Файл: Правовое обеспечение публичных интересов в горном праве 12. 00. 06 земельное право природоресурсное право экологическое право аграрное право.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§
2.3. Основные направления совершенствования законодательства в сфере обеспечения публичных интересов в горном праве обосновываются пути совершенствования законодательства в сфере обеспечения публичных интересов в процессе недропользования. Аргументирована необходимость законодательного закрепления предоставления недропользователю возможности передачи права пользования участком недр или его частью, с согласия органов, предоставивших ему это право, другому недропользователю, образованному в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющему необходимые финансовые и технические средства, а также обладающему квалифицированными специалистами для продолжения работ на этом участке недр и отвечающему требованиям, предъявляемым к пользователям недр, установленным законодательством Российской Федерации.
2.3. Основные направления совершенствования законодательства в сфере обеспечения публичных интересов в горном праве обосновываются пути совершенствования законодательства в сфере обеспечения публичных интересов в процессе недропользования. Аргументирована необходимость законодательного закрепления предоставления недропользователю возможности передачи права пользования участком недр или его частью, с согласия органов, предоставивших ему это право, другому недропользователю, образованному в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющему необходимые финансовые и технические средства, а также обладающему квалифицированными специалистами для продолжения работ на этом участке недр и отвечающему требованиям, предъявляемым к пользователям недр, установленным законодательством Российской Федерации.
31 Кроме этого с целью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением публичных интересов диссертантом предлагаются закрепить в законодательстве Российской Федерации о недрах следующие меры разделение используемого участка недр при экономически обоснованной выгоде и экологической целесообразности, а также в случае, если позволяют горно-геологические и технико-технологические условия, с возможностью передачи одной из частей этого участка другому недропользователю, или возвращения в неиспользуемый фонд недр предоставление лицензии на пользование несколькими нерентабельными участками недр, содержащими однотипные полезные ископаемые, для их разработки с единым горноперерабатывающим или горно-обогатительным комплексом в целях рационального и комплексного использования минеральных ресурсов изменение границ горного отвода в случае выявления участков недр, имеющие промышленное значение, за их пределами, при отсутствии лицензии на пользование сопредельными участками недр заключение договора о совместной деятельности на сопряженных участках недр, если право пользования недрами одного недропользователя, изменяя условия пользования такими участками, затрагивает интересы пользователей соседними участками недр, с регистрацией такого договора в органе управления государственным фондом недр допуск к участкам недр федерального значения участников простого товарищества. В § 2.4. Фискальные меры и меры экономического стимулирования в системе горных правоотношений на основе анализ практики реализации законодательства о недрах показано, что в случае приостановления пользования недрами, прекращаются налоговые поступления из-за того, что налогом признается добытое полезное ископаемое. Санкции в виде прекращения права пользования недрами, влекущие остановку горного предприятия, в том числе технологического оборудования, обеспечивающего сохранность месторождения, приведут к необратимым негативным
32 последствиям, т.к. не учитывают особенности процесса недропользования и невыгодны, в первую очередь, государству. Следовательно, необходимо закрепить в законодательстве возможность осуществлять платежи добытыми полезными ископаемыми в виде фиксированной доли от объема добываемых из недр полезных ископаемых в соответствии с проектом выполняемых работ. Такая мера позволит обеспечить регионы необходимым сырьем, исключив при этом многочисленные передаточные комплексы получение государством стабилизированных источников дохода, так как в отличие от денежных средств минеральные ресурсы не подвержены инфляции бесперебойное функционирование горных предприятий освободить недропользователя от изыскания денежных средств для уплаты налогов. Также доказано, что с целью привлечения инвесторов, а также реализации мер экономического стимулирования, необходимо исключить, разовые платежи при предоставлении участков недр в пользование находящихся в значительно худших условиях, и участков недр содержащих техногенные месторождения, а также законодательно дифференцировать регулярные платежи за пользование недрами в зависимости от социально- производственных, горно-геологических и природно-географических условий. Такая мера позволит активизировать недропользование на указанных участках недр. Обосновано, что аукционное предоставление участков недр следует дополнить таким квалифицирующим условием как обязанность по проведению мероприятий по охране недр и окружающей среды, а также вкладу в социально-экономическое развитие территории. Кроме этого, законодательством о недрах не определено содержание вклада в социально- экономическое развитие территории. Предлагается в Законе Российской Федерации О недрах закрепить следующее его содержание во-первых, это должен быть или денежный взнос, либо строительство социально-значимых объектов. Возможны также комбинированные варианты. Во-вторых,
33 привлечение местных предприятий, а также местных специалистов, включая использование воздушного, железнодорожного, водного и других видов транспорта, если эти услуги соответствуют требованиям к проведению конкурса на территории Российской Федерации, а также к процессу недропользования. Такая мера в большей степени будет способствовать развитию территории, так как впоследствии принесет дополнительные доходы в бюджеты и позволит повысить не только инвестиционный, но и промышленный потенциал региона. С целью стимулирования проведения поисково-оценочных работ, обоснована необходимость разработки и утверждения норм, согласно которым пользователь недр, проводивший работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых и возместивший, в случае их наличия, расходы государства на поиски оценку полезных ископаемых, мог гарантировано получить право пользования этими участками недр для этих целей (за исключением участков недр федерального значения. При этом в случае отсутствия у него необходимых финансовых и технических средства также квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного проведения работ, этот пользователь недр имел бы право передать право пользования этими участками (или их частями) другому недропользователю, удовлетворяющему установленным законодательством требованиям с получением соответствующей компенсации от этого недропользователя. Кроме этого, в случае отказа ему в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр, которому присвоен статус федерального значения, ему должно быть гарантировано возмещение расходов на поиски оценку открытого месторождения полезных ископаемых в полном объеме.
