Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальный институт охватывает большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями и представляет собой установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения.

Социальные институты удовлетворяют множество разнообразных потребностей общества. Например, потребность общества в безопасности поддерживаются институтом обороны, духовные потребности – церковью. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность – удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

К признакам социального института принято относить:

 учреждения, социальные группы, целью которых является удовлетворение различных общественных потребностей;

 систему культурных образцов, норм, ценностей, символов;

 систему поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

 материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения общественно значимых задач;

 общественно признанную цель, идеологию.

Так, среди признаков института образования мы выделим:

 преподавателей, чиновников, администрацию учебных заведений и т.д.;

 нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

 сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

 здания, аудитории, учебные пособия;

 цель – удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием.

У каждого социального института есть свой жизненный цикл. В нем выделяют социологи несколько стадий, которые отличаются друг от друга.

Первая фаза – зарождение организации. На этой стадии формируется актив, на основе которого создается организация. У организации появляется устав, задачи деятельности, распределение ролей, функций, режим, символика, выделяются руководители.

Второй период – фаза эффективности, на которой институт достигает полной зрелости.

Третья фаза – период формализации и появление бюрократии.

Четвертая фаза – дезорганизация, когда институт теряет свою гибкость и жизнеспособность. После этой стадии он ликвидируется или реорганизуется в новый.

Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Г. Спенсер. Он изучил и описал 6 типов социальных институтов: промышленный, профессиональный, политический, обрядовый, церковный, домашний.


Другой известный социолог Т. Парсонс предложил различать четыре типа социальных институтов:

1) реляционные институты, или институты отношений, через которые осуществляется распределение социальных ролей между субъектами. Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.);

2) регулятивные институты, занимающиеся регуляцией потоков ценностей, их распределением; Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

3) культурные институты, задача которых состоит в том, чтобы организовывать духовную жизнь общества;

4) институты структурной интеграции, чья цель – защита общих, коллективных интересов всей социальной системы как целого.

В социологии чаще всего выделяют социальные институты в соответствии с базовыми потребностями общества:

1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

2) потребности в безопасности и порядке (государство);

3) потребности в добывании средств существования (производство);

4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);

5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам, каждой из которых требуются для нормального функционирования определенные ресурсы:

1. Экономические (собственность, деньги, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Особенность данных институтов заключается в том, что экономика не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, но и воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. Каждому социальному институту для успешной деятельности необходима совокупность определенных ресурсов. Ресурсы института экономики:

 земля, или вся совокупность природных ресурсов и технических знаний;

 труд, или мотивация и навыки людей;

 капитал, или богатство, вкладываемое в средства производства;

 организация, или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов – государство.



2. Политические институты (парламент, армия, полиция, партия) связаны с властью. Политика как подсистема общества включает в себя все типы действий, которые имеют отношение к власти и принятию политических решений. Политические институты выполняют разнообразные функции – выражают интересы людей (политические партии и общественные организации), регулируют нормы и обеспечивают контроль за их соблюдением, регулируют экономическую деятельность и т.д.

Ресурсы института политики:

 безопасность;

 доступ к информации;

 власть;

 государство.

3. Институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

Ресурсы семьи:

 любовь и чувство долга между родителями и детьми;

 материальная обеспеченность;

 разумное использование власти членами семьи для преодоления внутрисемейных конфликтов.

4. Институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждении, которые выполняют функции социальной мобильности, стратификации, распределения социальных ролей, статусов и позиций.

К институтам образования относят научные учреждения. Наука – это социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Она включает: систему кооперации и разделения труда, сообщество ученых, профессионалов, специализированные учреждения (университеты, научные центры, лаборатории, оборудование и т.д.), систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность, методологию и методы исследования, систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных. Кроме того, наука не только служит созиданию предметной и материальной среды, но и формирует мировоззрение личности.

Ресурсы института образования:

 желание обучающихся получать знания и социализироваться;

 оборудование для изучения курса;

 преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний;

 учебная литература и источники информации.

5. Религиозные институты призваны удовлетворять духовные потребности личности, связанные с ее отношением к миру сакрального и сверхъественного, действующего вне эмпирического контроля человека. По мнению социолога Э. Дюркгейма: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды». М. Вебер, Р. Белла, П. Тиллих определяют религию как совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия (рождение, болезнь, смерть) и наделяющую этот мир смыслом.


Различают следующие типы религиозных организаций:

 церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества, длительную историю существования, большое число приверженцев, иерархичность. Часто является государственной;

 секта – религиозная организация, чаще всего отколовшаяся от церкви, отвергающая ее вероучительные основы, немногочисленная, имеющая недолгую историю существования, предполагающая равенство ее членов и контроль за членством;

 деноминация – промежуточная организация между церковью и сектой, которая обычно характеризуется лояльностью к государству;

 харизматический культ – крайняя форма секты, находящаяся в разногласиях с официальной церковью по поводу догматики и ритуалов, часто призывающая к кардинальным изменениям общества и личности. В своей основе имеет почитание лидера, которому приписываются особые способности общения с миром сверхъестественного.

Ресурсы института религии:

 потребность в вере;

 духовное учение;

 служители культа, священники;

 места служб, храмы, ритуально-обрядовые принадлежности.

Без социальных институтов общество существовать не может, поэтому необходимые проявления активности превращаются в институты. При изучении социальных институтов социологи выделяют пять групп общих признаков (табл. 8). Внутри фундаментальных институтов складываются менее крупные образования, которые называют неглавными институтами. Например, в экономический институт входит институт частной собственности, рынка, организации и оплаты труда, денежной системы и т.д.

В политическом институте можно выделить юстицию, политические партии, исполнительную и законодательную власти. В процессе развития социальный институт может менять свою форму и относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов. Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег со временем устаревают и нуждаются во внедрении новых форм развития

  1. Общество и личность. Ролевые теории личности. Социально-ролевой конфликт и пути выхода из него.

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые особенно бурно начали развиваться в начале ХХ века. Рассмотрим некоторые из социологических концепций, учитывая, что каждая из них по-своему подчеркивает те или иные аспекты этой проблемы. В


о второй половине ХХ века наибольшее распространение получают ролевые теории личности. Ролевые теории личности – это совокупность теорий, рассматривающих значение социальной роли в процессе становления личности.

Авторами этих теорий являются представители как европейских, так и американских школ социологии: Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.

Несмотря на определенную разницу позиций авторов, можно выделить основные концептуальные положения:

1. Личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид выполняет в обществе.

2. Так как роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид.

3. Социализируясь, индивид усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы исполнения ролей и становится личностью.

4. Так как каждый человек в обществе исполняет множество ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникать напряжение, которое способно вылиться в социально-ролевой конфликт, как между ролями, так и между структурными элементами одной роли.

5. Существуют некоторые виды действий, которые способны снизить ролевую напряженность и защитить личность от неприятных переживаний:

а) рационализация роли, т.е. неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но не достигаемой роли;

б) разделение ролей, т.е. временное изъятие из жизни одной из ролей, исключение ее из сознания индивида;

в) регулирование ролей, т.е. формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия исполнения той или иной роли.

Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Эта теория опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиции личности принадлежит одному из самых известных и популярных ученых ХХ века – Гордону Олпорту.

Зачинателями социологической версии этой теории были американские социологи Ф. Знанецкий и У. Томас, в российской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.