Файл: Ббк 53. 57 Удк 615. 851 А46.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Хождение по кругу» («Рондо»). Это упражнение создает усло
вие для выражения определенного содержания или чувства непосред
ственно каждому члену психотерапевтической группы. Пациенту, ко
торый сообщает, что испытывает страх к остальным членам группы,
может быть предложено поочередно приблизиться к каждому и про
изнести слова «Я боюсь тебя», а затем добавить какоенибудь замеча
ние, отражающее особенности его чувств по отношению к данному лицу. Это зачастую позволяет более дифференцированно определять собственные переживания и связи с окружающими. Это также может представлять собой форму значимой работы над отношением к опре
деленному мнению или представлению о себе и других людях. Много
кратное повторение фразы, выражающей какоето глубоко укоренив
шееся убеждение, может способствовать изменению его значения и содержания для пациента. Совершение таких игр в группе может включать также и невербальные действия.

Глава 6 218





«Незаконченное дело».Это упражнение применяется в начале ра
боты. Оно предназначено для улаживания и завершения разного рода дел, ситуаций и действий, начатых в прошлом. У большинства людей есть немало таких неулаженных вопросов, связанных с интерперсо
нальными отношениями с родителями, родственниками и т. д. По мне
нию Перлза, наиболее часто встречающиеся виды незавершенных вопросов из области этих отношений — это невысказанные жалобы и претензии. Такие незаконченные дела требуют концентрации внима
ния и непродуктивно поглощают энергию пациента.
В этой игре пациенту предлагается завершить какоелибо дело,
которое до этого было незавершенным. Например, если суть дела в невыраженном чувстве по отношению к члену терапевтической группы, то пациенту предлагают выразить свое чувство напрямую.
Если речь идет о чувстве обиды, то предлагается игра, в которой коммуникация ограничена заявлениями, начинающимися словами
«я обижен...».
«У меня есть тайна».Эта игра направлена на исследование чувства вины и стыда. Каждого из участников терапевтической группы просят подумать о какомлибо важном для него и тщательно хранимом лич
ном секрете. Терапевт просит, чтобы участники не делились этими тайнами, а представили себе, как могли бы реагировать окружающие,
если бы эти тайны стали им известны. Следующим шагом может быть предоставление каждому участнику случая похвастаться перед други
ми, «какую страшную тайну он хранит в себе». Довольно часто оказы
вается, что многие неосознанно очень привязаны к своим секретам как к чемуто драгоценному.
Проективные игры. Восприятие и суждения пациентов об окру
жении часто носят характер проекции. Когда пациент считает, что другой человек имеет некую черту или испытывает какоето чувство,
ему предлагают путем эксперимента проверить, не является ли это его проекцией: «примерить» на самого себя эту черту или чувство.
Часто пациент обнаруживает, что он действительно испытывает чув
ство, которое подозревал в других.
Игра — «Разыгрывание проекции». При этом пациента просят сыг
рать роль человека, на которого он проецирует свои собственные ка
чества. Например, пациента, который говорит: «Нельзя тебе дове
рять», можно попросить сыграть роль человека, не заслуживающего доверия, и может оказаться, что таким образом он раскроет свой внут
ренний конфликт в этой области.


Интеграция гештальт
терапии




219
Реверсивная игра («Выявление противоположного»). Одним из способов разрешения некоторых проблем пациента является исследова
ние того, не представляет ли собой его явное поведение противоречия или отрицания глубоких и скрытых желаний. Терапевт может предло
жить пациенту, жалующемуся на скованность и чрезмерную застенчи
вость, сыграть роль эксгибициониста. Таким образом, хотя это требует значительных усилий и риска, пациент преднамеренно углубляется в ту область собственных переживаний, которая особенно сильно подавля
ется его страхом и беспокойством. Это позволяет достичь пациенту бо
лее полного контакта с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты. Другой пример: человека, играющего роль «душки», мож
но попросить сыграть роль злобного и отгороженного.
«Преувеличение». Большое внимание в гештальттерапии уделяет
ся так называемому языку тела. Считается, что физические симптомы более точно передают чувства человека, чем вербальный язык. Ненаме
ренные движения, жесты, позы пациента иногда являются знаками важ
ных содержаний. Однако эти сигналы остаются прерванными, неразвив
шимися, искаженными. Предлагая пациенту преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.
Например, скованный, чрезмерно сдержанный мужчина постуки
вает пальцем по столу, в то время как женщина в группе долго и про
странно о чемто говорит. Когда его спрашивают, не хочет ли он про
комментировать сказанное женщиной, он отказывается, уверяя, что разговор мало его интересует, но продолжает постукивание. Тогда те
рапевт просит усилить постукивание, стучать все громче и вырази
тельнее до тех пор, пока пациент не осознает, что делает. Его гнев на
растает очень быстро, через минуту он с силой бьет по столу, горячо выражая свое несогласие с женщиной. При этом он восклицает: «Она точно как моя жена!» В дополнение к этому осознанию он получает мимолетное впечатление о чрезмерном контроле своих сильных ут
вердительных чувств и возможность более непосредственного и, сле
довательно, менее брутального их выражения.
«Репетиция». По мнению Перлза, люди тратят много времени, репе
тируя на «сцене воображения» различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие ус
пеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям.
Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответ
ствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися


