Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10
Часть 1
Дело в том, что далеко не каждая проблема в жизни обычного че- ловека может оказаться в центре внимания государства, стать предме- том законодательных реформ или причиной реструктуризации системы социальной политики. Почему те или иные события или явления, си- туации или условия начинают определяться как социальные проблемы, вероятно, зависит от того, каковы их последствия, а также от того, как на них может влиять общество или отдельные субъекты – акторы. Осозна- ние некоего дискомфорта или трудной ситуации как насущной социаль- ной проблемы влечет за собой поиск ее причин и зачастую связано с идентификацией ее виновников или носителей, а также и субъектов или инстанций, отвечающих за ее устранение.

Социальные проблемы – это 1) социальные условия,
ситуации или явления, 2) несовместимые с ценностями
3) значимого количества людей, соглашающихся с тем,
что 4) необходимы действия, ведущие к изменению
1
.
Для социологов Чикагской школы 1920-х годов было характерно стремление к точному эмпирическому описанию процесса социальной дезорганизации на индивидуальном и социетальном уровнях. Здесь впервые в истории науки было использовано систематическое исполь- зование включенного наблюдения, неструктурированного интервью, личных документов. Комплекс многообразных описаний какого-либо фрагмента городского сообщества получил название кейс стади (case study). Методология кейс стади была близка приемам социальной рабо- ты с индивидуальным случаем (case work), а неструктурированные ин- тервью напоминали методы, применяемые социальными работниками и психологами. Здесь исследовались проблемы мигрантов, дезорганиза- ции семей, молодежные группировки и банды, самоубийства, гетто, трущобы, преступность. «Таинственный мир «социальных проблем» открывался чикагским исследователям примерно так же, как экзотиче- ская культура антропологу
2
. Постепенно от описательного анализа, от кейс стади исследователи переходили к социологическому анализу с использованием методов экспериментальной проверки гипотез.
Таблица 1.
Отличия социологических исследований
от социальных обследований
Социологические
исследования
Социальные
обследования
Цель

знание как самодостаточная ценность. Наибольшее значение имеет достоверность
Цель

информативность достигну- тых результатов и полезность их для общества
Знание считается верным до тех пор, пока оно не опровергнуто новыми данными
Данные хороши, когда они вызывают интерес общественности или правя- щих кругов
1
Rubington E., Weinberg M. The study of social problems. Seven perspectives. New
York; Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 4.
2
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М:
Аспект-Пресс, 1995.

Особенности прикладных социальных исследований
11
Кейс стади широко применяется и сегодня. Исследование случая понимается как подробное изучение события, которое иллюстрирует общий принцип; как глубинное, всестороннее изучение единичного со- циального феномена, как правило, с использованием качественной ме- тодологии. В качестве случая в исследованиях социальных проблем на- чала ХХ века рассматривались и биографии отдельных людей. Первыми примерами использования биографического метода были работы У. Хили
«Преступник» (1915) и «Душевные конфликты и неправильное поведе- ние» (1917), а также исследования Э.Т. Крейгером в 20-е годы личных документов – писем, дневниковых записей и письменных исповедей. В
1920-1940-х годы биографический метод широко применялся предста- вителями Чикагской школы. Теоретическое обоснование биографиче- ского метода дано У. Томасом и Ф. Знанецким, которые в своей работе
«Польский крестьянин в Европе и Америке» (1919) проанализировали корреспонденцию между семьями, уехавшими в США и оставшимися на родине, а также автобиографии эмигрантов. Исследователей интересо- вало взаимодействие между культурными ценностями и установками личности, механизмы и процесс приспособления личности к новым соци- альным условиям. В 1920-е годы К. Шоу изучал подростковую преступ- ность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными доку- ментами, результатами медицинских освидетельствований и т.п. Всю со- вокупность этих данных он рассматривал как «историю случая»
1
В 1923 году на ежегодном симпозиуме социологов У. Хили провоз- гласил биографический метод лучшим способом восполнения учеными своего незнания человеческой личности, ее поведения и психической жизни. Узнать мотивацию социального поведения, утверждал он, воз- можно, только познав семейные обстоятельства, наследственность, об- раз жизни, социальные контакты человека. В формировании личности важнейшее значение имеют именно биографические факты — личные взаимоотношения с членами семьи и группы, переломные моменты жизни, наследственность, степень и характер подавления подсознатель- ных инстинктов — биологического наследия, связывающего человека с породившей его природой. Подчеркивалось, что биографический метод способствует установлению плодотворного междисциплинарного со- трудничества в исследовании и разрешении социальных проблем.
В течение ХХ века методология социальных обследований в Соеди- ненных Штатах постоянно развивалась. Если в 1920-е годы преобладала стратегия кейс стади, интервью определялось как неструктурированное интенсивное изучение небольшого числа случаев, то к 1940-м гг. возоб- ладали статистические методы, включая массовый опрос, контент- анализ, обсуждались способы количественной обработки данных не- структурированных интервью. На пересечении академической социаль- ной теории, практики массовых социальных обследований и техники экспериментальной проверки гипотез возникла методология социоло- гических исследований. Первостепенный интерес стали вызывать не сведения о жизни и не «паблисити» проекта, а универсальная связь ме-
1
Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный дом «Уни- верситет», 2002.


