Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, развиваясь под сенью собора, живя и ночуя в нем, почти никогда его не покидая и непрерывно испытывая на себе его таинственное воздействие, Квазимодо в конце концов стал на него похож; он словно врос в здание, превратился в одну из его составных частей... Можно почти без преувеличения сказать, что он принял форму собора, подобно тому как улитки принимают форму раковины. Это было его жилище, его логово, его оболочка. Между ним и старинным храмом существовала глубокая инстинктивная привязанность, физическое сродство...”

Бамбергский кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия в Германии

Немецкая готическая архитектура обычно делится на три более или менее ясно различающихся между собой периода. При этом грань между ранней и высокой готикой не так ясна, как переход к своеобразным формам поздней готики. (ссылка 10 на источник 2, стр. 342)

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.

Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля.

Для Германии типично большое количество сооружений, воздвигнутых в переходном от романского к готическому стилю.

В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Немецкие города впервые выступили на историческую арену в 11 в. В течение двух следующих столетий они добились независимости и культурного подъема, который продолжался вплоть до 16 столетия. Так же как и в других странах Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным. На крепостных стенах возвышалось множество башен (иногда более ста).

Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях — в ратушах и гостиных дворах. Монументальные ратуши красноречиво говорят о могуществе и богатстве городских общин. Первые здания ратуш появились в 12 в. Их количество росло, по мере того как в борьбе против феодалов побеждали городские общины. В этих зданиях величие часто соединяется с художественной изысканностью. Из ратуш готического периода особенно знаменита ратуша в Брауншвейге, сквозные фронтоны которой напоминают большие окна соборов. В северной и северо-восточной Германии чаще встречаются кирпичные постройки, например ратуши в Люнебурге, Любеке, Ростоке и в других городах.


Скульптурное убранство готических фасадов в Германии было менее развито, чем во Франции. Некоторые большие сооружения, например собор в Лимбурге и церковь св. Елизаветы в Марбурге, почти совсем лишены наружных скульптурных украшений.

Скульптура сосредоточена обычно во внутреннем помещении храма. Это одна из типичных особенностей художественного мышления в Германии эпохи романского и в еще большей мере — готического стиля, проистекающих из общего понимания роли отдельной статуи по отношению к архитектурному целому.

Необычайно выпукло особенности немецкой готической скульптуры воплотились в ансамбле Бамбергского собора. Ему мне и хотелось бы уделить максимум внимания.

Бамбергский кафедральный собор Святого Петра и Святого Георгия — главный храм Бамберга, один из семи имперских соборов Германии.

Несколько последовательных архитектурных наслоений образуют здесь довольно Значительные различия стиля — от позднероманского до высокой готики. (ссылка 11 на источник 2, стр. 353)

Строительство собора началось в начале 11 века по указанию Генриха Святого. В 1081 году собор был повреждён пожаром. В 1111 году Отто Бамбергский освятил заново построенный собор. После ещё одного пожара, в конце 12 века началось строительство третьего по счету собора. Он был освящен 6 мая 1237 года.

В соборе находятся захоронения известных личностей, в том числе самого Генриха Святого, его жены Кунигунды, папы римского Климента II — единственного папы, похороненного в Германии, и первого короля Германии из династии Штауфенов Конрада III.

Сегодня Бамбергский кафедральный собор представляет собой образец смешения романской и готической архитектуры. Длина — 94 м, ширина — 28 м, высота здания 26 м. По углам построены четыре башни по 81 м высоты каждая. В башнях и в скульптурных композициях собора явно прослеживаются характерные черты готики.

Во время Второй мировой войны Бамберг практически не пострадал, восстановление собора не потребовалось. Собор — часть старого города, включённого в 1993 году во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Сегодня собор является выдающимся строением Бамберга, имеет 4 башни и отражает ситуацию, существовавшую в Германской империи в конце 12 - начале 13 века, а именно, переход от позднего романского стиля (восточная часть собора) к ранней готике (западная часть собора). Разница стилей особенно ярко выражена в чертах соборных башен.



На северо-восточной башне размещены башенные часы, которые изначально были первыми механическими часами и использовались для разделения времени на молитву и рабочей день. Эти часы были самым важным хронометром города Бамберг до 1954 года. В последующем часы заменяли.

Собор выделятся и четырьмя порталами, два из которых расположены с восточной стороны и два - на северном фасаде.

С восточной (центральной) стороны находятся врата Богоматери Марии и Адамовы врата, украшенные фигурами Стефана, Кунигунда, Генриха, Петра, Адама и Евы (сегодня в соборе представлены копии этих скульптур).

С северной (боковой) стороны находятся:

- ворота Святого Вита (Veitspforte) - наименее украшенный вход в собор. Стена портала разделена на три части; колонны украшены капителями в виде чашек и бутонов; в нижнем поле - четырехлистник с крестом;

- Княжьи врата или Портал принца (Fürstenportal) - главный портал Бамбергского собора. Его расположение с северной стороны нефа ориентировано на Соборную площадь.

В тимпане (арочная зона над порталом) находится тимпан с изображением Страшного суда, на двух стенках воронки пророки Ветхого Завета и апостолы Нового Завета помещены друг над другом. В архивольтах (внутри круглой арки) и по обе стороны портала на колоннах расположены скульптуры.

Данные врата открываются только по особым праздничным богослужениям, например, для процессии в праздник Тела Господня.

