Файл: Введение актуальность данного исследования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первоначальный вид этого богато орнаментированного портала известен лишь по гравюре, датируемой 1617 годом, поскольку во время Французской революции он был почти полностью разрушен. На левом тимпане сохранилась сцена «Успение Богоматери» (1220 год). На перемычке под ней некогда было изображено «Положение Богоматери во гроб», а на перемычке под правым тимпаном портала — «Вознесение» и «Вручение пояса Богоматери святому Фоме» (сегодняшние фигуры на перемычках — реконструкции XIX века). Правый тимпан до сих пор украшает «Коронование Богоматери». На откосах дверей некогда находились статуи 12 апостолов.

Южный (романский) портал кажется скромным по сравнению с готическими западными и северным. Однако именно его украшают произведения (ок. 1230 г.), которые искусствоведы по справедливости считают вершиной готической скульптуры, — статуи «Церковь» и «Синагога», обрамляющие портал, соответственно, слева и справа. Эти скульптурные изображения, оригиналы которых хранятся в страсбургском Музее Нотр-Дам, были заменены на фасаде собора копиями. Между входами портала помещена статуя царя Соломона (реконструкция XIX века) на троне судьи и над ним — поясная статуя Христа.

Необычно, что аллегорические статуи Церкви и Синагоги повернуты лицом друг к другу и к центральной фигуре двухчастного портала — Соломону. Дело в том, что обычно женские фигуры, аллегорически представлявшие христианство и иудаизм, изображались в споре друг с другом, причем Синагога, олицетворение иудаизма, представала униженной и поверженной. В Страсбурге этот конфликт разрешился гораздо более мирно.

Противопоставление торжествующей Церкви и поверженной Синагоги неоднократно привлекало средневековых ваятелей. Изображение этих аллегорических фигур впервые — распространенный сюжет соборной пластики XII и XIII веков (такова была иконографическая трактовка Песни Песней Соломона). Женщина, олицетворяющая Церковь, застыла в напряженной позе с горделиво выпрямленной спиной, она уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. В левой руке у нее чаша Крови Христовой. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой, величавой. Голова увенчана короной. Синагога наделена атрибутами, которые подчеркивают победу над нею Церкви: древко знамени, которое она держит, сломано, скрижали выпадают из рук, глаза завязаны (повязка –
символ духовной слепоты). Ее фигура, напротив, зыбкая и ломкая, мотив сломанного копья резонирует в изгибе тела, в ломких линиях левой руки, из которой выпадают скрижали Завета. Статуя «Синагога» считается вершиной страсбургской скульптуры XIII века и одним из величайших шедеверов готического искусства.

У аллегорических женских фигур Церкви и Синагоги особенно тонкие длинные платья, облегающие тело, словно шелк, «скроенные» по моде французского двора. Такие изображения одежды появились в Страсбурге даже раньше, чем в Бамберге, и, возможно, вообще впервые в Германии.

Соломон изображен здесь не только в своей традиционной функции мудрого судьи, но и как предтеча Небесного Жениха.

Легендарная мудрость Соломона, которую он проявил в разрешении спора двух матерей (это был спор женщин за право владеть ребенком, которого каждая называла своим; Соломон распорядился разрезать ребёнка пополам, но настоящая мать спасла дитя, отказавшись от него; об этом споре напоминают две небольших скульптуры на пьедестале, на котором восседает Соломон), поможет ему в конце времен примирить Церковь и Синагогу и объединить их «в любви к Божественному Жениху».

Также на южном фасаде, на первом ярусе, находится красивый циферблат — наружная часть находящихся в соборе астрономических часов. Под циферблатом расположена относительно современная скульптура Богоматери с Младенцем.

В нижней части второго яруса тянется ажурная галерея конца XV века, в центре которой расположены солнечные часы, украшенные фигурой человечка (1493 год). Чаще всего этого персонажа называют «астрологом». Автор этой скульптуры — позднеготический скульптор из немецкого города Зинсхайма Конрад Зифер (Conrad Sifer von Sinsheim), который до приезда в Страсбург работал в готической церкви Св. Георгия в эльзасском городе Селеста (именно этому мастеру приписывают барельеф «Плат Вероники», украшающий изнутри северный боковой портал этой церкви). Над фигуркой астролога ранее помещалась скульптура св. Арбогаста, одного из покровителей Эльзаса. Есть мнение, что Конрад Зифер поставил на этих солнечных часах свой автограф, монограмму скульптора. Дело в том, что значок около отметки пяти часов дня якобы напоминает инициалы S и K или S и R.



В верхней части южного фасада разместились две розетки XIII века. Что же касается треугольного навершия, обрамленного двумя башенками, то оно относится к XIX веку.

Немного сбоку, с левой стороны от южного портала, можно увидеть статую девушки с классическими атрибутами скульптора. Согласно легенде, эта юная девушка была дочерью уже знаокмого нам мастера Эрвина (Эрвина из Штейнбаха), и звали ее Сабина (Sabina von Steinbach). Сабина была умелым скульптором и каменотёсом и якобы участвовала в строительстве Страсбургского собора. Мастер Иоганн (Жан) фон Штейнбах, продолживший работу над соборной башней после смерти своего отца мастера Эрвина, был, соответственно, ее братом.