12
Часть 1 жду отдельными переменными. Восприняв математико-статистический аппарат, социология восприняла и нормы экспериментальной науки
1
В России социальные обследования зародились как переписи на- селения. Первые попытки местных переписей здесь, как и в Европе, относятся к XI веку, а всеобщая перепись населения была впервые проведена только в XVII веке. Узкофинансовая ориентация «подвор- ных переписей» давала мало пищи для знаний о положении разных групп населения, основной целью таких обследований являлся налого- вый контроль. Лишь в XVIII веке характер данных расширился, и к интерпретации таких материалов были привлечены силы ученых, в основном математиков. Первыми представителями «описательного» направления в социальной статистике стали М.В. Ломоносов (1711-
1765), И.К. Кириллов (1689-1737) и В.Н.Татищев (1686-1750). Они за- ложили основу комплексного экономико-статистического описания страны. Датой рождения российской государственной статистики счи- тается 8 сентября 1802 года (20 сентября по новому стилю). Именно в этот день Император Александр II утвердил Высочайший Манифест об организационном оформлении статистической деятельности в Россий- ской Империи. Математическое направление статистики поддержива- лось достижениями российских ученых Д.Н. Журавского, П.Л. Чебы- шева, А.Л. Чупрова. Особое место в истории русской статистики зани- мает Н.Н. Семенов-Тяншаньский (1827-1914), который в 1864 году воз- главил ЦСК (Центральный Статистический Комитет) и руководил им в течение 33 лет. Именно при нем были введены подворные обследова- ния, налажена статистика урожаев, проведена первая всеобщая пере- пись населения 1897 года, начали издаваться справочные материалы по фабрично-заводской статистике
2
Особенностью развития статистических обследований является развитие в России, наряду с государственной, добровольной земской статистики. Этот институт, не имевший себе подобных в других странах, являлся инструментом изучения общественной жизни народнически ориентированной интеллигенции. В начале XX века методы земской статистики получили развитие в работе журналистов, научных обществ, частных лиц – учителей, врачей, экономистов, инженеров, священни- ков, которые начали на свой страх и риск проводить эмпирические со- циальные исследования. На какое-то время складывается своеобразный
«анкетный» бум. Один из редакторов в эти годы признавался, что анке- та все больше и больше завоевывает симпатии как отдельных лиц, так и целых организаций для выяснения и изучения общественной жизни. В фокус исследования попадали основные социальные проблемы того времени – положение беднейших слоев населения, пьянство, самоубий- ства
3
. С современной методической точки зрения такие исследования были далеки от идеала в силу малых выборок, спорности критериев, двусмысленности вопросов в анкетах, плохой сопоставимости получен-
1
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.:
Аспект Пресс, 1995.
2
История появления статистики // Комитет государственной статистики респуб- лики Татарстан http://www.tatstat.ru/history.asp (обращение к ресурсу 22.08.04)
3
Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX век. М:
Онега, 1995.


