Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1337

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 17.3. Блок-схема источников резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику (табл. 17.13) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

РПVРП= РVРПi × Пiфед.

Таблица 17.13

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции

Вид продукции

Резерв увеличения объема реализации, туб

Фактическая сумма прибыли за 1 туб, руб.

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

А

194

700

135,8

В

210

980

205,8

С

174

1790

311,4

D

106

2050

217,0

Итого





870,0

Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (табл. 17.14):

РПС = ∑(Р↓Сi(VРП+ Р↑VРПi)).

Таблица 17.14

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции

Резерв снижения себестоимости 1 туб продукции, руб.

Возможный объем реализации продукции, туб

Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

А

200

5044

1008,8

В

120

5510

661,2

С

100

3224

322,4

D

130

2665

346,6

Итого





2339,0


Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества товарной продукции. Он подсчитывается следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции (табл. 17.15):

РП = ∑(∆Удi × Цiпл) × (VРП+ Р↑VРПi).

Таблица 17.15

Резервы роста прибыли за счет улучшения качества продукции по изделию D

Сорт продукции

Отпускная цена за ед., руб.

Удельный вес, %

Изменение средней цены реализации, руб.

факт

возможный

+, -

Высший

8000

80

90

+ 10

+800

I

7000

10

10







II

6000

10




-10

-600

Итого



100

100



+200

В связи с увеличением удельного веса продукции высшего сорта и сокращением удельного веса II сорта средняя цена реализации изделия D возрастет на 200 руб., а сумма прибыли за возможный объем реализации - на 533 тыс. руб.

РП = +200 руб. × 2665 = 533 тыс. руб.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (табл. 17.16).

Таблица 17.16

Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

Источник резервов

Вид продукции

Всего

А

В

С

D

Увеличение объема продаж

135,8

205,8

311,4

217,0

870

Снижение себестоимости продукции

1008,8

661,2

322,4

346,6

2339

Повышение качества продукции

72,0

86,0




533,0

691

Итого

1216,6

953,0

633,8

1096,6

3900


Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (РП) и снижение себестоимости товарной продукции (РстрелкавнизС).Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:



где РR- резерв роста рентабельности;

Rв- рентабельность возможная;

Rф - рентабельность фактическая;

Пф- фактическая сумма прибыли;

РП - резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРП, - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Сiв - возможный уровень себестоимости i-x видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зф- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

Резерв повышения уровня рентабельности по изделию А:

= 21,20 – 15,55 = +5,65 %.

Резерв повышения уровня рентабельности капитала может быть подсчитан по формуле

,

где БП - балансовая сумма прибыли;

РБ - резерв увеличения балансовой суммы прибыли;

КLф - фактическая средне-годовая сумма основного и оборотного капитала;

Р↓КL - резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;

КLд - дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.

В заключение анализа финансовых результатов должны быть разработаны конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов и система осуществления мониторинга.

Глава 18. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

18.1. Понятие и значение маржинального анализа

Понятие маржинального анализа, его возможности, основные этапы и условия применения

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: "издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль" и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Предложен в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом под названием графика критического объема производства. Подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко [53], а позднее - А.П. Зудилиным [18].

В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности)широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет:

  • более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

  • определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

  • установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

  • исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

  • обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.


Проведение расчетов, основанных на соотношении "затраты — объем — прибыль", требует соблюдения ряда условий:

  • необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;

  • переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

  • постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.


18.2. Методика маржинального анализа прибыли

Сущность данной методики. Алгоритм расчета влияния факторов. Сравнительный анализ полученных результатов.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П = VРП (Ц С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель: