Файл: Дата Лексическая тема.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект № 3. Индивидуальное занятие: Согласные звуки [П - П`].

«Коррекционно  образовательные задачи: - Четко произносить согласные звуки [П] - [П`]. - Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [П] - [П`].

- Продолжать знакомство детей с понятием «СЛОГ»: - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Фиксировать речевой выдох. –Коррекционно  воспитательные задачи: вежливость, внимание. Оборудование: Звуковая схема. Фишки Т.С.- скала, М.С. - подушки. Мяч, Словарь: ПАУК, ПИЛА, ПОПУГАЙ. Презентация: «Согласные звуки [П] - [П`]», символ звука «Ёжик - П- П- П», «Мышонок: Пь-Пь-Пь». Слайд 2-3. «Язычком мы к носику», «Пальчики у меня». Муз. Е. Железновой»56.

Оргмомент. Игра: «Скажи ласково» - платье, шуба, пальто, майка, кофта, костюм, шарф, юбка.

Артикуляционная гимнастика Символы:Фонетическая разминка

«Весёлый Язычок «Язычком мы к носику». Твёрдый согласный звук- «Ёжик- П- П- П проснулся ёжик и «пыхтелку» запыхтел
- Мягкий согласный звук - «Мышонок - мышонок, почему у тебя нос грязный? Землю копал: Пь-Пь-Пь»»57

В медленном темпе и с ускорением. -Что мешает воздуху выходить изо рта. /губы –преграда, звук не тянется, произносится отрывисто

Фонетико-фонематическое восприятие Звуковая схема. Характеристика звуков –губы-зубы – язык, воздушная струя, голос.

- ««Как пыхтел ёжик?» - Как мы произносим твёрдый согласный звук? Что помогает произносить твёрдый согласный звук П? - отрывисто. - «Как пищал мышонок?» - Звучит мягко- «Пь-Пь-Пь». - Вывод. Если воздуху мешают губы преграда – звук согласный. Твёрдый согласный звук «П» - обозначим синей фишкой.

Мягкий согласный звук «П`»- обозначим зелёной фишкой. – «Подними фишку «МОЛОТОК», если услышишь Т.С. звук «П»: – АП - О П –У П – И П – Ы П – Э П.

– «Подними фишку «ПОДУШКА», если услышишь М.С.звук «П`» - А Пь, Э Пь, ОПь, У Пь, И Пь, Ы Пь, ПИ, ПЕ, ПЁ, ПЯ, ПЮ.

- Игра «Назови назови последний звук»: хлоп, топ, шлёп. «Посчитай-ка» - сколько слогов в слове? - ЧТО ТАКОЕ СЛОГ? ПОДРУЖИЛИСЬ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК С ГЛАСНЫМ»58.

Логоритмика

«Развитие мелкой моторики музыка Е.Железновой. «Пальчики у меня». Петя, Петя – Петушок целый день учил стишок.

А запомнил он строку лишь одну: «КУ- КА- РЕ- КУ!»»59

Развитие лексико-грамматических процессов

«Игра «Три картинки» - Где ПИЛА? Где ПОПУГАЙ? Где ПАУК? /Слева, справа, между. Игра «Запомни, повтори»: ПАнама, ПАроход, ПОсуда, ПОпугай, пироги. Игра «Чего не стало» Нет посуды, нет пилы, нет паука, нет попугая»60.

Связная речь

«Подскажи маленькое словечко /предлог/ «ПОД». ЧТО ВИДИТЕ ПОД МАШИНОЙ?Что стоит под деревом? ГДЕ ЛЕЖИТ ЛИСА? ГДЕ ИДЁТ КОШКА? ГДЕ ЛИСЬЯ НОРА? «ПОД» - это маленькое указательное слово: предлог»61.

Итог:

Какие согласный звуки не знал Незнайка? Что вам понравилось?



Конспект № 4. Индивидуальное занятие: Твёрдый согласный звук [Т].

