Файл: Учреждение высшего образования московский финансовопромышленный университет синергия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 1
Критерии и показатели готовности к обучению в школе
Критерии | Показатели | Баллы | Методика | Баллы |
Мотивационная готовность | Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» | 0-7 | «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер) | 0-22 |
Определение мотивов учения | 0-15 | И. Ю. Пахомова, Р. В. Овчарова | ||
Эмоциональная готовность | Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям | 0-7 | Исследование адаптации методом Люшера (Л. Н. Собчик) | 0-19 |
Определение уровня школьной тревожности | 0-12 | Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан) |
Результаты исследования уровней адаптации первоклассников представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индивидуальные результаты исследования уровней адаптации первоклассников к процессу обучения в школе
№ п/п | Имя участника исследования | Мотивационная готовность | Эмоциональная готовность | Общее кол-во баллов | ||
Беседа о школе | Учебная мотивация | Эмоциональное отношение к школьным ситуациям | Школьная тревожность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Роман | 6 | 9 | 5 | 8 | 28 |
2 | Виктория | 5 | 10 | 5 | 9 | 29 |
3 | Екатерина | 6 | 11 | 5 | 7 | 29 |
4 | Дарья | 4 | 8 | 6 | 10 | 28 |
5 | Вячеслав | 6 | 14 | 5 | 10 | 35 |
6 | Яна | 3 | 7 | 4 | 8 | 22 |
7 | Андрей | 6 | 13 | 5 | 9 | 33 |
8 | Ира | 3 | 7 | 2 | 6 | 18 |
9 | Артем | 5 | 9 | 5 | 7 | 26 |
10 | Даниил | 7 | 14 | 6 | 9 | 36 |
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11 | Мария | 5 | 6 | 4 | 5 | 20 |
12 | Елена | 7 | 14 | 6 | 12 | 39 |
13 | Денис | 3 | 4 | 3 | 4 | 14 |
14 | Александр | 5 | 8 | 4 | 9 | 26 |
15 | Настя | 3 | 7 | 4 | 8 | 22 |
Исходя из полученных результатов диагностики готовности первоклассников к процессу обучения в школе, мы можем сделать следующий вывод:
20% (3 человека) – Вячеслав, Даниил, Елена – адаптация проходит успешно, на высоком уровне. Детям в школе нравится, учатся они с удовольствием, ответственно выполняют все задания и поручения, которые дает педагог. Эмоциональное состояние в норме, преобладает хорошее настроение. Отношение к одноклассникам, учителю и в целом к школе положительное. Поводов для беспокойства нет.
67% (10 человек) – Роман, Виктория, Екатерина, Дарья, Яна, Андрей, Артем, Мария, Александр, Настя – адаптация к школе проходит на среднем уровне. В целом дети с удовольствием посещают школу, им нравится учиться, но у ребят могут возникнуть трудности в усвоении учебной программы из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания педагога. Так же может быть наличие некоторых проблем в усвоении школьных норм и правил поведения. Школа привлекает их тем, что в ней весело, интересно, много ребят, а не собственно учебной деятельностью, а это означает, что у них может быть не сформирована позиция школьника. Средний уровень адаптации характеризуется тем, что дети могут проявлять низкую концентрацию внимания, на уроках часто отвлекаться на посторонние вещи. Для них необходимо, чтобы учитель лично обратился, лично сказал, что нужно делать, иначе он может и не начать выполнять задание. Ребенок начинает 37 действовать самостоятельно после помощи или просто эмоциональной поддержки педагога.
13% (2 человека) – Ира, Денис – адаптация протекает на низком уровне. У детей может преобладать плохое настроение и отрицательные эмоции. Эти дети чаще всего на уроках отказываются выполнять задания, которые дал учитель, заняты посторонними делами, отвлекают соседа по парте. Если учебная деятельность не интересна ребенку, то она его и не привлекает. Дети с низким уровнем адаптации по утрам отказываются идти в школу, не хотят учиться. Возможны проблемы в поведении, нарушение и несоблюдение школьных норм и правил. У таких детей часто встречаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, не исключено и отрицательное отношение к педагогу.
Рисунок 1. Результаты исследования уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе
Подводя итог проведенному исследованию всех приведенных этапе диагностик, можно сделать следующие выводы:
в целом у первоклассников преобладает положительное отношение к новому детскому коллективу, учителю и школе в целом;
позиция школьника у большинства детей сформирована, что также говорит о положительной динамике в процессе адаптации;
первоклассникам хочется больше играть, нежели усердно заниматься на уроках, так как учебная деятельность является для них совершенно новой деятельностью;
из-за высокой физической утомляемости и двигательной активности, недостаточной концентрированности внимания существуют незначительные проблемы в усвоении учебной программы.
Не у всех первоклассников процесс адаптации протекает успешно. Для поддержки обучающихся в социально-психологической адаптации к процессу обучения в школе разработана развивающая программа «Я - первоклассник!».
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение социально-психологической адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований педагога и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения на уроках и переменах;
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения;
4. Развитие познавательных психических процессов;
5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с учителями;
6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности;
7. Профилактика школьной дезадаптации.
Групповое занятие с элементами психологического тренинга является основной формой работы. Содержание групповой работы составляют упражнения с элементами арт-терапии, психотехнические упражнения, игры, релаксационные методы, психогимнастика, продуктивно-творческая деятельность.
Программа состоит из 4 разделов:
1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни (7 часов)
Вводное: С днем рождения, группа. Я и мое имя. Школьные правила. Собираем портфель. Школьные оценки. Подсказки и списывание. Что такое хорошо?
2. Развитие эмоционально-волевой сферы (10 часов)
Мои эмоции. Мое настроение. Радость – одна на всех. Чудо-дерево. Наши страхи. Грусть и печаль. Я контролирую себя. Слушай команду. Волшебная клетка. Планета эмоций.
3. Развитие коммуникативных умений и навыков (7 часов)
Что такое общение? Путешествие в страну «Понимание». Я – доброжелательный. Волшебные средства взаимопонимания. Драки и обида. Мы поссорились и помирились. Застенчивость и Уверенность.
4. Заключительная часть (2 часа)
Дерево дружбы. Игра-путешествие «Что я знаю про свою школу».
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) Структура каждого занятия включает в себя: вступление, приветствие, разминка, основная часть, заключительная часть, прощание. Ожидаемый результат обучения по данной программе предполагает успешное течение социально-психологической адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.
Конспекты занятий представлены в Приложении 5.
Выводы
В процессе практики исследованы проблемы адаптации первоклассников к школе.
Целью исследования являлось выявление уровня адаптации первоклассников к процессу обучения в школе для разработки программы деятельности учителя по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе. Для этого были использованы следующие методики:
1. Определение сформированности «Внутренней позиции школьника» «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер);
2. Определение мотивов учения (И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова);
3. Исследование адаптации методом Люшера (Л.Н. Собчик);
4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).
Были получены следующие результаты: 20% (3 учащихся) – адаптация проходит на высоком уровне, поводов для беспокойства нет; 67% (10 учащихся) – адаптация к процессу обучения проходит на среднем уровне, в целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя; 13% (2 учащихся) – адаптация протекает на низком уровне, в школе преобладают отрицательные эмоции и плохое настроение, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.
Для того чтобы процесс адаптации у первоклассников прошел еще успешнее, разработана программа деятельности учителя по адаптации первоклассников к процессу обучения в школе.