Файл: 1. Предмет и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27. Кризис трех лет
Кризис 3-х лет (я сам!)

К 3 годам у ребёнка появляются свои собственные желания, не совпадающие с желаниями взрослых. Желания становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами "Я хочу". Концу раннего возраста возросло стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях ребенка, что приводят к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

Этот период психологии получает название кризис 3-х лет. Критическим этот возраст является, потому что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношение к окружающим людям.

Выготский описал симптомы данного кризиса:

• Негативизм - стремление всё делать наоборот вопреки просьбам или требованиям старших. При яркой форме негативизма ребенок отрицает всё что говорят ему взрослые ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности чтобы выразить свое отношение к другому.

• Упрямство - мотивом упрямство является то что ребёнок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступить от него.

• Строптивость - от негативизма отличается тем, что она безлична. Протест направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни ребенок отрицает все что он спокойно делал раньше.

• Своеволие - ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Остальные симптомы встречаются реже имеют вторичное значение:
- бунт против окружающих
- обесценивания ребёнком личности близких
- деспотическое подавление окружающих (ред.)


Виды кризиса:
Субъективный - эта конкретная картина поведение ребенка и его отношений с близкими взрослыми, которые зависят от частных субъективных факторов.
Объективный - обязательный и закономерный этап развития личности, на котором появляются личностные новообразования.

За негативными симптомами стоят личностные новообразования:

- система Я

- личное действие, сознание "я сам", чувство гордости за свои достижения.

Признание окружающих перестраивают чувство ребенка испытываемые при достижении результата (из радости или огорчения от того, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в чувства успеха или неуспеха).


Новое виденье себя через призму своих достижений кладет начало бурному росту самосознания: Я ребенка "опредмечиваясь" в результатах своей деятельности предстает, как объект, не совпадающий с ним. Ребенок становится способным осуществить рефлексию (оценка), которая разворачивается не во внутреннем плане, а имеет развернутый характер оценки своего достижения, т.е. элементарной самооценки.

28. Эмоциональное развитие дошкольника
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Эмоции играют важную роль и в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (радости, страха) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. Так же усваивается язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса.

Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
29. Развитие личности дошкольника
 У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.



Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.

Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе.

Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. 

Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников.

В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. 

В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). 

В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками).

 В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). 

В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.


Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

30. Особенности мышления дошкольника
Мышление – это ппп, заключающийся в обобщённом, отвлечённом и опосредованном отражении окружающего.
В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций. Рассмотрим подробно указанные изменения. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
- Ребёнок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;
- Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- Появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- Ребёнок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- Возникают попытки объяснить явления и процессы;
- Экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
- Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
31. Развитие речи в дошкольном возрасте
Речь - это практическое пользование языком.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
- складывается понимание форм языковой деятельности;
- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;
- возникают предпосылки для освоения грамоты.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.