Нам точно неизвестно, какую роль сыграла Сабина в работе над скульптурным украшением собора, но знаменитые скульптуры «Церковь» и «Синагога» зачастую приписывают именно ее резцу (кто-то даже говорит, что Синагога — это ее автопортрет). Кроме того, известно, что на (ныне утерянном) свитке в руке у св. евангелиста Иоанна была латинская надпись: «Благодарение набожности этой женщины, Сабины, которая придала мне форму, вытесав из твёрдого камня».

Тут же рядом, у южного фасада Страсбургского собора, находится и памятник отцу Сабины, мастеру Эрвину из Штейнбаха (скульптура XIX века).

Эрвин тоже, по всей видимости, занимался проектированием южного фасада. Здесь его резцу принадлежат несколько статуй, во всяком случае считается, что именно он создал некогда находившиеся здесь фигуры 12 апостолов.

Строительство западного фасада началось около 1270 года. Одной из его отличительных особенностей являются ажурные аркатуры, находящиеся перед несущими стенами и придающие его каменной отделке кружевной вид. Искусствоведы назвали их «каменными арфами» (harpes de pierre/Наrfenmasswerk).

Главный фасад собора богато орнаментирован. Он состоит из трех порталов, на фронтонах которых изображены картины из жизни Христа и сцены Страшного суда.

Центральной точкой центрального (западного) фасада собора в Страсбурге является филигранная готическая розетка, приписываемая знаменитому мастеру Эрвину Штейнбахскому (Эрвину фон Штайнбаху) (Erwin von Steinbach).


Помимо этого, центральный фасад украшен многочисленными скульптурами. Так, над центральной розеткой находится великолепная галерея апостолов, взирающих на установленные в нишах первого и второго ярусов конные статуи монархов.

Там же находится группа Вознесения с играющими на трубах ангелами, образующими особенно изящный ансамбль.

В нишах первого и второго ярусов, над центральным фасадом собора, установлены, как было упомянуто, конные статуи прославленных монархов: основателя Франкского королевства Хлодвига, его близкого родича Дагобера и дальнего — Людовика XIV, а также уважаемого эльзасцами императора Рудольфа Габсбурга, который был братом епископа Вернера и щедрым покровителем Кольмара и Страсбурга (это скульптуры первого яруса).

На втором ярусе находятся конные статуи Пипина Короткого, Карла Великого, Отто I и Генриха I. Всего на соборе установлены статуи двадцати монархов (почти все они конные). Все они были разрушены во время Великой французской революции и восстановлены в XIX веке.

Именно центральный фасад, и особенно его центральный (западный) портал (врата), привлекает основное внимание зрителя. Здесь представлена самая настоящая «библия в камне»: множество историй, сюжетов и персонажей из Ветхого и Нового завета.

Основная тема этого портала — Страсти Христовы. Здесь представлены сцены Входа в Иерусалим, Тайной вечери, Взятия под стражу, Бичевания, Несения креста, Распятия, Сошествия во ад, Воскресения.

На охватывающих тимпан изгибах свода (voussures) — архивольтах — представлены сцены из Ветхого и Нового Завета. На столбе в центре портала расположена современная статуя Богоматери с Младенцем, которая напоминает нам о том, что Страсбургский собор освящен в честь Девы Марии.

Еще одна статуя Богоматери находится над тимпаном (бородатая голова над ее троном изображает Бога-Отца). Чуть ниже мы видим статую Соломона, восседающего на троне, окруженном 12 музицирующими львами (символизирующими колена Израилевы: лев был эмблемой колена Иуды).

Опоры арок северного (левого) портала центрального фасада украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ.


На южном (правом) портале центрального фасада изображен классический сюжет о мудрых и неразумных девах (Евангелие от Матфея 25:1-13)(ссылка 15, источник 34). Мудрые девы держат в руках наполненные маслом лампы и открытые скрижали Завета; рядом с ними стоит Небесный Жених, символизирующий Иисуса.

Неразумные девы держат в руках перевернутые потухшие лампы и свернутые скрижали Завета. Рядом стоит улыбающийся Искуситель — Дьявол в облике соблазнительного молодого человека.

У Искусителя в руках яблоко, а по спине ползают жабы, змеи и прочие рептилии (чего наивные девы, как и большинство туристов, не замечают). Справа от Искусителя стоит молоденькая девушка, которая подносит руку к своему платью, готовая его снять. Искуситель и неразумные девы — пожалуй, самые известные статуи Страсбургского собора.

Надо отметить, что практически все статуи, украшающие сегодня собор, являются копиями. Большинство оригиналов хранится в расположенном со стороны паперти музее Нотр-Дам. Другие хранятся внутри дамбы Вобана.

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

Как и южный, этот боковой портал северного фасада Страсбургского собора находится на уровне трансептов. Это самый поздний портал Страсбургского собора (он относится к концу XV века).

Северный портал носит название портала Св. Лаврентия (portail Saint-Laurent) и открывает вход в капеллу Святого Лаврентия. Портал выполнен в стиле поздней готики по проекту архитектора Жака де Ландсхута (Jacques de Landshut) и оплетен, словно фантастическими извивающимися растениями, прекрасными каменными орнаментами.

Портал Св. Лаврентия украшен скульптурной композицией, изображающей мученичество святого Лаврентия (Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело). Портал изображает самого Лаврентия, а также двух его палачей, которые укладывают тело святого на решётку, и еще одного мучителя, который разжигает огонь.

На колонне слева от портала Св. Лаврентия находится скульптурная группа, изображающая Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов. На колонне справа —