Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4) неуязвимость (люди чувствуют себя вне социального контроля).

Социологи, занимающиеся проблемой коллективного поведения, предлагают выделять следующие типы толпы:

1) стихийная (случайная) толпа, собравшаяся неожиданно для самих участников вокруг какого-то события (например, автокатастрофа);

2) конвенциональная (обусловленная) толпа – договорная, когда собрание людей планируется заранее и поведение людей находится под воздействием заранее установленных норм (театр, стадион);

3) экспрессивная толпа – стихийно собравшаяся для выражения эмоций по какому-то поводу (рок-фестиваль, религиозное собрание);

4) действующая толпа – толпа, которая активно стремится воздействовать на какой-либо объект – разрушить, захватить.

  1. Понятие социальной группы, виды социальных групп и их характеристика. Лидерство и управление в малой группе.

Социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других.




Управлением называют вид деятельности, направленный на обеспечение участников организации целями, координацию и контроль их усилий.

Впервые характеристики управления организации были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, общими характеристиками являются:

планирование общего направления действия и предвидение;

организация человеческих и материальных ресурсов;

выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме;

координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с 148 существующими правилами и нормами.

С.С. Фролов отмечает, что одна из современных систем управленческих функций может быть представлена следующим образом:

1. Деятельность руководителя как лидера организационного объединения, интеграции членов организаций;

2. Взаимодействие – формирование и поддержание контактов;

3. Восприятие, фильтрование и распространение информации;

4. Распределение ресурсов;

5. Предупреждение нарушений и управление текучестью кадров;

6. Ведение переговоров;

7. Проведение инноваций;

8. Планирование;

9. Контроль и направление действий подчиненных.

  1. Групповая динамика. Социометрический метод Д. Морено как вариант изучения процессов в малой группе.

Структуру связей и отношений в малой группе изучают с помощью метода социометрии. История создания этой методики связана с именем американского психолога Д. Морено. Морено был убежден, что эффективность групповой деятельности связана с эффективностью внутригруппового взаимодействия.

Термин «социометрия» (socius – друг + metrum – мерить, измерять) означает измерение степени дружественности отношений в группе. Социометрический тест имеет своей целью измерение чувств симпатии или антипатии, проявляющихся в межличностных отношениях.

Специфика социометрического теста заключается в том, что он исследует межличностные отношения на вербально-прожективном уровне и в основе его лежит опрос.

Данные этого теста дают информацию:

А) о позиции индивидов в группе;

Б) о наличии подгрупп внутри группы

;

В) о сплоченности группы.

Дж. Морено сформулировал шесть основных требований, предъявляемых к тесту:

1. Границы группы должны быть четко очерчены;

2. Индивиды должны делать неограниченное количество выборов;

3. Индивиды должны быть опрошены в терминах определенного критерия;

4. Результаты должны быть использованы для реконструкции группы;

5. Все выборы члены группы должны делать самостоятельно;

6. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы быть понятными всем членам группы.

В реальной практике редко соблюдаются все требования, наиболее часто нарушаются второй и четвертый.

Критерий социометрического выбора – это тот вид социальной деятельности, для выполнения которого индивиду надо выбрать или отвергнуть членов группы. Критерии бывают формальные (социальные задачи) и неформальные (досуг), коммуникативные (с кем бы вы желали) и гностические (угадайте, кто вас выбрал). В зависимости от критерия социометрического выбора (работа, учеба, досуг, дружба и т.д.) можно получить данные о позиции каждого члена группы в структуре межличностных отношений: лидер, аутсайдер, изолированный, предпочитаемый, отвергаемый и т.д. С помощью методов математической статистики также могут быть рассчитаны индексы, характеризующие групповые качества: сплоченность, интеграцию и устойчивость и др.

  1. Социология О.Конта.

Социология как наука возникла в середине 19 века. Термин «социология» появился лишь в 1839 г. Его создателем стал француз Огюст Конт (1798–1857). Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя.

Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

 натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

 методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

 истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;

 социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

 социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.


Учение Конта состояло из двух частей: социальной статики, описывающей взаимоотношения между социальными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения общества. Последствиями изучения социальной динамики являются исследования в области социального прогресса. Первичные факторы такого прогресса – духовное и умственное развитие человека и вторичные – климат, раса, продолжительность жизни.

О. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трёх стадий, согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума (рис. 2).



Рис. 2. Социология как наука по О. Конту

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.

  1. Социальная структура современного российского общества.

По мнению академика Заславской, структура современного российского общества имеет два одинаково важных и относительно независимых измерения: социальное (вертикальное) и культурно-политическое (горизонтальное).

Первое отражает иерархическую структуру общества с точки зрения статусов, владения ресурсами и т.п. Второе отражает общность убеждений, интересов, культуры. Пересечение этих двух измерений позволяет выделить социальные группы, играющие важные, но разные роли в преобразовании общества. Рассмотрим их в порядке убывания статуса и влияния.

1. Верхний слой (6 % занятого населения) образуют элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Это политические лидеры, верхушка государственного аппарата, значительная часть генералитета, руководители промышленных корпораций и банков, преуспевающие предприниматели и бизнесмены, видные деятели науки и культуры. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5 %, а остальная часть (5,5 %) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.


2. Средний слой (18 % занятого населения) состоит из мелких и средних предпринимателей, полупредпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, представителей среднего звена государственного аппарата, администраторов непроизводственной сферы, старших офицеров, лиц интеллектуальных профессий, фермеров, наиболее квалифицированных рабочих и служащих. Почти 60 % из них заняты в негосударственном секторе. Социологи рассматривают этот слой российского общества в качестве зародыша среднего класса в его западном понимании.

3. Базовый слой (60 % занятого населения) включает лиц, занятых преимущественно в государственном секторе экономики. К нему относятся рабочие индустриального типа, значительная часть интеллигенции (специалисты), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, основная масса военнослужащих, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства.

4. Нижний слой (10 % занятого населения) обладает наименьшим профессионально-квалификационным и трудовым потенциалом. К нему относятся работники, занятые простейшими видами труда, не требующими профессиональных знаний (уборщики, лифтеры, вахтеры, курьеры, подсобные рабочие, такелажники и т. д.). Из них более 40 % заняты в индустриальных отраслях и 25 % – в сфере торговли, обслуживания.

5. «Социальное дно», которое образуют алкоголики, бомжи, бродяги, криминальные элементы и т. д. Однако эмпирически идентифицировать эти группы не удалось, что связано с их десоциализацией, изолированностью от общества, включенностью в различные криминальные и полукриминальные структуры. Тем не менее, приблизительно это 6 %.

  1. Систематизация ролевого поведения Т.Парсонса. Описание социальной роли по характеристикам Парсонса. Социальный статус и его виды.

Множество ролей, которые играет человек в жизни, заставило исследователей искать нечто общее в характеристике ролей, систематизировать ролевое поведение. Такого рода попытка была предпринята в начале 50-х гг. американским ученым Т. Парсонсом. Он выделил пять основных характеристик, с помощью которых может быть описана любая роль.

1. Уровень эмоциональности. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности (например, врач, юрист), другие – более эмоциональны.

2. Способ получения. Соответствует статусу и может быть предписанным или достигаемым.

3. Масштаб ролевого взаимодействия. Некоторые роли ограничены по масштабу взаимодействия (например, продавец, преподаватель), другие – размыты (муж, жена, друг).