | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Развитие дыхания. 3.Развитие силы голоса. 4.Развитие кинестетических ощущений. 5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков. 6.Развитие интереса к звуковой стороне речи. | | | Слова – названия действий, с которыми дети сталкиваются в быту, учебе, природе. Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. Упражнения на активизацию и обогащение предикативного словаря. | Формирование умения выполнять простые инструкции. Формирование умения слушать вопрос учителя и отвечать сразу, используя слова вопроса. | Развитие свойств внимания и памяти через игры и упражнения: а)упражнения на развитие и коррекцию устойчивости внимания; б)развитие слухового и тактильного типов памяти; в)развитие зрительного восприятия и узнавания на предметном материале. |
5 | Слова - названия признаков предметов. | | | Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». Подбор слов, обозначающих признаки предметов. Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость. | | ||
6 | Слова в составе предложения. | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Развитие дыхания. 3.Развитие силы голоса. 4.Развитие кинестетических ощущений. 5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков. 6.Развитие интереса к звуковой стороне речи. | | | Составление предложений по сюжетным картинкам и их условно-графическая запись. Различение слова и предложения. Подсчет слов в предложении. Составление предложений с использованием слов, обозначающих предметы, действия, признаки. | | |
7 | Слова в составе предложения (закрепление). | | | | |||
9 | Лексическая тема "Осень". | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Развитие дыхания. 3.Развитие силы голоса. 4.Развитие кинестетических ощущений. 5.Уточнение артикуляции нормально произносимых звуков. 6.Развитие интереса к звуковой стороне речи. | | | Беседа об осени. Подбор слов - названий предметов к теме (солнце, дождь, ветер, листья, деревья и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания с опорой на сюжетные картинки. | | |
16 | Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены». | | | Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.). Выбор слов-действий и слов-признаков к словам-предметам. Подбор лексических средств для описания режима дня. Составление простых предложений по теме. Свободные высказывания на тему. | | | |
Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений | |||||||
17 | Звук [a]. Звук и буква А. | 1.Выработка четких кинестезий на данный звук. 2.Развитие речевого дыхания. 3.Развитие силы голоса. 4.Правильное соотнесение звука и буквы. | | | | | |
18 | Звук [о]. Звук и буква О. | | Выделение первого гласного в слове. Развитие умения различать гласные звуки на слух и по артикуляции. | | Составление рассказа по сюжетной картинке по вопросам учителя. | | |
19 | Звук [и]. Звук и буква И. | 1.Выработка четких кинестезий на данный звук. 2.Развитие длительного речевого выдоха. 3.Правильное произношение звука на выдохе. 4.Правильное соотнесение звука и буквы. | | Развитие умения различать гласные звуки на слух и по артикуляции. Выделение последнего гласного в словах. | | Составление предложений по сюжетной картинке. | |
20 | Звук [ы]. Звук и буква Ы. Дифференциация звуков [И] - [Ы]. Изменение слов путём замены звука. | | | Составление рассказа по сюжетной картинке по вопросам учителя. | | ||
21 | Звук [у]. Звук и буква У. | 1.Выработка четких кинестезий на данный звук. 2.Правильное соотнесение звука и буквы. | АУ УА | Развитие умения различать гласные звуки на слух и по артикуляции. | | Составление рассказа по сюжетной картинке по вопросам учителя. | |
22 | Звук [н]. Звук и буква Н. | 1.Выработка четких кинестезий на данный звук. 2.Развитие координации речевого дыхания и речевой моторики. 3.Соотнесение звука и буквы. | АН-НА, ОН-НО, УН-НУ, ИН-НИ, ЫН-НЫ. | Выделение первого согласного в слове. | | Развитие умения слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса. | Развитие мышления через объяснение смысла пословиц и поговорок. |
23 | Звук [с]. Звук и буква С. | 1.Развитие артикуляционной моторики. 2.Уточнение закрепление правильного произношения данного звука изолированно, в слогах и словах. 3.Правильное соотнесение звука и буквы. | ОСА ОСЫ НОСИ САНИ СОСНА | Выделение последнего согласного в словах. | Наблюдение за изменением формы слова: осины- осина. | Развитие умения отвечать на вопросы по сюжетной картинке полным ответом. | Развитие мышления через отгадывание загадок. |
24 | Звук [к]. Звук и буква К. | СУК СОК СОКИ ОКУНИ ОКНО СЫНОК НОСОК | Формирование умения составление слов из слогов с опорой на картинный материал. | Наблюдение за изменением формы слова. | Составление рассказа на основе сюжетных рисунков: рассматривание рисунков, определение последовательности событий, называние события, озаглавливание каждой картинки. | Развитие мышления через разгадывание ребуса. | |