34 Глава 3. Организационные меры обеспечения публичных интересов состоит из трех параграфов. В § 3.1 Система и полномочия органов государственной власти в сфере регулирования недропользования и охраны окружающей среды рассмотрена структура и полномочия органов государственной власти в сфере регулирования недропользования и охраны окружающей среды. Участки недр расположены на территории субъектов Российской Федерации. Как правило, в случае прекращения или приостановления права пользования недрами по решению федерального органа управления государственным фондом недр, исключается из оборота значительная часть социально- производственной территории субъекта. Данное обстоятельство обуславливает потерю значительных средств в его бюджет и усиление социального напряжения из-за увеличения безработицы. В связи с этим предлагается передать полномочия по лицензированию, организации и осуществлению контрольно-надзорных мероприятий за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недра также принятию решений о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участками недр в связи с нарушениями условий пользования недрами, за исключением участков недр федерального значения и резервных участков, органам государственной власти субъектам Российской Федерации, которые сами будут производить оценку последствий нарушений условий недропользования, сопоставляя ее с соответствующими санкциями за такие нарушения. Реализация предлагаемой меры будут содействовать усилению влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти и повышению степени ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, перед населением. В § 3.2. Функции органов государственной исполнительной власти в сфере отношений недропользования по выявленным в результате
35 исследования проблем правового регулирования отношений недропользования доказано, что с целью предотвращения социально- неблагоприятных и экологически-опасных последствий, необходимо использовать превентивную функцию права закреплением в законодательстве Российской Федерации о недрах возможности оперативного вмешательства государства в деятельность горнодобывающего предприятия, в случае если отсутствие такого вмешательства создает угрозу жизни и здоровью граждан, окружающей среде и инженерным сооружениям. Аргументирована целесообразность разработки и законодательного закрепления баланса извлечения и потребления стратегических и дефицитных видов минерального сырья на территории Российской Федерации, имеющего статус документа стратегического планирования.
Кроме этого, с целью освобождения от непрофильной деятельности, снижения административных барьеров, оптимизации деятельности, предлагается закрепить в законодательстве о недрах аутсорсинг – организационное решение о передаче непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) за рамки полномочий органов исполнительной власти, организациям, которые обладают соответствующим техническим потенциалом, включая подготовку заключения и последующего обеспечения государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недра также представления интересов государства перед недропользователями. В
§
3.3 Организация контроля и надзора в сфере недропользования предлагается организовать горный аудит, как меру, мотивирующую инициативную деятельность недропользователей, направленную на рациональное, комплексное использование и охрану недра также решение задач минимизации воздействия на окружающую среду. Подгорным аудитом следует понимать - процедуру проверки деятельности недропользователей на соответствие правовым актам в сфере рационального,
36 комплексного недропользования и охраны недра также минимизации воздействия на окружающую среду, и выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсов недр. Глава 4. Юридическая ответственность в системе правового регулирования горных отношений как мера обеспечения публичных интересов состоит из трех параграфов. В § 4.1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах выделены особенности юридической ответственности за нарушение законодательства о недрах. Сделан вывод о том, что ответственность за нарушение законодательства о недропользовании и охране окружающей среды при пользовании недрами является экологической ответственностью, а также определено понятие ответственности за нарушение законодательства о недропользовании и охране окружающей среды. Установлено, что юридическим приоритетом в правовом регулировании правоотношений, возникающих в связи с ответственностью за нарушение законодательства о недропользовании и охране окружающей среды при пользовании недрами, должны стать предупреждение неблагоприятных последствий в результате такого нарушения и полная компенсация вреда причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах и охране окружающей среды. В связи с этим необходимо внести в статью 12 Закона Российской Федерации О недрах норму, согласно которой лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать обязательство недропользователя принимать меры, направленные на компенсацию такого вреда. Кроме предусмотренных статьей 75 Федерального закона Об охране окружающей среды, имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, определены следующие виды ответственности
