Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оформление результатов исследования
201
на планирование, оценку программ, обучение следующих поколений специалистов – практиков, менеджеров, работу консультантов всех уровней. Лучший способ донести информацию до всех этих людей – поместить материал в соответствующих профессиональных журналах.
В этом случае необходимо следовать логике жанра научной статьи.
Примерная структура научной статьи
I. Постановка проблемы
- тема, исследовательский вопрос, обсуждаемый в статье
- что делает вопрос проблемой
- обзор предыдущих исследований, теории, оценок по
данному вопросу
II. Описание исследования
- методы исследования
- описание поля
- методы анализа
III. Результаты
- полученные данные по основному исследовательскому
вопросу
- интерпретация данных
IV. Значение проведенных исследований
- для развития теории, для науки и преподавания
- для политических решений или работы программ
- для дальнейших эмпирических исследований
V. Ссылки на источники, примечания
Возможно, самым главным в научной статье является изложение из- бранных результатов, определенных доказательств – дополнений к суще- ствующей литературе, вызов существующим знаниям, обогащение теории.
Распространение и внедрение рекомендаций
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

прикладного социального исследования
1
Еще на этапе планирования исследования желательно оговорить права спонсора, менеджера и сотрудников организации на внесение изменений. Специалист, проведший оценку, должен уметь выслушать и спонсоров, и сотрудников программы. Возможно, выводы можно смягчить и от этого выиграть. Но, выслушав, и поняв, что изменения неприемлемы, нужно отстоять свою независимость. Основной вклад исследования – вызывающая доверие независимая оценка.
Если разрешить спор не удается, на специалиста по оценке могут оказать давление, важно не отступать от принципов и придерживаться универсального правила исследований – не искажать информацию.
Спонсор может придержать отчет и не публиковать его в течение длительного времени. Интерес к отчету может пропасть. А напечатав материал наперекор желанию спонсоров, можно оказаться в затрудни-
1
В разделе использованы материалы из книги Ваисс К. Оценка. Методы изуче- ния программ и политики / Пер. с англ.: Программа Тасис, 2003.

202
Часть 6 тельном положении. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется заранее заключить письменное соглашение, оговаривающее независи- мость специалистов по оценке, процедуры по урегулированию споров, условия опубликования отчета, контроль над данной деятельностью.
Признавая права агентства по мониторингу качества отчета, специа- лист по оценке не должен жертвовать независимостью отчета.
Если участвующие стороны прочитают отчет, они извлекут из него много полезного. Полный отчет, представленный спонсору исследова- ния, имеет большое значение. Он необходим как условие контракта.
Отчет содержит важную информацию об определенных данных, мето- дах, интерпретации. Запомнив информацию из отчета, к ней могут об- ратиться вновь при разрешении конфликта. Но рассчитывать на рас- пространение информации лишь с помощью отчета не нужно – ведь с ним ознакомятся лишь несколько по-настоящему заинтересованных лиц. Распространить информацию самостоятельно трудно. Можно вос- пользоваться услугами посредников: к ним относятся, в первую очередь средства массовой информации, помощники политических деятелей, а также консультанты, эксперты по тренингам, группы интересов, лобби- сты, неправительственные организации, политические сообщества.
Распространение информации может способствовать внесению изменений в программу и политику организации. Если сотрудники ор- ганизации разочарованы в происходящем, они с большей готовностью воспринимают результаты оценки. Менеджеры и персонал осознают, что, использовав полученные результаты, можно улучшить программу, приблизить ее к ожиданиям официальных лиц, клиентов. В условиях кризиса, при провале программы, результаты оценки воспринимают как руководство к дальнейшим действиям. Иногда это происходит сра- зу же после получения результатов оценивания, но порой они полно- стью игнорируются. Причины этого могут быть связаны с особенностя- ми организации или принятой политики. Организации придерживают- ся статуса кво, поскольку изменить устоявшуюся практику дорого (час- то не хватает средств), необходимы время, усилия, изменения привы- чек сотрудников, переквалификация, привлечение новых людей (кото- рых надо найти, заинтересовать и удержать). Сотрудники и руководи- тели организации могут иметь разные представления о необходимости и успехе изменений, и их нужно убеждать в возможности позитивных результатов. Кроме того, организация стремится защитить свой имидж, сохранить свою стабильность, персонал и финансирование. А быстрое внесение нововведений может вызвать кризис, подорвать уверенность и сбить с курса. Организации предпочтут скрыть отрицательные ре- зультаты и недостатки, связанные с реализацией программы, а поло- жительные обязательно используют для демонстрации успеха, увели- чения финансирования.
Организации предпочитают придерживаться своих взглядов и ме- тодов: например, когда в результате оценки была доказана неэффек- тивность программ для школьниц с девиантным поведением, агентство предложило увеличить объем занятий. Очень сложно заставить пре- кратить программу, даже при получении абсолютно негативных ре- зультатов. Поэтому оценка должна указывать на возможные способы улучшения программ.