25 | Звук [т]. Звук и буква Т. | 1.Уточнение артикуляции данного звука. 2.Четкое произнесение данного звука в слогах, в словах и в предложениях. 3.Правильное соотнесение звука и буквы. | КОТ КОТИК НИКИТА КАНАТ КАНАТЫ НИТКА НИТКИ АИСТ КУСТЫ | Закрепление умения выделять звук из слова. | 1.Подбор слов, противоположных по значению. 2.Уточнение и активизация словарного запаса через тему «Одежда». | Составление рассказа на основе опорных слов. | Развитие мышления через разгадывание ребусов. |
26 | Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги. | Четкое произнесение слогов. | Слоги вида СГ, ГС. | Закреплять умение выделять звук из слога. Определять место звука в слоге. Составлять графические схемы. | Составление слов из прямых и обратных слогов. | | Развитие операции синтеза через составление слов из слогов. |
27 | Звуковой состав слова. | Четкое произнесение выделяемых звуков в слове. | | Упражнения в определении звукового состава слов: а) выделение звука на фоне слова, б) вычленение первого и последнего звука из слова, в) определение места звука в слове, г) определение количества, последовательности звуков и места каждого из них в составе слова. | Сопоставление значений слов, структура которых отличается одним звуком. | | Развитие операций мышления через составление графических схем слова. |
28 | Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных. | | Слоги вида СГС, ССГ, ГСС. | Закреплять умение выделять звук из слога. Определять место звука в слоге. Составлять графические схемы. | Составление слов из сочетаний различных типов слогов по графическим схемам (СГС – СГ; ССГ – СГ и т.д.). | | Развитие операций мышления через составление графических схем слова. |
29 | Ударные и безударные слоги. | Правильная постановка ударения в словах. | | Составление графических схем слогового состава слов с выделением места ударного и безударных слогов (Х-х; х-Х; Х-х-х; х-х-Х). | Демонстрация примеров с изменением значения слов при перемещении ударения. Анализ пар слов, сходных по звуко-слоговому составу, но отличающихся местом ударного гласного. | Разгадывание загадок с выбором слов-ответов по месту ударного гласного. | Развитие мышления через разгадывание загадок. |
Конспект № 1 Индивидуальное занятие: Звуки [м], [м]
«Коррекционно - обучающие задачи: - Четко произносить согласные звуки [М], [М`]. - Выделение [М], [М`]. из потока звуков. - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. – Передавать основное содержание сказки. Коррекционно – воспитательные задачи: вежливость, внимание, любознательность. Оборудование: Фишки синяя, зелёная, звуковая схема. Мяч, Картинки: мак, мяч, мухи, месяц, гном, дым, дом, альбом. Презентация: «Согласные звуки [М] - [М`]», символы звуков «Бычок», «Котёнок». «Язычком мы к носику». Муз. Е.Железновой»47 | ||
Оргмомент. Игра с мячом: «Фрукты-овощи» /передаём в одну сторону фрукты, в другую овощи. | ||
Артикуляционная гимнастика Фонетическая разминка Характеристика звуков | Весёлый Язычок «Язычком мы к носику». Бычок мычит: М_____, молока хочу. Котик хочет молока: «М___яу. Мне бы м__яса - Звуковая схема. Вывод. Если во рту преграда – звук согласный. | В медленном темпе и с ускорением. -Что мешает воздуху выходить изо рта. |
Фонетико-фонематическое восприятие | - ««Как мычит бычок?» - Как мы произносим звук М? Что помогает произносить твёрдый согласный звук М? - отрывисто, протяжно, тихо, громко. - «Как мяукает котик ?» - М___яу.. Как звучит мягкий согласный звук? Твёрдый согласный звук «М» - обозначим синей фишкой. Мягкий согласный звук «М`» - обозначим зелёной фишкой. – «Подними синюю фишку», ПОВТОРИ СЛОГИ: АН-ОН-УН -ИН-ЫН-ЭН - Чем похожи эти слоги? Во всех слогах твёрдый согласный звук Н_______. - Чем отличаются? Отличаются гласными звуками: А-О-У-И-Ы-Э – «Подними зелёную фишку», если услышишь М.С. звук «М`»: - АМь, ЭМь, ОМь, УМь, ИМь, ЫМь»48. | |
Логоритмика | «Раздели слова на слоги» - хлопками, шагами, приседаниями: мак, мяч, мухи, месяц, гном, машина. Назвать самое длинное и самое короткое слово. | |
Лексико-грамматических процессов | «Игра «Три картинки» - Где мак? Где мяч? Где дым? /Слева, справа, между/. Игра «Запомни, повтори»: Альбом, дом, мухи, месяц. Игра «Чего не стало» Нет альбома, нет дома, нет мух, нет мяча»49. | |
Связная речь | «Пересказ. Гном и волшебная палочка. Слайд № 8-10. Однажды на лесной полянке играли зверята. Они так расшалились, что разбудили лесного волшебника –Гнома. Все дружно поздоровались с ним. Только обезьянка…. Отвернулась»50. | |
Итог: | Ребята, какие согласный звуки вы узнали - ? Что вам понравилось? |
Конспект № 2. Индивидуальное занятие: Согласные звуки [Н] - [Н`].