37 по содержанию санкций, применяемые за правонарушения, ответственность разделяется на штрафную или карательную ответственность и правовосстановительную ответственность по способу возмещения вреда различают добровольное возмещение и возмещение в судебном порядке. В § 4.2. Возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах предлагается закрепить в нормах законодательства Российской Федерации о недрах нормы, обязывающие недропользователя формировать ликвидационный фонд, средства которого должны быть направлены на возмещение вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах и охране окружающей среды, в том числе на ликвидационные, консервационные и рекультивационные работы, проводимые в рамках правоотношений, удостоверенных лицензией на пользование недрами. В связи с этим необходимо в статью 6 Закона Российской Федерации О недрах дополнить нормами, предусматривающими следующие виды работ
- работы по ликвидации горных выработок с последующими мониторинговыми мероприятиями до полной, безопасной для окружающей среды, населения и инженерных сооружений, стабилизации массива участка недр
- консервационные работы с последующим поддержанием участка недр в безопасном для людей и окружающей среды состоянии. Предлагается распространить на техническую инфраструктуру месторождения общие правила Гражданского кодекса Российской Федерации о ее принудительном отчуждении на основании решения органа власти о прекращении права пользования недрами. В § 4.3. Нарушение законодательства Российской Федерации о недрах, как основание для прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами аргументируется, что
38 нарушение законодательства Российской Федерации о недрах, в качестве основания для применения таких мер, как прекращение, приостановление и ограничение права пользования недрами следует рассматривать при наличии всех признаков состава правонарушения, необходимых для его квалификации в качестве противоправного деяния и применять такие меры следует только в случаях невозможности другими мерами обеспечить публичные интересы. Предлагается также в Закон Российской Федерации О недрах, ввести дефинитивные нормы, содержащие определение таких юридически значимых понятий как прекращение, приостановление и ограничение права пользования недрами, которые целесообразно выделить в отдельную статью. Следует раскрыть понятие существенные условия лицензии, установив критерий существенности – невозможность возмещения вреда в связи с фактом их нарушения заменить понятие систематическое нарушение, создающего сложности при доказательстве одинаковости противоправных действий, термином неоднократное нарушения, предполагающее неоднократное противоправное деяние. В Заключении – представлены основные выводы, указываются предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о недрах. ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ
1. Монографии, учебные пособия
1. Предоставление права пользования недрами законотворчество и механизмы реализации. М ПОЛТЕКС. 2001. 32 с. (2 пл.
2. Прекращение права пользования недрами теория и практика. М Аудит недропользования и консалтинг. 2008. 190 с. (11.9 пл)
39 3. Правовые аспекты регулирования недропользования. М Аудит недропользования и консалтинг. 2008. 271 с. (16.9 пл) (в соавторстве с
Мелехиным Е.С.).
4. Правоприменительная (судебная) практика в недропользовании. Аналитический доклад. М ИЗДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ. 2010. 85 с.
(5.3 пл.
5. Развитие частноправовых и публично-правовых отношений в недропользовании в современных условиях. М ТПС-ОРГСЕРВИС. 2010. 543 с. (33.9 пл.
6. Государственное регулирование недропользования в Российской Федерации исторический аспект и зарубежный опыт. М Аудит недропользования и консалтинг. 2011. 142 с. (8.9 пл) (в соавторстве с
Клюкиным Б.Д., Мелехиным Е.С.).
7. Особенности государственного регулирования недропользования в Российской Федерации. М й формат. 2011. 226 с. (14.1 пл.
8. Пути совершенствования процесса государственного регулирования недропользования в Российской Федерации. М Аудит недропользования и консалтинг. 2011. 269 с. (16.8 пл.
9. Динамика изменений Закона Российской Федерации "О недрах" и возможности его совершенствования. М Аудит недропользования и консалтинг. 2011. 85 с. (5.3 пл.
10. Правоприменительная практика в горном законодательстве. Учебное пособие. М Логос. 2011. 185 с. (11.6 пл.
11. Публичный интерес в области недропользования понятие, структура, правовая регламентация. М Аудит недропользования и консалтинг. 2013. 144 с. (9 пл.
12. Государственное регулирование недропользования в России часть
1. История развития и действительность. Germany. Saarbrucken: LAP