На протяжении своей долгой истории собор Бамберга был местом захоронения более или менее известных людей. Помимо императора и папы, здесь были похоронены несколько епископов, потому что каждый епископ имел право быть похороненным в своей епископальной церкви. Гробницы в стиле барокко были сняты в 19 веке и перенесены в церковь бывшего Михайловского монастыря.

При последнем обновлении собора, были сделаны изменения в соответствии с начатой Вторым Ватиканским Собором литургической реформой: главный алтарь (престол) с восточной апсиды был перенесен в западную. Таким образом, хор есть на каждом конце собора.

Восточный алтарь, возвышенный из-за наличия под ним склепа, посвящен святому Георгию.

Под восточной апсидой находится склеп (Восточная крипта), представляющий собой трехнефный зал. Это самая старая часть сегодняшнего собора.


В крипте находятся гробницы, которые были перенесены в неё из восточных хоров и центрального нефа.

Купель в крипте и сегодня используется для крещений.

Главный алтарь и амвон были созданы мюнхенским мастером Клаусом Бакмундом. Основание алтаря выполнено из песчаника, доска алтаря со всех сторон выступает над основанием и украшена бронзовыми панелями с изображениями Христа.

Центральный неф собора соединяет восточный и западный хоры и составляет около трети общей длины церкви. С обеих сторон нефа есть боковые проходы.

В данной части собора выделяются:

- гробница святой императорской четы - Генриха II и его супруги, святой императрицы Кунигунды. Гробница является местом памяти и поклонения, на протяжении веков привлекающая к себе внимание паломников и почитателей.

На покрытие саркофага изображена святая чета, а по бокам 5 рельефов, сцены из жизни обоих правителей;

-кафедра, горельефы в аркадах которой изображают Христа и четырех евангелистов;

- орган. В 1415 году в Бамбергском соборе появился первый орган и уже тогда органная музыка была визитной карточкой праздничных церковных служб.

Сегодняшний орган был установлен в 1976 году. Ежегодно проводится около 40 концертов с участием соборного органа;

- Кирхгаттендорферский алтарь (Kirchgattendorfer Altar), который изображает Марию с нимбом, окруженную святой Екатериной Александрийской с мечом и Варварой с чашей и пером. Внутренняя сторона боковых створок алтаря украшена сценами из жизни Марии и детства Иисуса: Благовещение, рождение Иисуса, Мария и Елизавета, Мария и три святых волхва. В основании триптиха - смерть Марии.

- алтарь Рименшнайдера (Riemenschneider-Altar), собранный в из различных скульптур. В нем нет алтарного стола;

- часовня святого причастия (Sakramentskapelle) - небольшая часовня в боковом проходе.

Неугасающая лампада над порталом указывает на то, что в часовне находится ларец, в котором хранятся священные просвиры. Картина четок приписывается Лукасу Кранаху;

- картины Крестного пути, созданные Феликсом Баумхауером.

- фрески, эпитафии и скульптуры, самой известной из которых является Бамбергский всадник (Bamberger Reiter) - старейшая из сохранившихся реалистичных средневековых конных скульптур из камня, а также самое значимое и известное произведение искусства, украшающее Бамбергский собор.


Всадник был создан около 1235 года неизвестным мастером. Также неизвестно, кого изображает скульптура. Существует версия, что корона указывает на короля, а балдахин - на святого, поэтому фигура представляет Стефана Венгерского, канонизированного первого христианского венгерского короля, который, согласно легенде, крестился в Бамбергском соборе. Также предполагалось, что это Конрад III, Константин Великий, один из трех царей-волхвов, или просто символическое воплощение средневекового рыцаря.

Скульптура размещена на северной колонне у входа в восточный хор. Об этой скульптуре, в контексте готического искусства Средневековья, мы более подробно поговорим немного позже.

В трансепте собора расположены:

- алтарь Марии Вайта Штосса (Veit-Stoß-Altar).

В центре представлено рождение Иисуса, слева - бегство Марии и Иосифа с младенцем в Египет и внизу - поклонение волхвов Младенцу, справа - рождение Марии, под ним - представление Иисуса во Храм.

Данный алтарь прежде был главным алтарем кармелитской церкви в Нюрнберге. Сын нюрнбергского резчика по дереву Вайт Штосс и Андрес Штоссс, который позднее стал настоятелем кармелитского монастыря в Бамберге, около 1530 года перевез составлявший часть большого ансамбля алтарь из протестантского Нюрнберга в Бамберг.

Короб и створки выполнены из ели, резные скульптуры из липы. Изначально алтарь был медового оттенка, но в результате консервационных работ 19 века потемнел. Алтарь Марии был передан собору капитулом бамбергской церкви Богоматери.

- Георгиевский алтарь или алтарь Георгия (Georgenaltar), который сохранился только фрагментально.

О Георге создано много легенд. Самая известная - его борьба с драконом.

Большинство сцен алтаря показывает различные средневековые сцены пыток, которыми был до смерти замучен Георг.

Святой Георг был очень почитаем императором Генрихом II и даже сегодня считается покровителем собора и города Бамберга;

- Мюльхаузнер алтарь (Mühlhausener Altar). Его еще называют алтарем Марии.

Мария представлена как мать господа, небесная королева и лунная мадонна. На Боковых створках изображены сцены из жизни Марии: слева - Благовещение и изображение в храме, справа - рождение Христа и поклонение трех святых волхвов.