Файл: Правовое обеспечение публичных интересов в горном праве 12. 00. 06 земельное право природоресурсное право экологическое право аграрное право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 которого теряется их способность финансировать ликвидационные и консервационные мероприятия, направленные на предотвращение неблагоприятных экологических последствий недропользования. По аналогии с порядком обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, предусматривающим обязанность иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в концепции обоснована целесообразность создания подобных резервов в виде ликвидационного фонда в качестве обязательного условия предоставления права пользования недрами. Теоретическая значимость состоит в том, что полученные входе исследования выводы будут способствовать развитию понятийного аппарата в области обеспечения публичных интересов, а также дальнейшего совершенствования законодательства о недрах. Сформулированные автором обоснованные предложения и рекомендации также возможно использовать в качестве теоретической основы для проведения дальнейших научных исследований в области правового обеспечения публичных интересов. Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена возможностью использования полученных выводов и рекомендаций в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование законодательства в области обеспечения публичных интересов в правоприменительной практике органов государственной власти, правоохранительных органов, а также в учебном процессе при подготовке лекционных курсов и проведении практических занятий по дисциплинам Горное право, Экологическое право на юридических факультетах высших учебных заведений Российской Федерации. Апробация результатов диссертационного исследования Диссертация обсуждена на кафедре экологического и природоресурсного

23 права ФГБО ВПО «Московсий государственный университет имени О.Е.
Кутафина (МГЮА)». Основные научные положения, выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, нашли отражение в учебниках, монографиях и научных статьях, опубликованных в журналах Экологическое право, Проблемы горного и экологического права в нефтегазовом комплексе, Право и жизнь, Экономические и правовые вопросы недропользования в России, Энергетическое право, Юридический мир, Юрист, Арбитражный и гражданский процесс, Человек и закон, Правовые вопросы недвижимости, а также других журналах, рекомендованных ВАК (более 180 работ. Результаты исследований докладывались на научных конференциях, заседаниях рабочих и экспертных групп при подготовке законопроектов, на парламентских слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе. Отдельные положения диссертации применены в федеральных законах О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О недрах, проектах федерального закона О недрах и кодекса Российской Федерации о недрах. Результаты работы использованы в процессе практической деятельности диссертанта в качестве эксперта Комитета по природным ресурсами охране окружающей среды Совета Федерации. Структура диссертационного исследования Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 15 параграфов, заключения, а также библиографического списка использованных источников (нормативных правовых актов, специальной научной литературы. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень изученности темы, определяются цели, задачи и


24 предмет исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, определяются научная новизна и практическая значимость исследования. Глава 1 Понятие и признаки публичных интересов в горном праве состоит из пяти параграфов. В § 1.1. Публичные интересы как правовая категория формулируется вывод о том, что в условиях, когда экономика страны, в большинстве случаев, зависит от ресурсов недр, роль публичных интересов в недропользовании определяется их направленностью на поступления в бюджеты, обеспечение регионов сырьем, социально-производственное развитие территорий. В параграфе предлагается авторское определение понятия публичные интересы, под которыми предполагается понимать объективно-значимые потребности государства и общества, стимулирующие деятельность государства, с целью устойчивого развития России. В процессе исследования выявлен перечень признаков публичных интересов в горном праве включающий в себя субъектный состав публичного интереса, включающий в себя народы Российской Федерации, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования законодательное признание публичного интереса объектный состав, включающий в себя государственную собственность. Сформулирован вывод, согласно которому частный и публичный интерес в недропользовании являются двойственными (бинарными) правовыми категориями. При этом между ними присутствуют разнообразные внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, объединяющие их в единую систему. Взаимоотношение частных и публичных интересов в горном праве вариативно, так как подвержено влиянию этапов развития государственности, техники, технологии, а также расстановки политических сил государства.