«Коррекционно  образовательные задачи:

- Учить детей четко произносить и давать характеристику твёрдому согласному звуку [Т].. - Продолжать знакомство детей с понятием «слог»: - Упражнять детей в деление слов на слоги. Коррекционно - развивающие задачи – Общую моторику. –Коррекционно  воспитательные задачи: внимание. Оборудование: МЯЧ. Звуковая схема. Картинки: ХВОСТ ЗОНТ, КИТ, КОТ, ТАНК, ЦВЕТОК. Презентация: «ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Т] - [Т`]». Символ твёрдого согласного звука «МОЛОТОК», СИНИЕ ФИШКИ. Видео артикуляционная «Змейка-камень», «Дятел»»62.

Оргмомент.- Игра с мячом: «Один - много» - котёнок - котята, козлёнок -, щенок -, ягнёнок -, поросёнок -, кот -, лошадь -, жеребёнок -…

Артикуляционная гимнастика Символ: Фонетическая разминка. Звуковая схема.

«Видео «Змейка-камень»», «Дятел» . Твёрдый согласный звук- «МОЛОТОК», Я стучу, стучу, стучу - Т-Т-Т, Т-Т-Т Гвозди все заколочу - Т-Т-Т, Т-Т-Т.Характеристика звука [Т] губы-зубы – язык, воздушная струя, голос»63. /Языком стучим по нёбу - глухо, без призвука Э/

Удерживать улыбку зубов, 5-6 р Рот удерживать открытым, Язык на нёбо. -Что мешает воздуху выходить изо рта. / Звук не тянется, произносится отрывисто

Фонетико-фонематическое восприятие



- ««Как стучит молоток?» - Как мы произносим твёрдый согласный звук? отрывисто. Что помогает произносить твёрдый согласный звук Т? воздух - Вывод. Если воздуху мешает язык - это преграда для воздуха– звук согласный.

– Игра на внимание - Подними синюю фишку, если услышишь твёрдый согласный звук «Т»: – АТ - О Т –У Т – И Т – Ы Т – Э Т.

«Отгадай словечко» -ПОДСКАЖИ ЗВУК «Т»: БИН.(т), ЗОН.(т), МОС(т), ЛИС.(т), ХВОС (т), БАН.(т), ВИН.(т), САЛА.(т), ХАЛА.(т) - Игра «Подвинь фишку на схеме в конец слова»: зонт , хвост, кот, кит. - «В начало слова» - танк. - Игра «Посчитай-ка» - сколько слогов в слове – лопата, цветок»64.

Логоритмика

Поезд едет, едет, едет мимо елей и берёз. Далеко уехал поезд – еле слышно стук колёс: «Т - Т – Т» /тихо/:

Развитие лексико-грамматических процессов

Игра «Три картинки» - Где ЗОНТ, КИТ, КОТ ? /Слева, справа, между Игра «Запомни, повтори»: танк, лопата, хвост, цветок. Игра «Чего не стало» Нет кота, хвоста, лопаты, кита.

Связная речь

Рассказ «Наша семья»

Итог:

Какая игра вам понравилось?



Конспект № 5. Индивидуальное занятие: Согласные звуки [Т] - [Т`].

«Коррекционно  образовательные задачи - Четко произносить согласные звуки [Т] - [Т`]. - Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Т] - [Т`]. - Упражнять детей в деление слов на слоги. - Пересказ небольших сказочных текстов. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать речевой выдох, - Подъём языка за верхние зубы. –Коррекционно  воспитательные задачи: вежливость, внимание. Оборудование: Незнайка. Звуковая схема. Т.С.- камень, М.С. - вата. Мяч. Картинки: тигр, тюбик, зонт, кит, кот, лопата, трава, хвост, телёнок. Презентация: «Согласные звуки [Т] - [Т`]», символы звуков «МОЛОТОК», «ЧАСИКИ». «Шагаем на месте». Муз. Е. Железновой»65.

Оргмомент. Научим Незнайку играть с мячом: «Скажи наоборот» - Т` - Т, Т - Т`, Т` - Т, Т - Т`

Артикуляционная гимнастика Символы: Фонетическая разминка Звуковая схема.

«Весёлый Язычок - «Хищник», «Накажем Язычок» - «Щёточка за верхними зубами». Твёрдый согласный звук - «МОЛОТОК»: Я стучу, стучу, стучу - Т-Т-Т, Т-Т-Т. Гвозди все заколочу -Т-Т-Т, Т-ТТ
- Мягкий согласный звук «ЧАСИКИ»: Мы всегда шагаем так:Т` – Т`, Т` – Т`. Влево шаг, вправо шаг: Т` – Т`- Т`. Что мешает воздуху выходить изо рта. /Язык –преграда, звук не тянется, произносится отрывисто Значит оба звука – согласные»66.

