Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1338
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности. Используя данные табл. 17.8, сделаем этот расчет по изделию А (табл. 17.12).
Таблица 17.12
Расчет влияния факторов второго порядка на изменение уровня рентабельности изделия А
Фактор | Изменение цены, руб. | Изменение рентабельности, % |
Качество продукции | +450 | +11,25 |
Рынки сбыта продукции | -400 | -10,00 |
Изменение цен в связи с инфляцией | +150 | +3,75 |
Итого | +200 | +5,00 |
Затем надо установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.
Примерно так же производится факторный анализ рентабельности продаж (оборота). Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Rоб = . (17.5)
Расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:
Rпл = × 100 = 18,8 %
Rусл1 = × 100 = 18,9 %
Rусл2 = × 100 = 21,6 %
Rф = × 100 = 19,3 %
∆Rобщ= Rф Rnл = 19,3 18,8 = +0,5%,
в том числе:
∆RУд = Rусл1 Rпл= 18,9 18,8 = +0,1%,
∆Rц = Rусл2 Rусл1 = 21,6 18,9 = +2,7%,
∆Rс =Rф Rусл2= 19,3 21,6 = -2,3%.
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
Rобщ = . (17.6)
По данным табл. 17.11 рассчитаем их влияние на изменение уровня рентабельности по изделию А:
Rпл = × 100 = 20,0 %
Rусл = × 100 = 23,1 %
Rф = × 100 = 13,5 %
ΔRобщ = Rф – Rпл = 13,5 – 20,0 = –6,5 %
∆Rц= Rусл Rпл= 23,1 20 = +3,1%,
∆Rс = Rф Rусл = 13,5 23,1 = -9,6%.
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL)зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде
R = . (17.7)
Для расчета влияния факторов на уровень рентабельности нужно иметь следующие исходные данные:
| План | Факт |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | 17 900 | 19 296 |
Внереализационные финансовые результаты, тыс. руб. | 600 | 704 |
Сумма балансовой прибыли, тыс. руб. | 18 500 | 20 000 |
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала, тыс. руб. | 48 845 | 50 000 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 95 250 | 99 935 |
Коэффициент оборачиваемости капитала | 1,95 | 2,0 |
Используя эти данные и данные табл. 17.3, произведем расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности капитала способом цепной подстановки:
= = 37,9 %,
= = 38,1 %,
= = 43,3 %,
= = 38,8 %,
=
= 39,0 %,
= = 40,0 %,
Общее отклонение от плана по уровню рентабельности составляет:
∆Rобщ = Rф Rnл = 40,00 37,90 = +2,1%
в том числе за счет:
∆Rуд= Rуслl Rпл= 38,10 37,90 = +0,20%,
∆Rц = Rусл2 Rуслl = 43,30 38,10 = +5,20,
∆Rс= Rусл3 Rусл2 = 38,80 43,30 = -4,50%,
∆Rвфр= Rусл4 Rусл3 = 39,00 38,80 = +0,20%,
∆RКоб = Rф Rусл4 = 40,00 − 39,00 = +1,00%.
Таким образом, план по уровню рентабельности перевыполнен в основном за счет повышения цен. Положительно повлияли также сдвиги в структуре товарной продукции, внереализационные результаты и ускорение оборачиваемости капитала. В результате повышения себестоимости продукции доходность капитала снизилась на 4,5%.
При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.
Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (1 - Кн), где Кн - коэффициент налогообложения (отношение всех налогов из прибыли к общей сумме балансовой прибыли).
При анализе показателя рентабельности, исчисленного на основании положительного чистого денежного потока, кроме налогового корректора, необходимо учитывать еще и изменение суммы амортизационных отчислений.
Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных активов, рекомендуем использовать факторную модель, предложенную М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом [5]:
,
где Р - прибыль от основной деятельности;
F - средняя стоимость основных фондов;
Е - средние остатки материальных оборотных средств;
N - выручка от реализации продукции;
P/N - рентабельность продаж;
F/N+ Е/N - капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);
S/N - затраты на рубль продукции;
U∕N, M∕N, А/N— соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.
Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов, характеризующих уровень интенсификации производства.
17.8. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности
Основные источники резервов роста прибыли и рентабельности. Методика их подсчета.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 17.3).
| | Резервы увеличения суммы прибыли | | | | ||||||||||
| | | | | |||||||||||
| | | | | | | | | | | | ||||
Увеличение объема реализации продукции | | | Повышение цен | | Снижение себестоимости продукции | ||||||||||
| | | | | | | | | | ||||||
| | | | | | | | ||||||||
Повышение качества товарной продукции | | Поиск более выгодных рынков сбыта | | Реализация в более оптимальные сроки |