25 В § 1.2 Роль горного права в обеспечении публичного интереса на основе проведенного анализа существующих концепций горного права формулируется следующее его определение Горное право - подотрасль природоресурсного права, нормы которой регулируют отношения по поводу недр в их юридическом понимании, включающие отношения собственности на недра, их использования и охраны, а также использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. При этом, роль горного права в обеспечении публичных интересов основано на конституционных положениях об использовании и охране природных ресурсов, как основе жизни и деятельности народов, и заключается в обеспечении экономики минеральными ресурсами, извлечения прибыли для социального развития, обеспечения охраны окружающей среды при недропользовании. В обеспечении публичных интересов право играет основополагающую роль. Для развития права, в этой области, в диссертации сформулирована правовая концепция. Ее элементы включают
- определение системы правовых мер обеспечения публичных интересов в горном праве
- совершенствование системы платежей с усилением стимулирующего эффекта (платежи добытыми полезными ископаемыми, освобождение от разовых платежей
- определение условий недропользования в лицензии с включением положений, отражающие публичные интересы (вклад в социально- экономическое развитие территории, ликвидационный фонд
- организация конкурсов и аукционов с учетом публичных интересов в недропользовании (включение в условия аукциона тех же критериев, которые предусмотрены для конкурса
- внедрение системы стратегического планирования
- совершенствование режима горного имущества.


26 В § 1.3 Содержание публичных интересов в горном праве отмечено, что в статье 15 Закона Российской Федерации О недрах указаны социальные, экономические, экологические интересы. Но при этом законодательством не определено их содержание. Диссертантом предлагается следующее их определение. Экономические публичные интересы в горном праве это обеспеченные правом и поддерживаемые государством общественные интересы, направленные на получение материальных выгод в результате реализации отношений, возникающих в связи с предоставлением участков недр в пользование. Публичные социальные интересы в горном праве это обеспеченные недропользованием потребности нынешнего и будущих поколений в реализации социальных программ, поддержании доходов, уровня жизни и занятости населения. Публичные экологические интересы в горном праве представляют собой интересы государства, нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации, в участках недр и их ресурсов, как элементов экосистемы, в восстановлении нарушенных природных объектов, а также направлены на предупреждение и устранение деградации окружающей среды при недропользовании, поддержание благоприятных экологических условий жизнедеятельности. В параграфе обосновано, что конструкция публичных интересов как сложного единства экономических, социальных и экологических интересов содержит внутреннюю противоречивость. С одной стороны государство заинтересовано в увеличении экономической выгоды от использования недр как своей собственности, так как средства направляются на решение социально-значимых задач. С другой стороны, расширение недропользования влечет усиление нагрузки на экологическую систему, что приводит к усугублению экологических проблем. Их решение также требует

27 дополнительных расходов, что способно в целом снизить экономический эффект от недропользования. Данное противоречие предлагается устранить путем разработки в законодательстве о недрах системы эффективных мер охраны окружающей среды при недропользовании и одновременной оптимизации деятельности недропользователя. К таким мерам можно отнести создание ликвидационного фонда, исключение платежей при пользовании нерентабельными участками недр, снижение налоговой нагрузки для стимулирования эколого ориентированного недропользования, возможность разделения, объединения участков недр, изменение их размеров, открытый перечень перехода прав на недра. В § 1.4 Генезис правового регулирования обеспечения публичных интересов в России рассматриваются исторические аспектыправового регулирования отношений, возникающих в связи с обеспечением публичных интересов в России. В истории России публичные интересы в связи с недропользованием всегда занимали заметное место, так как полезные ископаемые всегда выступали фактором прогрессивного экономического роста. Горное законодательство прошлого имеет глубокие корни и богатый отмеченный успехами практический опыт своего развития. Этот опыт служит бесценным источником развития и совершенствования правовых подходов к развитию горного законодательства современной России, в том числе в целях создания эффективного правового механизма обеспечения публичных интересов. В процессе исследования были выявлены правовые меры обеспечения публичных интересов, которые могут успешно использоваться в правовом регулировании горных отношений на современном этапе. Некоторые из этих мер применяются в России в настоящее время ив современном законодательстве большинства развитых зарубежных стран.