Оформление результатов исследования
203
Результаты оценки могут не разглашать и из политических сооб- ражений: ведь оценка – не только научная деятельность; она связана и с политикой, с реальными программами, созданными и поддержи- ваемыми политическими силами. Программы осуществляются благо- даря политической поддержке, усилиям оппозиции, переговорам. С новыми программами связаны ожидания, репутация законодателей, спонсоров, клиентов. Оценка программы интересует не только этих людей, но и тех, кто был в оппозиции, конкурентов, профессионалов, репортеров, не оказавшихся в программе, но ожидающих историй о махинациях, людей, которые хотели бы иначе распорядиться этими средствами.
И хотя критическая оценка вовсе не обязательно приведет к за- крытию программы, в такой обстановке для директоров программ оценка – не помощь, а, скорее, угроза. Хороший результат поможет улучшить программу, плохой приведет к тяжелым последствиям.
Официальные лица из большой политики знают о программе меньше людей, осуществляющих ее на местах. Они знают об ожида- ниях публики и не станут приостанавливать неблагоприятный отчет, в отличие от представителей различных партий, преследующих раз- личные интересы, прикрывающих слабые программы и тормозящих реализацию хороших программ. Оценка может продемонстрировать это. Она помогает политикам принимать осознанные решения. Но эти решения никогда не опираются лишь на одну оценку. Политики принимают к сведению ряд факторов.
Если же результатами оценки пренебрегают, особенно когда они демонстрируют недостатки, то можно: сделать оценку убедительнее, увеличить распространение результатов, исключить политику при принятии решений относительно программы, пересмотреть ожидания, связанные с адекватным использованием результатов, провести анализ факторов пренебрежения выводами оценки.
Оценка никогда не даст ответов на все вопросы. Но она может – и это немаловажно – поддержать эффективные программы, идентифи- цировать инновационные программы, приносящие положительный результат, указать на слабые стороны в существующих программах и пути их улучшения. Иногда оценка может привлечь внимание публи- ки, вызвать интерес, поддержать реформаторов, стремящихся улуч- шить программу. Возможно, что наиболее практичным применением оценки является использование полученных доказательств в под- держку изменений. Оценка также поднимает новые вопросы, вызыва- ет дискуссии. Со временем результаты оценки изменяют мнение пуб- лики и профессионалов в отношении социальных проблем и методов их решения.
Сегодня необходимо создавать и внедрять систему анализа эффек- тивности как государственных социальных служб, которые предостав- ляют социальные услуги, сервисы реабилитации, занятости, переподго- товки, так и благотворительных проектов и программ, причем эта сис- тема должна действовать и на уровне самих учреждений, предостав- ляющих услуги, и на уровне финансирующих, и на уровне исследова- тельских организаций.