Подвижность челюсти.В медленном темпе и с ускорением.

Рот удерживать открытым, Язык выше на нёбо. Что делают губы, зубы, язык, воздушная струя, голос.

Фонетико-фонематическое восприятие


««Покажи «Камешек», если услышишь Т.С. звук «Т»: «Покажи «Ватку», если услышишь М.С. звук «Т`» – АТ-АТь - О Т–ОТь, ТИ – ТЫ, УТ –УТь, ТЯ - ТА - Игра «Твёрдо-Мягко»в чистоговорках: Ту – ту – ту – завязали бант коту, ОТ – ОТ - ОТ – под столом сидит кот, Ты – ты – ты – сметану съели всю коты, Ти – ти – ти – кашу съели всю почти. Та – та – та – убежали два кота. Та – та – та – у нас дома чистота, Тя – тя – тя – стёкла моет Настя, То – то – то – очень любим мы ло…то»67

Физминутка

«Ладошка - Кулачок – Ребро».«Шагаем на месте». Муз. Е. Железновой.

Развитие лексико- грамматических процессов

Игра «Три картинки» - Где зонт, кит, кот ? /Слева, справа, между Игра «Запомни, повтори»: танк, лопата, хвост, цветок. Игра «Чего не стало» Нет кота, хвоста, лопаты, кита.

Связная речь


«Тигрёнок. Родился маленький тигрёнок Бинки. Поглядела на него тигрица-мать и удивилась: «Где же твои полоски? Ну ничего, мы всё равно тебя будем любить и без полосок». Оказалось, что мама тигрёнка пекла сладкий пирог и случайно обсыпала сына сахарной пудрой. Пожалела тигрёнка Зебра – лизнула его языком, - и вдруг все увидели чёрные полоски.»68

Итог:

Какие согласные звуки не знал Незнайка? Какая игра вам понравилось?



Конспект № 6. Индивидуальное занятие: Согласные звуки [К] - [К`].

«Коррекционно  образовательные задачи - Четко произносить согласные звуки [К] - [К`]. - Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [К] - [К`]. - Упражнять детей в деление слов на слоги. - Пересказ небольших сказочных текстов. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать речевой выдох. - Подъём языка за верхние зубы. –Коррекционно  воспитательные задачи: вежливость, внимание. Оборудование: Айболит. Звуковая схема. Демонстрационные фишки- красная, синяя, зелёная. Мяч. Картинки: тюбик, зонтик, кит, кот, телёнок, комар, куст, гамак, сад. Презентация: «Согласные звуки [К] - [К`]». Символы звуков «Кто кашляет», «Капелька». Слайд 2-3. «Кузнечик» -Е. Железновой «69

Оргмомент. Айболит. Игра с мячом «Скажи ласково»: зонт-зонтик, паук, хомяк, кот, куст, комар, сад

Артикуляционная гимнастика Символы: Фонетическая разминка - Звуковая схема. Что делают губы, зубы, язык, воздушная струя, голос…

«Весёлый Язычок. «Горка» - Язык за нижними зубами «Покатаемся с горки». Верхние зубы ставим на спинку языка, прижимаем и смыкаем зубы. - «Айболит». И пришла к Айболиту…и кашляет К-К-К. – «Как стучит маленькая капелька?» Кь- Кь -Кь! Что мешает воздуху выходить изо рта. /Язык –отодвигается в горлышко и мешает воздуху выходить изо рта - преграда, звуки не тянутся, произносятся отрывисто. Вывод:Значит оба звука – согласные, обозначим синей и зелёной фишкой»70.

- Язык выгибаем горкой./удерж. 5 сек. - В медленном темпе и с ускорением 3-4 р. Рот удерживать открытым, Язык отодвигается в глубь горла. Без голоса.

Фонетико- фонематическое восприятие



«Повтори слог»: - красную и синюю фишки АК, УК, ИК, ОК, ЫК, ЭК. Поменяли синюю на зелёную –произносим. АКь, УКь, ИКь, ОКь, ЫКь, ЭКь. – «Раздели слово на слоги» - Сколько слогов в слове? Паук, молоток, индюк, хомяк, мышонок, тюбик, кузнечик. - «Назови последний звук в слове».