Особенности прикладных социальных исследований
13
ных данных. С проникновением в нее марксистских идей встревоженное царское правительство превратило земскую статистику в разновидность государственного аппарата
1
В целом статистическое направление вместе с его академическим направлением развивается под сенью государственного управления и в целях императорской политики.
Альтернативой таким обследованиям стали, с одной стороны опи- сательные тексты аналитического характера, содержащиеся в дневниках и наблюдениях российских путешественников, а также радикально мыслящих писателей (А. Радищев, А. Пушкин, Ф. Достоевский, А. Че- хов), в которых они стремились рассказать правду о жизни страны. С другой стороны, университетские интеллектуалы-гуманитарии были воодушевлены позитивистскими идеями Огюста Конта, автора термина
«социология» и разрабатывающего дисциплину в виде социально- преобразующего проекта. В России последователями позитивизма во второй половине XIX века были В.Н. Майков, Э.К. Ватсон и П.Л. Лавров, а позже – Л. Петражицкий, В. Борткевич, Б. Кистяковский, А. Гуревич,
В. Хвостов. Имея дело с социальными болезнями, первые социологи выступали в роли критиков существующих порядков, за ограничения самодержавия, разрушение дворянской монополии на высшее образо- вание и государственное управление
2
. Однако в России вплоть до нача- ла ХХ века не проводилось масштабных и систематических социальных обследований в той форме, в какой те развивались в США и Великобри- тании. Исследования положения рабочего класса, крестьянства, сделан- ные В. Майковым, В. Лениным, П. Струве, Г. Плехановым, опирались, по преимуществу, на данные государственной и земской статистики.
Институциализации академической социологии в России способст- вовали инициативы по преподаванию этой дисциплины в начале ХХ века, открытие кафедр и научных центров – речь идет о Психоневроло- гическом институте в Петрограде, Университете им. А.Л. Шанявского в
Москве, Русской высшей школе общественных наук, о создании в 1916 году Социологического общества им. М.М.Ковалевского.
Первоначальный бум социальных обследований, начавшийся после революции (исследования семейно-брачных отношений П. Сорокиным, сексуальной жизни молодежи Д. Лассом, И. Гельманом, алкоголизма Ю.
Лариным, хулиганства В. Власовым, труда С. Струмилиным, А. Исаевым,
Л. Минцем) к 1930-м годам постепенно сошел на нет, как и теоретическая работа, превратившаяся постепенно в схоластический научный комму- низм
3
. В итоге большинство крупнейших ученых социологов эмигриро- вали или были высланы из России. Лишь в 1960-х годах, вместе с полити- ческой оттепелью, социологические исследования и обследования опять приобрели официальный статус, что ознаменовалось учреждением Ин- ститута конкретных социальных исследований Академии Наук СССР
(ИКСИ АН СССР) в 1968 году.
1
Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX век. М:
Онега, 1995.
2
Там же.
3
Черных А. Становление России советской. 20-е годы в зеркале социологии. М.:
Памятники исторической мысли, 1998.


14
Часть 1
Зачем нужны исследования в социальной работе
и социальной политике
Накапливающийся жизненный и профессиональный опыт дает нам определенные основания для некоторых, пусть и малоосознанных обоб- щений относительно интересов, мнений, потребностей, предпочтений людей. Этот опыт играет очень важную роль в нашей жизни и профессио- нальной деятельности, в той или иной мере подвергаясь проверке на прак- тике. Но в то же время он в силу уже отмеченной и неизбежной предвзято- сти обыденного сознания, избирательности человеческого восприятия, ог- раниченности человека опытом в конкретных ситуациях и ряда других причин представляет собой в первую очередь набор стереотипов, более или менее приближенных к реальности. Здравый смысл поощряет по- спешные обобщения, которые опираются на поспешные суждения, при- нимает во внимание скорее внешние, чем существенные признаки, гипер- трофирует сходство мнений, оценок и отношений других людей с мне- ниями и отношениями человека-носителя здравого смысла. Это не сни- жает значения опыта человека, поскольку такой опыт помогает ориенти- роваться в повседневной жизни. Но если речь идет о стремлении к науч- ному знанию, а не повседневному стереотипному представлению, то при- ходится к такому опыту все же относиться критически
1
Рассмотрим роль исследований в социальной работе. Особенностью профессиональной социальной работы является стремление постоянно пересматривать сложившиеся стереотипы, следование которым может существенно снизить эффективность практики и поставить под угрозу интересы не только клиентов, но и специалистов, организации и профес- сии в целом. Поэтому говорят о рефлексивном типе профессионала, не только способном применять теорию на практике, но и анализировать, оценивать собственную практику и работу своей организации, генериро- вать теорию из практического опыта, критически переосмысливать свои знания и умения, быть открытым новым подходам и определениям.
Специалист социальной работы является профессионально подго- товленным не только для индивидуальной или групповой терапевтиче- ской деятельности, но и для осуществления планирования работы отде- ла и всей службы. Здесь социальная работа сближается по своим функ- циям с прикладной социологией, которая предусматривает проведение исследований с целью их незамедлительной реализации в деятельности учреждения или ведомства. С этой точки зрения, для повышения каче- ства работы организации важно, во-первых, оценивать потребности не- посредственных, уже известных клиентов и нужды района или города в целом; выявлять потенциальных клиентов, которые представляют эт- нические меньшинства, мигрантов, особые группы риска, пока еще не охваченные профессиональной помощью. Во-вторых, необходимо оце- нивать те методы, которые применяются конкретными специалистами и службой в целом, те результаты, которых удается достичь. Все это при- меняется для того, чтобы оценить вклад и квалификацию работников, представить отчет о деятельности службы, найти проблемы в ее работе, запросить дополнительное финансирование и продемонстрировать
1
Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.
Самара: Самарский ун-т, 1995.