204
Часть 6
Структура и содержание дипломной работы
1
Опыт показывает, что чем раньше студент определяется с интере- сами исследования, тем большего качества можно ожидать от выпуск- ной работы. Студенту предоставляется право выбора темы дипломного исследования. Руководитель дипломной работы (при необходимости назначается консультант) определяется кафедрой в зависимости от вы- бранной студентом темы дипломного исследования и с учетом пожела- ний выпускника. По представлению кафедры тема дипломной работы и руководитель дипломника утверждаются приказом ректора вуза. Руко- водитель и студент обсуждают тему работы, ее цели и задачи, составля- ют план исследования, в том числе календарный план поэтапного вы- полнения дипломной работы, продумывают, кто может выступить кон- сультантами по различным разделам работы, договариваются о сроке сдачи студентом законченной работы.
Тема дипломной работы должна соответствовать получаемой спе- циализации и быть актуальной в научном и практическом отношении, а также соответствовать научным направлениям работы кафедры. Выбор темы и обоснование её значимости студент может сделать под руково- дством преподавателя, как на ранних курсах, так и при выполнении кур- совых работ, подготовке докладов, прохождении производственной практики или стажировки. Если направление исследований выбрано заблаговременно, это позволит сочетать задачи производственной прак- тики с проведением исследования, а не оставлять эту задачу на период прохождения преддипломной практики.
После прикрепления к руководителю для выполнения дипломной работы студентом составляется план работы и подбирается литература по выбранной теме. Местом проведения и апробации выводов исследо- вания могут выступать организации, в которых студенты проходили производственную практику или стажировку, а также организации, яв- ляющиеся постоянным (или временным) местом работы студентов (для заочной формы обучения).
В дипломной работе студентом должны быть обоснованы используе- мые методы исследования и выбранный инструментарий исследований социальной работы. При этом в работе решаются как теоретические, так и прикладные задачи. Теоретическая задача позволяет осуществить при- ращение научного знания и представляет собой, в том числе, установле- ние неизвестной ранее закономерности функционирования социального института, выявление причин или факторов, обусловивших возникнове- ние явления, открытие неочевидных взаимосвязей в определенной куль- турной практике. Прикладная задача нацелена на актуальные социаль- ные потребности, это разработка нового способа решения какой-либо важной социальной проблемы, а также совершенствование разработан- ных ранее методов и технологий исследования. Результаты проведенного исследования и анализа деятельности организации должны стать основой последующей разработки рекомендаций и практических предложений по совершенствованию работы конкретного объекта.
1
Из опыта кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовско- го государственного технического университета.


Оформление результатов исследования
205
Структура дипломной работы должна отражать логику научного ис- следования. Рассматривая содержание работы как решение научной или практической задачи, можно весь ход научного исследования предста- вить в виде определенной логической последовательности: обоснование актуальности исследования; определение объекта исследования; выбор и обоснование методов исследования; описание процесса исследования
(эксперимента); обобщение результатов исследования; формулирование выводов; разработка рекомендаций и предложений. Поэтому выпускная квалификационная (дипломная) работа должна иметь четкую структу- ру и включать введение, 2-3 главы (раздела), заключение, список ис- пользованной литературы и приложение.
Содержание дипломной работы (общие требования по ГОСТ 7.32-91) включает наименование всех разделов, подразделов, пунктов работы с ука- занием номеров страниц, на которых размещается начало материала – раз- дела, подраздела или пункта. Введение, заключение, использованная лите- ратура и приложения также включаются в содержанию, но не нумеруются.
Под словом «Содержание», напечатанным прописными буквами, перечис- ляют заголовки разделов. Перед заголовком раздела проставляют номер раздела. Заголовок и номер раздела размещают с красной строки. Посколь- ку раздел разбит на подразделы, их заголовки помещают под заголовками раздела. Содержание располагается вслед за титульным листом.
Введение включает обоснование актуальности проведенного иссле- дования (обоснование темы), цель дипломной работы, перечень задач для реализации поставленной цели, описание методологической базы данной работы, краткий исторический экскурс по теме исследования, ожидаемый результат. Целью дипломной работы является, как правило, теоретиче- ский анализ и эмпирическое исследование выбранной проблемы и разра- ботка рекомендаций для практического внедрения результатов исследо- вания. Объектом исследования являются социальные явления, культур- ные практики, социальные проблемы, социальные институты и процессы, то есть те стороны эмпирической социальной реальности, на которые на- правлено внимание дипломника. Предметом исследования выступают причины возникновения социальных явлений, динамика распростране- ния и особенности переживания той или иной группой конкретных соци- альных проблем, закономерности функционирования и изменения соци- ального института, механизмы и последствия тех или иных социальных процессов, объекта. Иными словами, предмет исследования выбирается дипломником с целью выяснения какой-либо закономерности объекта.
Эмпирическую базу работы составляют данные, полученные лично авто- ром или другими исследователями. Во введении, кроме того, необходимо показать степень разработанности проблемы, то есть описание того, на- сколько данная тема исследована другими авторами, доказать новизну предложенного исследования, теоретический интерес и практическую значимость. Оптимальный объем введения – две-три страницы.
Основная часть работы содержит, в частности, анализ литературы по теме дипломной работы, который должен быть сделан по тематическому или предметному принципу, показывать отношение (возможно, критиче- скую оценку) автора к прочитанному материалу. Тематический обзор лите- ратуры может быть дополнен хронологической классификацией, если этого требует тема исследования. Независимо от выбранной темы исследования,