Логоритмика

«Ладошка - Кулачок – Ребро».«Кузнечик». Муз. Е. Железновой.

Развитие лексико- грамматических процессов

«Игра «Три картинки» - Где зонтик, телёнок, тюбик? /Слева, справа, между. № - Игра «Подскажи звук «К». Ак – ак - ак – алый ма.. /к/,Ак – ак - ак – светит морякам мая.. / к/,Ак – ак - ак – папа лёг в гама.. /к/.Ук – ук – ук - паутину плёл пау.. /к/, Ук – ук – ук - ходит по траве индю…/к/.Ок - ок - ок – вот такой като. .. /к/, Ик – ик – ик – синий куби… /к/.»71

Связная речь

ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО. Петушок всегда торопился и подавился бобовым зёрнышком. Погибает Петушок лежит, не дышит. Спасла Курочка Петушка. Раздобыла маслица, смазала Петушку горлышко. Бобовое зёрнышко и проскочило. Петушок поднялся и закричал: Ку-ка-ре-ку!»

Итог:

С какими согласными звуками познакомил нас Айболит? Какая игра вам понравилось?



Конспект № 7. Индивидуальное занятие: Согласные звуки [Ф], [Ф '].

«Коррекционно – образовательные задачи: - Практическое усвоение понятий согласный» звук. - Учить анализировать сочетания мягких и твёрдых согласных звуков с гласными, учить их преобразовывать. - Закрепление навыка употребления категории числа глаголов настоящего времени. - Составление предложе­ний по демонстрируемым действиям. Коррекционно – развивающие задачи: - Развивать артикуляционную и мелкую моторику. - Развивать слуховую память, слуховое внимание. Коррекционно – воспитательные задачи: - Привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками. Оборудование: Филин, зеркало, картинки: факел, фокусник, фея, молоток, шкаф, флаг, фиалка, филин, кофта, мяч. Муз. «Бум-бум –барабан» Е. Железнова»72

Оргмомент. Фокусник во фрак одет. Факел превратил в букет. Фея вылетит оттуда. Фокус это или чудо?

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

- «Причеши нижнюю губку». - Подуй со звуком: Ф____. Ф____. 3. - Филин: Ф…. Ф – фу – бу - Птичка поёт: фь..ю - фь…ю- фь…ю!

Зубами по нижнее губе. Подуй на свечу. Что мешает воздуху выходить изо рта? . Дети руками изображают «филина» и птичку.

Характеристика звуков. Фонетико-фонематическое восприятие

«Волшебное зеркало. Произнесите звуки – что делают губы – закрывает нижние зубы, верхние зубы поставлены на нижнюю губу, зубы, язык, воздушная струя встречает преграду, голос (не работает) . - Как звучит звук «Ф» в слогах?

- Послушайте песенку ежа. Скажите твёрдо: ФА - ФА - ФА, ФО – ФО – ФО, ФЫ-ФЫ-ФЫ. - У маленького ежонка получается мягко: ФИ-ФИ-ФИ, ФЯ-ФЯ-ФЯ, ФЫ-ФЫ- ФЫ. «Припомни словечко со слогом» - Фа – фара, фамилия, фартук. Фу – футбол, фи – филин, фиалка, финик, фигура. ФО - форма, фокусник, фокус, фотоаппарат. Фе – Фея»73.

Логоритмика

«Ёжик-ёжик- ты колючий: Ф-Ф-Ф. Это я на всякий случай: Ф-Ф-Ф. Знаешь, кто мои соседи? - Лисы, волки и медведи.

Лексико-грамматические процессы

«Объяснялки».

Скажи, что значит: фрак – это праздничный пиджак. Игра «Посчитай- ка» 10 - 1 со словами: кофта, футбольный мяч

Связная речь

Упр. «Подскажи словечко». У Гели в шкафчике тёплая кофточка. На прогулку Геля …. тёплую кофточку. У Славы футбольный мяч. Славик … в ворота гол.

У Тимофея есть цифры. Тимофей умеет …. до ста.

Итог:

А сейчас аукцион, подведёт итоги он. Кто слов всех больше называет, тот награду получает»74 .