28
Анализ законодательства дореволюционного и доперестроечного периода показал, что учет исторического опыта будет способствовать решению следующих проблем предупреждение аварийных и катастрофических ситуаций, в том числе ухудшения качественных характеристик недр обеспечение рационального и комплексного использования природных минеральных ресурсов бесперебойное обеспечение населения минеральным топливно-энергетическим сырьем развитие социально-экономической структуры неосвоенных регионов. В § 1.5. Правовое обеспечение публичных интересов в горном законодательстве в зарубежных странах рассмотрены нормы горного законодательства стран ближнего и дальнего зарубежья с позиции реализации публичных интересов в процессе недропользования. По результатам анализа выделены следующие, получившие развитие в законодательстве зарубежных стран, меры, направленные на обеспечение публичных интересов собственность на недра предоставление права пользования недрами, в том числе первооткрывателю месторождения установление специального режима оборудования обеспечивающего сохранность месторождения баланс между добычей и потреблением минерального сырья открытый перечень перехода права пользования недрами изменение границ, объединение, разделение участков недр горный сервитут вклад в развитие территорий. Применение указанных мер регламентируется нормами горного законодательства. С целью совершенствования обеспечения публичного интереса в горном праве предлагается учесть опыт зарубежных стран Глава 2. Правовые меры обеспечения публичных интересов состоит из четырех параграфов. В § 2.1. Понятие и виды мер правового обеспечения публичных интересов исследуется понятие меры правового обеспечения публичных интересов. Под мерами правового обеспечения публичных интересов в

29 горном праве, автором предлагается понимать закреплѐнные в правовых актах права и обязанности недропользователей, порядок предоставления, основания и порядок прекращения права пользования недрами, функции и полномочия органов государственной власти по обеспечению исполнения законодательства о недрах и юридическую ответственность за нарушение законодательства о недрах и об охране окружающей среды, отражающие баланс экономических, социальных и экологических интересов. В параграфе также предложена классификация видов мер правового обеспечения публичных интересов в горном праве правовые меры обеспечения публичных интересов, выраженные путем законодательного их закрепления организационные меры, обусловленные наличием функций и полномочий органов государственной власти меры юридической ответственности в системе правового регулирования использования недр и охраны окружающей среды. Предлагается также классифицировать меры обеспечения публичных интересов по методам их обеспечения, различая их на частноправовые методы и публично-правовые методы. В § 2.2. Современное состояние правового регулирования отношений, связанных с обеспечением публичных интересов в горном праве исследуются нормативные правовые акты, содержащие требования, обязательные для соблюдения недропользователями. В параграфе формулируется определение понятия правовое регулирование правоотношений, возникающих в связи с обеспечением публичных интересов в горном праве, под которым следует понимать воздействие на поведение субъектов права и общественные отношения с помощью юридических средств для достижения благоприятных экономических и социальных результатов с минимальным вредом окружающей среде. С учетом того, что нормы законодательства Российской Федерации о недрах обращены на обеспечение публичных интересов, обосновывается


30 вывод о том, что в законодательстве о недрах отсутствует деление публичных интересов на экономические, социальные и экологические составляющие, что говорит об их взаимосвязи. Однако, несмотря на направленность норм на решение задач по обеспечению публичных интересов, отмечены следующие их недостатки, которые не способствуют решению таких задач. К таки недостаткам относятся не обосновано ограниченный перечень перехода прав пользования недрами отсутствие гарантий предоставления права пользования недрами первооткрывателю месторождения полезных ископаемых, проводившим поисковые работы за свой счет, что не способствует восполнению минерально-сырьевой базы установленные нормами законодательства о недрах обязанности недропользователей ничем не подкреплены, кроме санкций в виде прекращения права пользования недрами, влекущих прекращение добычи полезных ископаемых и остановку горного предприятия, что приводит к необратимым негативным последствиям, что невыгодно, в первую очередь, государству.
В