Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1334

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


П = VРП (Ц – b) – А,(18.1)

где b - переменные затраты на единицу продукции,

А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в табл. 18.1.

Таблица 18.1

Данные для факторного анализа прибыли по изделию А

Показатель

План

Факт

Объем реализации продукции, шт.

5700

4850

Цена единицы продукции, тыс. руб.

5,0

5,2

Себестоимость изделия, тыс. руб.

4,0

4,5

В том числе переменные затраты, тыс. руб.

2,8

3,1

Сумма постоянных расходов, тыс. руб.

6840

6790

Прибыль, тыс. руб.

5700

3395

Ппл = VРПпл× (Цпл bпл) – Апл = 5700 × (5,0 − 2,8) − 6840 = 5700 тыс. руб.;

Пусл1 = VРПф × (Ц – b) – А = 4850 × (5,0 − 2,8) − 6840 = 3830 тыс. руб.;

Цусл2= VРПф × (Цф b) – Апл = 4850 × (5,2 − 2,8) − 6840 = 4800 тыс. руб.;

Пусл3 = VРПф × (Цф – bф) – А = 4850 × (5,2 − 3,1) − 6840 = 3345 тыс. руб.;

Пф= VРПф × (Цф – bф) – Аф = 4850 × (5,2 – 3,1) − 6790 = 3395 тыс. руб.

Общее изменение прибыли составляет

П
общ= 3395 – 5700 = -2305 тыс. руб.

В том числе за счет изменения: количества реализованной продукции

ПVРП= ПуслlПпл= 3830 – 5700 = -1870 тыс. руб.;

цены реализации

Цц = Пусл2 – Пуслl = 4800 – 3830 = +970 тыс. руб.;

удельных переменных затрат

Пb= Пусл3 Пусл2 = 3345 – 4800 = -1455 тыс. руб.;

суммы постоянных затрат

ПА = Пф – Пусл3= 3395 – 3345 = +50 тыс. руб.

Сравнив результаты расчетов по моделям (18.1) и (17.2), приведенные в табл. 17.4, нетрудно заметить, что они существенно различаются между собой. За счет уменьшения объема выпуска данного изделия и, как следствие этого, уменьшения объема продаж и роста его себестоимости предприятие получило меньше прибыли не на 850, а на 1870 тыс. руб.

Следовательно, рассмотренная методика позволяет более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

Методика анализа прибыли несколько усложняется вусловиях многопродуктового производства, когда, кроме рассмотренных факторов, необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию можно использовать следующую модель:

П = ∑ [VРПобщ × Удi(Цibi)] – А.(18.2)

Используя данные табл. 18.2, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки.

Вначале определим прибыль исходя из планового уровня всех факторных показателей:

Ппл =∑ [VРПобщ.пл× Удiпл(Цiпл – biпл)] – Апл =

= 5700 × (5,0 – 2,8) + 5600 × (6,0 – 3,6) + 2700 × (7,0 – 3,5)

+1900 × (7,5 – 3,75) – 24 655 = 17900 тыс. руб.

Затем рассчитаем сумму прибыли при изменении общего объема продаж, но при сохранении плановой его структуры и планового уровня остальных факторов:

Пусл1 = ∑[VPПобщ.ф × Удiпл× (Цiплbiпл)] - Апл =

= 5650 × (5,0  2,8) + 5550 × (6,0  3,6) + 2676 × (7,0  3,5) +



+ 1884 × (7,5  3,75)  24655 = 17525 тыс. руб.

Таблица 18.2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Вид продукции

Объем продаж, туб

Структура продаж

Цена,

тыс. руб.

Переменные затраты на изделие, тыс. руб.

Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. руб.

План

Усл. Г

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

А

5700

5650

4850

38,58

30,77

5,0

5,2

2,8

3,1







В

5600

5550

5300

35,22

33,63

6,0

6,1

3,6

3,5







С

2700

2676

3050

16,98

19,35

7,0

7,35

3,5

3,6







D

1900

1884

2560

11,95

16,25

7,5

7,8

3,75

3,744







Итого

15900

15760

15760

100

100









24 655

26490


* фактический объем продаж при его плановой структуре

После этого узнаем, какой будет прибыль при фактическом объеме и структуре продаж, но при плановом значении остальных факторов:

Пусл2 = ∑[VРПо6щ.ф× Удiф× (Цiплbiпл)]  Aпл =

= 4850 × (5,0  2,8) + 5300 × (6,0  3,6) + 3050 × (7,0  3,5) +

+ 2560 × (7,5  3,75)  24 655 = 19 010 тыс. руб.

Прибыль при фактическом объеме, структуре продаж и фактических ценах, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат составит:

Пусл3 = ∑[VРПобщ.ф × Удiф× (Цiфbiпл)] Апл=

= 4850 × (5,2  2,8) + 5300 × (6,1  3,6) + 3050 × (7,35  3,5) +

+2560 ×(7,8  3,75)  24 655 = 22 345 тыс. руб.

При плановой сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных факторных показателей прибыль равна:

Пусл4 = ∑[VРПобщ.ф× Удiф× (Цiфbiф)] Апл =

= 4850 × (5,2  3,1) + 5300 × (6,1  3,5) + 3050 × (7,35  3,6) +

+2560 × (7,8  3,744)  24655 =21131.тыс. руб.

Фактическая сумма прибыли составляет

Пф=∑[VРПобщ.ф× Удiф× (Цiфbiф)] - Аф=

= 4850 × (5,2  3,1) + 5300 × (6,1  3,5) + 3050 × (7,35  3,6) +

+2560 × (7,8 3,744) 26490 = 19296 тыс. руб.

Изменение суммы прибыли произошло из-за:

а) уменьшения общего объема продаж

ΔПVРП = Пусл1 Ппл = 17 525  17 900 = -375 тыс. руб.;

б) изменения структуры реализованной продукции

ΔПстр = Пусл2Пусл1 = 19 010  17 525 = +1485 тыс. руб.

в) изменения уровня отпускных цен

ΔПц = Пусл3 Пусл2 = 22 345  19 010 = +3335 тыс. руб.

г) изменения уровня переменных расходов

ΔПb = Пусл4 Пусл3= 21 131  22 345 = -1214 тыс. руб.

д) изменения суммы постоянных затрат

ΔПА = ПфПусл
4 = 19 296  21 131 = -1835 тыс. руб.

Итого +3120 тыс. руб.

Как видно из табл. 18.3, результаты факторного анализа прибыли по моделям (17.1) и (18.2) значимо различаются. По методике маржинального анализа прибыль в большей степени зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Таблица 18.3

Сравнительный анализ результатов факторного анализа прибыли, тыс. руб.

Фактор

Факторная модель

(17.1)

(18.2)

Объем продаж

-158

-375

Структура продаж

+536

+1485

Цены на продукцию

+3335

+3335

Себестоимость продукции

-2317

-3049

В том числе:







переменные затраты




-1214

постоянные затраты




-1835

Итого

+ 1396

+ 1396

Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.