Файл: Вопросы к зачету по курсу социологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Диспозиции делят на высшие, средние и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения и включают в себя концепцию жизни и ценностные ориентации; средние – базовые, обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; низшие – ситуативные социальные установки на базе витальных потребностей.

2. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, активно воздействуют на низшие диспозиции.

3. Личность осуществляет выбор линии поведения в зависимости от той или иной ситуации. В конкретных ситуациях ей помогают низшие, а в более сложных – средние и высшие диспозиции. Роль ведущей диспозиции принимает та, которая соответствует данным условиям и цели деятельности в данном масштабе.

Переход от философского к собственно социологическому пониманию личности впервые совершил К. Маркс (марксистская теория личности), заявивший, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. В этой короткой фразе из «Тезисов о Фейербахе» отражается диалектика личностного и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие личности выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке.

Социальные условия, социальная структура, принадлежность к определенному классу диктуют личности условия ее жизни, ее место в обществе, нормы и правила, которые она должна соблюдать. С другой стороны, личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной независимостью от общества и может даже противопоставить себя обществу.

Концепция габитуса французского социолога П. Бурдье призвана объяснить, как социальная среда формирует в каждой личности систему прочных предрасположенностей, влияющих на поведение человека и его идентификацию с группой. Габитус – это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия сознания. Габитус – это внутренний социальный порядок.

Различают три типа габитуса. Первый из них – культурный, или национальный, габитус, который характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами. Второй тип – классовый габитус. Каждый класс передает своим членам то, что Бурдье называет культурным капиталом, – сложившуюся систему образования и воспитания, как в объективированной (дипломы, награды), так и в интернализованной, то есть усвоенной форме. Третий тип габитуса – гендерный (половой) габитус, соответствует гендерным ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с полом человека.


Таким образом, согласно теории П. Бурдье, людям с одинаковым габитусом нет необходимости договариваться об общих моделях поведения. Это объясняется тем, что они руководствуются одним и тем же габитусом, своего рода «внутренним компасом», неосознанно согласуют свои действия с действиями тысяч других людей, которые думают, чувствуют и выбирают, как они.

Антропологические концепции личности

Антропологи в отличие от социологов ищут корни различных социокультурных явлений, проникая в глубинные слои неинституциональной реальности, которые отличаются во многом бессознательным характером взаимодействия людей. В конце 20-х годов ХХ века с появлением книг Маргарет Мид и Рут Бенедикт, возникает исследовательское направление «Личность и культура», которое развивается в работах целого ряда культурантропологов: Ральфа Линтона, Курта Клакхона, Киры Дюбуа, Джона Хонигмана и др.

Основные идеи этой парадигмы личности:

1. Личность может быть изучена, если будет изучена и объяснена та культурная среда, в которой личность сформировалась.

2. Модели культуры соединены друг с другом посредством различных символов и представляют собой многоуровневую систему, функционирование которой не может быть объяснено с помощью традиционных этнологических подходов.

3. К объяснению и изучению развития и трансформации культуры нельзя подходить, не учитывая, что личность сама является сложнейшей системой, способной порождать смыслы

С целью более глубокого анализа отношений личности и культуры антропологи вводят новые понятия. Ральф Линтон является не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепции базисной и статусной личности. Базисная личность – это особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Это идеал личности данной культуры.

Базисная структура личности передается из поколения в поколение. Статусная личность – это личность, свойственная большинству индивидов данного общества, занимающих данный статус. Франц Боас и Кира Дюбуа вводят понятие «модальная личность». Модальная личность – это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с базисной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от базисной личности.



  1. Социализация личности. Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации.

Главными факторами, определяющими процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев. Они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившаяся система отношений. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но происходит инстинктивно.

Инстинкт – это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Чем примитивнее существо, тем большую роль в его поведении играют инстинкты. Однако у животных нет социализации.

У человека, по мнению некоторых исследователей, поведение более чем на 80 % – социально приобретаемое. Чем больше в своем поведении живое существо руководствуется инстинктами, тем меньшую роль в его «научении» принимают родители.

Так, у насекомых функцию родителей выполняет природа. Период подготовки к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Почти треть своей жизни человек учится жить в мире общественных отношений.

На рубеже XX века в научных и общественных кругах превалировало мнение о том, что человеческая природа определяется биологическими факторами.