«Коррекционно – образовательные задачи: - Четко произносить согласные звуки [Н] - [Н`]. - Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Н] -[Н`] . - Знакомство с понятием «СЛОГ». - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Фиксировать речевой выдох. – Использовать в предложении маленькое указательное слово - предлог. Коррекционно – воспитательные задачи: вежливость, внимание. Оборудование: Звуковая схема. Фишки Т.С.- скала, М.С. - подушки. Мяч, Картинки: Незнайка, КРАН, ДЕЛЬФИН, НЕВАЛЯШКА, КОНЬ, КАМЕНЬ, ЛИМОН, НОСОРОГ, НИТКИ. Презентация: «Согласные звуки [Н] - [Н`]», символ звука «ЛЕСЕНКА», «НОС». «Язычком мы к носику»»51. | ||
Оргмомент. Помоги Незнайке. Игра: «ПЕРЕДАЙ МЯЧ» - Назови ОДЕЖДУ, - ОБУВЬ. | ||
Артикуляционная гимнастика Символы: Фонетическая разминка | Весёлый Язычок «Язычком мы к носику Муз. Е.Железновой». Твёрдый согласный звук- «Я сижу на лесенке»: НА-НА. Мягкий согласный звук - Нет, нет, нет! Мне не мил весь белый свет! | В медленном темпе и с ускорением. -Что мешает воздуху выходить изо рта. /ЯЗЫК широкий прижат на нёбо. |
Фонетико-фонематическое восприятие Характеристика звуков –губы-зубы – язык, воздушная струя, голос. | - ««Как мы пели на лесенке?» - Как мы произносим твёрдый согласный звук? Что помогает произносить твёрдый согласный звук Н? - тихо, громко. - «Как произносим Н___ЕТ нос - носик?» - Звучит мягко- «Н___ЕТ- Н___ЕТ. - Звуковая схема. Вывод. Если во рту преграда – звук согласный. Твёрдый согласный звук «Н» - положи картинку НА синюю полянку. Мягкий согласный звук «Н`»- положи картинку НА зелёную полянку. – «Подними фишку «СКАЛА, МОЛОТОК», если услышишь Т.С. звук «Н»: – А Н – О Н –У Н – И Н – Ы Н – Э Н. – «Подними фишку «ПОДУШКА, КОШЕЧКА», если услышишь М.С.звук «Н`» - А Нь, Э Нь, О Нь, У Нь, И Нь, Ы Нь, НИ, НЕ, НЁ, НЯ, НЮ. - «Что общего СЛЫШИТСЯ В СЛОВАХ»: макароны, слоны, карманы, вагоны, машины, штаны. Что вы слышите в конце каждого слова? Слог «НЫ» - ЧТО ТАКОЕ СЛОГ? - ПОДРУЖИЛИСЬ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК С ГЛАСНЫМ»52. | |
Логоритмика | «Поиграем с Незнайкой «Поскачем на коне». ВДОХ: «НУ!» «НО-НО- НО!» «Раздели слова на слоги» - хлопками, шагами, приседаниями. Вдох перед каждым словом. ДЕЛЬ-ФИН, НЕ-ВА-ЛЯШ-КА, БАН-КА, НОЧЬ, МА-ШИ-НА. Назвать самое длинное и самое короткое слово»53. | |
Развитие лексико-грамматических процессов | «Игра «Три картинки» - Где носки? Где конь? Где лимон? /Слева, справа, между. Игра «Запомни, повтори»: ночь, кабан, нитки. Конь, лимон, носки, камень. Игра «Чего не стало» Нет коня, нет лимона, нет носков, нет камня»54. | |
Связная речь | «Подскажи Незнайке маленькое словечко /предлог/ «НА». Бабушка положила носки …полку. Петя катается … санках. Толя повесил пальто на гвоздь. Когда мы так говорим?«Не руби сук НА котором сидишь». «НА» - это маленькое указательное слово: предлог»55. | |
Итог: | Какие согласный звуки не знал Незнайка? Какая игра понравилась? |