Глава 6 220





источником постоянного беспокойства и дефектного поведения. Репе
тиция поведения вслух в психотерапевтической группе с вовлечением других участников позволяет лучше осознать собственные стереотипы,
а также использовать новые идеи и решения в этой области.
Проверка готового мнения. Случается, что терапевт, слушая паци
ента, улавливает в его словах какоето определенное сообщение. Тог
да он может воспользоваться следующей формулой: «Слушая тебя, у меня возникло одно мнение. Я хочу предложить тебе повторить это мнение вслух и проверить, как оно звучит, насколько оно тебе подхо
дит. Если согласен попробовать, повтори это мнение нескольким чле
нам группы».
В этом упражнении содержится фактор интерпретации скрытого зна
чения поведения пациента, но терапевт не старается сообщить свою ин
терпретацию пациенту, он только предоставляет ему возможность ис
следовать переживания, связанные с проверкой рабочей гипотезы. Если гипотеза окажется плодотворной, пациент может развить ее в контексте собственной деятельности и опыта.
Приведенные игры представляют собой далеко не полный перечень разнообразных технических процедур, разработанных в практике геш
тальттерапии. Эрвин Полстер и Мириам Полстер (E. Polster, M. Polster)
предприняли попытку систематизировать различные технические реше
ния и описали пять главных форм терапевтического экспериментирова
ния. К ним относятся: драматизация, направление поведения, работа с фантазией, работа со сновидениями, домашняя работа.
Драматизация. Эта группа процедур основана на развитии в драмати
зированной форме определенного аспекта существования пациента, вы
являемого им в терапевтической ситуации. Началом этого действия мо
жет послужить какоето высказывание или жест пациента, привлекшие внимание терапевта. В дальнейшем путем развития содержания, заклю
чающегося в первоначальном высказывании или жесте, пациент в со
трудничестве с терапевтом постепенно подводится к сложному действию в форме вербальнодвигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания. Терапевт помогает пациенту сосредоточиваться на поочередно возникающих содержаниях,
осуществлять поиск соответствующих форм экспрессии, действовать в соответствии со стимулируемыми очередными переживаниями, раскры
вать значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов.
Драматизация может касаться очень разных содержаний и сторон личности пациента, например незаконченных ситуаций из прошлого,


Интеграция гештальт
терапии




221
актуальных ситуаций, желаний, установок и т. п. Случается, что ход некоторых процедур приобретает особенно драматическую форму,
однако терапевт не должен стремиться к достижению внешних, «эсте
тических» эффектов, поскольку желаемый терапевтический резуль
тат вызывается не богатством экспрессии, а изменением внутренней системы значений, связанных с выполняемыми действиями.
Направление поведения. В некоторых ситуациях терапевт предла
гает пациенту выполнить определенные действия, дает инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент. Та
кие инструкции не определяют того, как пациенту следует поступать в жизни, они только указывают направление конкретного поведения во время терапевтической работы. Такой эксперимент вызывает опре
деленные переживания, способные изменить точку зрения пациента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.
Например, человека, который при разговоре постоянно как бы сто
нет (охает), но не сознает звучание своего голоса, терапевт может по
просить о намеренном и усиленном стоне во время разговора. Человека с очень тихим и мягким голосом можно попросить говорить так, как если бы окружающие находились на большом расстоянии от него. Тому,
кто обыкновенно говорит напыщенно, можно предложить обратиться к другим участникам группы со специальной торжественной речью. Хотя эта процедура содержит некоторые элементы драматизации, однако она ограничена специфическим поведением и направляется инструкцией терапевта. Предложения терапевта предоставляют пациенту возмож
ность испытать поведение, которого тот избегает или которое является для него новым, трудным. Испытание и проверка этого поведения мо
жет раскрыть какието важные аспекты его личности. Например, паци
енту, который очень неохотно высказывался в психотерапевтической группе, опасаясь мешать ее работе, терапевт предложил время от време
ни мешать остальным участникам группы. Он начал вести себя соглас
но инструкции и действительно мешал работе, однако по мере вовлече
ния в групповую дискуссию его поведение превратилось из помехи в конструктивное лидерство. Инструкция терапевта не состояла в науче
нии пациента мешать другим, а предоставляла ему случай высвободить свою энергию, заблокированную и связанную с представлением о себе как непрошеном госте среди других людей.
Работа с фантазией. В гештальттерапии существует ряд упражне
ний с использованием фантазии, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих пациентам идентифицировать и в ряде случаев исправ


Глава 6 222





лять фрагментарные аспекты их личности. «Старый заброшенный ма
газин» и другие упражнения были описаны Джоном Стивенсом
(J. Stevens). Ценность этих упражнений состоит в том, что пациенты могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались. Инструкция по выполнению упраж
нения может быть дана всем членам психотерапевтической группы,
а затем участники поочередно сообщают содержание своей фантазии:
«Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы иде
те вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите,
чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой на
ходится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если за
глянуть в них, вы можете заметить какойто предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вер
нетесь в город. Опишите предмет, обнаруженный вами за окном забро
шенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предме
та? Через несколько минут опять станьте собой и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем чтонибудь новое? Хотите ли что
нибудь сказать ему?»
Существует много вариантов этого упражнения. Например, паци
енты могут представить, что они гуляют по старому большому дому,
а когда покидают его, уносят с собой какойто предмет. Или вообра
зить, что они — цветы, и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, дождь, ветер.
Идентифицируясь с предметами, мы проецируем на них какието свои личностные аспекты.
Работа со сновидениями. Большое внимание уделяется гештальт
терапевтами работе над сновидениями. Перефразируя Фрейда, Перлз говорил, что «сон — это королевская дорога к интеграции личности».
В отличие от психоаналитиков гештальттерапевты не интерпретируют сновидения, а прорабатывают их. Перлз считал, что сновидение — это проекция нашей личности, а отдельные элементы сновидения — отчуж
денные части нашей личности. Для достижения интеграции необходи
мо совместить различные элементы сновидения, признать своими спро
ецированные, отчужденные части личности. С помощью проработки отдельных элементов сновидения посредством отождествления с ними и произнесения от их имени монологов обнаруживается скрытое содер
жание сновидения через его переживание. Вот пример работы со снови