Чарльз Хортон Кули (1864–1929) выступил с резкой критикой этого утверждения. Он полагал, что люди преобразуют себя в процессе социальных взаимодействий, группового опыта и выдвинул теорию «зеркального Я». Согласно этой теории, в процессе социального взаимодействия индивид мысленно принимает на себя точку зрения других людей и видит себя как бы их глазами. Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на собственное поведение или внешность дает образ социального «Я».

Кули отвергал бихевиористический подход, согласно которому люди слепо и бессознательно реагируют на внешние стимулы. Он считал, что люди обладают сознанием, самостью и что обязанность социолога – изучение этого аспекта социальной реальности.

Американский социолог Джордж Герберт Мид (1863–1931) продолжил разработку идей Кули и сделал множество собственных открытий. Ему принадлежит понятие «обобщенного другого». Согласно его концепции, в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: «стадию ролевой игры», «коллективной игры» и «обобщенного другого».


На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль только одного человека и «примеряет» на себя модель его поведения.

На второй стадии коллективных игр ребенок уже принимает в расчет множество ролей.

На третьей стадии дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, каким должно быть его поведение.

Социальная группа, дающая индивиду сознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». Благодаря ей контроль преобразуется в самоконтроль. Согласно воззрениям Мида, социальное целое предшествует индивидуальному разуму как логически, так и во времени.

Уточнением данной концепции является концепция «значимого другого» А. Халлера. «Значимый другой» – это та личность, одобрения которой добивается индивид, и чьи действия он по преимуществу принимает. В качестве «значимых других» могут выступать родители, учителя, друзья, популярные личности. Следует отметить, что процесс усвоения мнения «обобщенного другого» о человеке, и формирования его «зеркального Я» лежит в основе интернализации (от лат. internus – внутренний) – превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) предложил свое обоснование процесса формирования личности. Он объединил основные потребности с влиянием общества, чтобы создать модель личности, состоящую из трех частей: Ид, Эго и Суперэго

В процессе своего развития ребенок сталкивается с ошеломляющим потоком физических ощущений, которые либо приятны, либо болезненны. Однако с развитием Суперэго он выучивает моральные понятия должного и недолжного. Иными словами, сначала дети способны ощущать добро только физически, но к 3–4 годам они воспринимают добро и зло в согласии со своей оценкой собственного поведения применительно к культурным нормам.

Культура, выступая в форме Суперэго, подавляет эгоистичные требования, заставляя людей считаться с другими. Часто бывает, что противоречивые требования «Я» и общества выливаются в компромисс, который Фрейд назвал сублимацией. Она преобразует эгоистичные стремления в социально приемлемое поведение. Сексуальные желания, например, приводят к браку, тогда как агрессия выплескивается в соревновательных видах спорта.

Подведем итог и сформулируем ряд определений, с помощью которых можно охарактеризовать социализацию. Итак, социализация:

 Идентифицирует человека не только как «существо разумное», но и как «существо социальное».


 Способствует становлению социального «Я». Все человеческое поведение – прежде всего результат научения, или социализации.

 Является процессом приобретения статусов и обучения ролевому поведению. В широком смысле, социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация не одноразовый, а многоактный процесс, который продолжается всю жизнь. Поскольку с одной стороны, общество постоянно меняется, меняются его структура, цели, ценности, нормы. С другой стороны, меняется и человек – его возраст, взгляды, вкусы, статусы, роли.

Процесс социализации охватывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре:

 детство (от появления на свет до полового созревания) – освоение элементарных навыков человеческого общежития;

 юность (от 12–14 до 18–20 лет) – подготовка к активному трудовому периоду;

 зрелость (от 18–25 до 60 лет) – активный трудовой период;

 старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

Этими жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации:

 первичная (детская) социализация – этап младенческого возраста;

 вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования;

 социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи;

 социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей – в зависимости от уровня развития общества). Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей.

Вступая в новый жизненный цикл, человек должен многому научиться. Этот процесс распадается на два этапа, получивших в социологии название десоциализация и ресоциализация.

Десоциализация – это отучение от старых ценностей и норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – это усвоение новых ценностей, норм, ролей и правил взамен прежних. Десоциализация и ресоциализация – две стороны процесса вторичной (взрослой) социализации. В наиболее общей форме ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то, не совпадающее с нашим прежним опытом. Новый начальник, который требует работать по-иному, ресоциализирует нас. Такая ресоциализация является мягкой и незначительной модификацией уже знакомых нам процедур.