Файл: Программа дисциплины современный русский литературный язык. Синтаксис Организационнометодический раздел Цель и задачи курса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Вот умчались куда-то опять, а я тут сиди, трудись (А. Ананьев).
Задание 2.
В какую синонимическую парадигму входят следующие предложения:
1) На площади строители возводят здание театра.
2) В читальне не разрешали громко разговаривать.
3) Взрыв раздробил стену.
4) Из щелей дует ветер.
5) Могу я войти.
Задание 3.
Образуйте все возможные реализации с замещением, усложнением схемы предложения Костер погас.
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 744-763.
2. Русская грамматика. – М., 1982. – Т. 2. – С. 98-123.
Дополнительная
3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973. С. 196-226.
4. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. М., 1972. – С. 112-135.
5. Москальская О.И. Проблемы системного описания синтаксиса. М., 1974. – С. 98-134.
6. Костинский Ю.М. Вопросы синтаксической парадигматики // Вопросы языкознания. – 1965. - № 5.
7. Шведова Н.Ю. Вопросы описания структурных схем простого предложения // Вопросы языкознания. – 1973. - № 4.
Занятие № 16
(лабораторное)
Тема: | Типы простого предложения. Структурная схема. Парадигма предложения. |
Цель: | Выработать навыки определения структурной схемы предложения и его парадигмы (системы форм предложения, выражающих предикативность). |
Литература:
1. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., Высшая школа, 1999, С. 716-763.
2. Русская грамматика. М., Наука, 1980. Т. II. С. 98-123.
3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. §§ 21-27.
4. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее. § 9.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое структурная схема предложения.
2. Каковы основные подходы к пониманию структурной схемы предложения: 1) структурная схема как предикативный минимум; 2) структурная схема как номинативный минимум.
3. Основные типы структурных схем: свободные, фразеологизированные; двухкомпонентные, однокомпонентные; раздельнопредикатные, слитнопредикатные; с формально уподобленными главными членами, с формально неуподобленными главными членами.
4. Распространители структурных схем (до номинативного минимума).
5. Вопрос о парадигме предложения в современной синтаксической науке. Парадигма как система форм одной структурной схемы предложения.
Задания
1. Запишите минимальные структурные схемы предложений. В предложениях с формально уподобленными главными членами установите их общие грамматические категории.
1) Окна запотели. 2) На дворе луна. 3) Ты стоишь без цели у окна. 4) День был жаркий, светлый, лучезарный. 5) Стремление к отысканию общих начал в частных явлениях – коренное свойство человеческого ума. 6) Возвращаться опасно. 7) Лес – в зимнем уборе. 8) Стоять под стрелой крана – рисковать жизнью. 9) Ходить по газонам запрещается.
2. Сопоставьте формальные парадигмы следующих предложений:
1) На лугу пестреют цветы. 2) По радио передают последние известия. 3) Смеркается. 4) Ночь.
Занятие № 17
(практическое)
Семантическая структура предложения.
I. Теоретическая часть
1. Смысловая организация простого предложения как объект синтаксиса и способы ее описания.
2. Объективные и субъективные смыслы в значении предложения. Диктумная семантика и ее компоненты: пропозитивный, припропозитивный.
3. Способы описания объективного содержания предложения в современной синтаксической науке. Понятие пропозиции.
4. Типы пропозиций: событийные, логические. Особенности их структуры и обозначения.
5. Структура пропозиции: предикат, актанты. Пропозиции нуль-местные, одноместные, неодноместные.
6. Номинативные возможности пропозиции. Лексика предикатная и непредикатная; непредикатная лексика в предикатной позиции.
7. Способы выражения пропозиций: предикативные конструкции, непредикативные конструкции. Роль обособленных компонентов в выражении пропозитивного смысла.
II. Практическая часть
Задание 1.
Сопоставьте подходы Т.П. Ломтева и В.Г. Гака к исследованию информативной семантики предложения. Как соотносятся эти подходы друг с другом? Источники указаны в списке рекомендуемой литературы.
Задание 2.
Изучите словарную статью «брать» в толковом словаре. Сколько предикатов «брать», по Вашему мнению, имеется в семантической системе русского синтаксиса? Составьте по одному предложению с каждым из предикатов.
Задание 3.
Используя различные синтаксические способы и средства, составьте ряд обозначений диктума, представленного в предложении
В комнатах стоял зеленоватый полусвет от листвы. Чем различаются эти обозначения?
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – §§ 53-56; 58-61.
2. Ломтев Т.П. Структура предложения в современном русском языке. М., 1979. – С. 26-35.
3. Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики – 1972. – М., 1973. – С. 363-366.
4. Прияткина А.Ф. Русский язык: синтаксис осложненного предложения. М., 1990. – С. 124-125; 117-138.
Дополнительная
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М., 1976. – С. 5-20; 205-356.
4. Русская грамматика. М., 1980. – Т. 2. – С. 123-136.
6. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. – С. 43-46.
7. Семантические типы предикатов. М., 1982.- С. 7-85.
8. Шмелева Т.В. Предложение и ситуация // Филологические науки. – 1983. - № 3. – С. 42-48.
9. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. М., 1988. – С. 430-432.
Занятие № 18
(практическое)
Модусные смыслы высказывания
I. Теоретическая часть
1. Высказывание как единица непосредственно-коммуникативного синтаксиса. Высказывание с точки зрения содержания и выражения.
2. Аспекты исследования высказывания: модусный и актуальный.
3. Актуализационные смыслы высказывания, их выражение, реализация и роль в текстообразовании.
4. Квалификационные модусные смыслы высказывания: обязательные: целеустановочный, авторизационный, персуазивный. Их выражение: факультативный, оценочный. Реализация квалификативных смыслов и их роль в текстообразовании.
5. Социальный аспект модусного смысла. Выбор обращения, форм «ты»/»вы», пропозитивных и других номинаций.
II. Практическая часть
Задание 1.
Какие стороны языковой действительности «покрывают» определения высказывания, представленные в следующих источниках: учебник под ред. В.А. Белошапковой (С. 810), Русская грамматика – 80 (§§ 1891-1892), Сиротинина О.Б. (§§ 61, 51). Почему О.Б. Сиротинина вводит понятие «коммуникант»?
Задание 2.
Проанализируйте обращения, представленные в публикациях газеты «Бийский рабочий» (выписать в контексте). Какие социальные факторы определяют выбор формы и номинации обращения.
Рекомендуемая литература
Обязательная
1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – §§ 56-58.
2. Русская грамматика. М., 1980. – Т. 2. – §§ 2190-2230; 2058-2065.
3. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980.
4. Прияткина А.Ф. Русский язык: синтаксис осложненного предложения. М., 1990. – С. 164-170.
Дополнительная
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. – С. 109-132.
6. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973. – С. 263-278.
7. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1982. – С. 54-73.
Занятие № 19
(лабораторное)
Тема: Информативная семантика предложения и текст
Цель: Наблюдение над функционированием пропозиции.
Литература
1. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М., Высшая школа, 1999. с. 480-485.
2. Гак В.Г Повторная номинация на уровне предложения // Синтаксис текста. Под ред. Г.А. Золотовой. М., Наука, 1979, с. 91-102.
Вопросы для самопроверки
1. Пропозиции, их типы и средства выражения.
2. Актантный состав пропозиции, способы и средства выражения актантов.
3. Сирконстантный состав пропозиции, способы и средства выражения сирконстантов.
4. Каковы закономерные связи в диктуме? Каковы закономерности выбора способов и средств выражения диктумного содержания? На основе анализа сформулируйте вывод о характере объективной семантики текста и ее выражения.
Задания
Подберите связный текст, состоящий из 5-7 предложений (простых и сложных).
1. Установите, моно- или полипропозитивными являются простые предложения.
2. Охарактеризуйте выражение, структуру и значение каждой пропозиции.
3. Определите, контактны или неконтактны взаимодействующие предложения.
Занятие № 20
(практическое)
Актуальные смыслы высказывания
I. Теоретическая часть
1. Актуальный аспект высказывания. Сущность актуального членения высказывания.
2. Средства оформления актуального членения. Актуальная парадигма высказывания.
3. Вопрос об актуальном членении разных типов высказываний.
4. Тема высказывания как компонент его актуального членения. Средства выражения темы. Типы тем. Роль темы в текстообразовании.
5. Рема высказывания как компонент его актуального членения. Средства выражения ремы. Типы рем. Роль ремы в текстообразовании.
II. Практическая часть
Задание 1.
В диалогах рассказа В.М. Шукшина «Волки» (диалоги выписать) пронаблюдайте, как предшествующая реплика определяет актуальное членение высказывание последующей реплики. Чем определяется выбор средств актуального членения?
Задание 2.
Проанализируйте (письменно) по схеме «Анализ коммуникативной структуры предложения» подчеркнутое предложение: Коня взял к себе мельник Панкрат. Панкрат вылечил коня. Конь остался на мельнице (По К.Г. Паустовскому).
Рекомендуемая литература
Обязательная