Файл: 1. Предмет и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24. Особенности развития общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте
С точки зрения Лисиной, основные мотивы общения ребенка со взрослыми связаны с его главными потребностями:

Потребность в впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт со взрослыми. Мотивы общения детей со взрослыми на познавательные темы обозначаются как познавательные. Взрослый выступает здесь как источник сведений и как организатор новых впечатлений для ребенка.

Потребность в активной деятельности присуща детям. Она становится источником побуждений для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые можно обозначить как деловые. Взрослый здесь представлен в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Потребность детей в признании и поддержке — это стремление ребенка к общению, потому что только в результате этой деятельности он может получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми. Взрослый человек рассматривается ребенком как особая личность, член общества, представитель определенной его группы. Поэтому ведущий мотив общения может быть обозначен как личностный.

В результате исследований были выделены четыре основные формы общения:
— ситуативно-личностная;
— ситуативно-деловая;
— внеситуативно-познавательная;
— внеситуативно-личностная.

Общение дошкольника, по мнению Лисиной, отличается внеситуативным характером. Мотив общения — познавательный, т.е. ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение, — потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится-речь.

В конце дошкольного возраста содержанием общения становятся взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей
, т.е. мотив общения — личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Ведущие средства — речевые.
В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С четырех лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина этого в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения.

Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является его отношение к сверстнику, а именно: интерес к нему, наличие просоциальных (бескорыстных, помогающих) действий, сопереживания.

Традиционно выделяется три стороны общения, которые определяют развитие взаимодействия со сверстниками:

1. Коммуникативная сторона общения определяется потребностями, которые лежат в основе той или иной формы общения на протяжении дошкольного возраста. А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками в дошкольном возрасте:

эмоционально-практическое общение (2—4 года). Проявляется в виде стремления к участию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание). Основное содержание коммуникативной потребности — привлечь к себе внимание и получить оценку своим действиям. Дети мало слушают друг друга, главное — демонстрация себя. Они часто действуют рядом, а не вместе;
— ситуативно-деловая форма общения (4—6 лет). Основное содержание коммуникативной потребности — получить признание и уважение ровесника;
— внеситуативно-деловая форма общения (6—7 лет). Проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновении более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Они рассказывают друг другу о произошедших в их жизни событиях, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры.

2. Интерактивная сторона общения развивается, в рамках той деятельности, в которой и происходит коммуникация ребенка со сверстниками, т.е. в игре.

3. Перцептивная сторона общения, определяет то, что именно в дошкольном возрасте другой ребенок выступает как внешнее средство построения и формирования собственного самосознания.

Исследования, проведенные в лаборатории Е. О. Смирновой, доказывают, что развитие общения определяется развитием межличностных отношений со сверстниками. Преобладание предметного или личностного типа отношений формирует особенности восприятия ребенком других детей.

Общение со сверстниками тесно взаимосвязано с развитием межличностных отношений.

Исследования Смирновой и В. Г. Утробиной выявили динамику развития и становления межличностных отношений в дошкольном возрасте. Этот процесс, с точки зрения авторов, тесно взаимосвязан с развитием самосознания ребенка и включает три этапа:

1. В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) сверстник еще не является значимым другим для ребенка, у него преобладает положительное отношение к сверстнику, низкая степень заинтересованности к нему, посредством сверстника ребенок выделяет свои предметные качества.

2. На следующем этапе (4—5 лет) самосознание ребенка формируется через сравнение себя со сверстником, поэтому к нему резко возрастает интерес, конкурентность, конфликтность в отношениях, т.е. преобладает «предметный тип отношения к сверстнику».

3. В 6—7 лет ребенок начинает воспринимать себя и другого как целостность, несводимую к отдельным качествам. На фоне высокого интереса к сверстнику и положительного отношения к нему характерны просоциальные формы поведения, т.е. формируется «личностный тип отношения к сверстнику»
25. Проблема депривации в младенчестве, ее последствия для психического развития
Депривация обозначает недостаточность чего-либо, но в приложении к психической депривации термин – депривация - касается недостаточности удовлетворения основных психических потребностей.

Адлер рассматривал последствия депривации потребностей принадлежности и любви, уважения неестественными и конфликтными, детерминирующими недостаточную уверенность человека в способности быть полезным людям, любимым ими, оцененным по достоинству. Он полагал, что к развитию комплекса неполноценности ведет неприятие человека обществом и, прежде всего отвержение со стороны родителей (как, впрочем, и чрезмерная опека ребенка в детстве).

В гуманистической теории личности Э. Фромм акцентировал внимание на том, что потребности в корнях, идентичности, системе взглядов и преданности являются ведущими в человеке, а удовлетворение потребности в установлении связей с миром препятствует возникновению ощущений изоляции от природы и отчуждения и влечет развитие чувства принадлежности и безопасности.

Общение со взрослыми способствует формированию у ребенка доброжелательного отношения к людям, привязанности к близким взрослым, познавательной активности, положительного самоощущения. Если взрослые в этот период не обеспечивают полноценные условия для эмоционального общения, а ограничиваются только удовлетворением физиологических потребностей ребенка, то развитие общения у него задерживается, что приводит к сниженному уровню познавательной активности, обеднению эмоциональной сферы, а это может привести к задержке психического развития. Особенно существенные искажения в психическом развитии ребенка происходят в ситуации материнской депривации – отсутствия общения с матерью.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии.
26. Становление самосознания в раннем детстве.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.

У преддошкольника возникает новое отношение к взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата - значит хороший. Не достиг - значит плохой. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи.

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок.
Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в достигнутом результате - нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.

Около 2 лет у ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой являются «личные желания» малыша. В раннем детстве ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так, малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать ложкой.

Под влиянием делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность, способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный компонент самостоятельности - самооценка, в основе которой лежит умение соотносить предполагаемый и реальный результат, - формируется за пределами раннего возраста.

В раннем детстве имя для ребенка является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».