Файл: 1. Предмет и методы возрастной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п.
32. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы

с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.


Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания

являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.



33. Развитие памяти в дошкольном возрасте
Память – это ппп, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении прошлого опыта.
Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, что произвело на него впечатление, что было интересно.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и воспроизведение - единственная форма работы памяти. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников. Благоприятные условия создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.
Овладение произвольными видами памяти включает несколько этапов:
Ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить и припомнить.
Задача припомнить выделяется, когда ребенок сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут воспроизведения того, что он раньше воспринимал или делал.
Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания.
Таким образом, для более успешного обучения ребенка в школе необходимо развивать все виды памяти и внимания, умение регулировать своим поведением.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному запоминанию и припоминанию. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития непосредственной памяти.
34. Внимание дошкольника. Руководство развитием внимания в дошкольном возрасте
Внимание - это ппп, заключающейся в направленности и сосредоточении сознания на объекте при отвлечении от всего остального.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами.

Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную.

Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.

Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию.

Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия (например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.)

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
- внимание становится опосредованным;
- появляются элементы послепроизвольного внимания.

35. Развитие воображения в дошкольном возрасте
Воображение – ппп, заключающийся в создании в коре больших полушарий головного мозга нового образа, на основе раннее воспринятого и переработанного. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
(4-5) в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.
Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
(6-7) в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.
36. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника
Игра - особый вид деятельности человека, это школа социальных отношений, которой моделируются формы поведения.

Игра:

Творческая:

- сюжетно-ролевые и драматизации - являются режиссерской
,

- строительно-конструктивные

С правилами:
- подвижные, 

- дидактические

Новые виды деятельности:

- учебная,

- трудовая

Продуктивная деятельность:

- ИЗО

- Конструктивная деятельность

Режиссерская игра - это одиночная игра впитавшая опыт в совместной. В ней ребенок не берет роли, а выступает как режиссер в театре. Он создает роли игрушкам, если передвигает их, придумывает происходящие. Сюжеты таких игр достигают высокой сложности. 

Структура игры:

- Роль, которую берет на себя ребёнок(Доктор, мама и т.д.)

- Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и их отношения

- Содержание, то, что воспроизводится ребенком в качестве главных человеческих отношений

- Сюжет, та действительность с которой дети сталкиваются (Больница, семья, магазин и т.д.)

- Правила - определяются в процессе игры самими детьми (Учитель не бегает по школе)

Сюжеты:

Бытовые (Дочки - матери)

Производственные (Магазин, Больница)

Общественные (Выборы, Космос) 

Особенности развития игровой деятельности:

Для того чтобы полноценно раскрыть вопрос об особенностях игровой деятельности дошкольников считаю нужным сравнить два дошкольных возраста: младший и старший.

Содержание игры:

- Младший - Сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. В игре дети отражают не только назначение предметов, но и взаимоотношения взрослых

- Старший - В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми

Сюжет:

- Младший - Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок

- Старший - Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты для игр. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых

Роль и ролевое взаимодействие:

- Младший - У детей насчитывается 1-2 роли. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Но если малыш увлечен ролью, то он играет всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.