Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенности прикладных социальных исследований
15
должную степень рефлексии, то есть осмысленной деятельности, а так- же реализовать задачи прозрачности и подотчетности, необходимой для эффективного управления организацией социальной сферы.
В чем особенности исследований в социальной работе? Отчасти, они обусловлены предметной областью – это социальная работа, свя- занные с ней организации и более широкий ее контекст. Вместе с тем, интересы других исследователей, например, психиатров, геронтологов и криминологов, нередко пересекаются с интересами исследователей со- циальной работы. Однако, геронтологи вряд ли напрямую озабочены развитием социальной работы или связанных с ней сервисов, тогда как исследователи социальной работы – несомненно. Принимая это в рас- чет, становится ясно, что исследователи социальной работы заинтересо- ваны в оценивании «того, что работает», в исследовании эффективности методов, подходов и практик. Вместе с тем, зарубежные исследователи признают, что растущий акцент в социальном обслуживании, в системе уголовной юстиции и здравоохранении на «эффективности» и на том,
«что работает», слишком зауживает предметную область исследова- ний в социальной работе.
Мы ведем речь об исследованиях в социальной работе в широком смысле, предполагая изучение социальной работы как профессиональ- ной практики, анализ теоретических допущений, методов и уровней интервенции, так и социальных проблем и способов их решения, аспек- тов поведения индивидов и групп. Единственное условие, которое при этом должно выполняться, – это должны быть исследования для соци- альной работы, приносящие пользу профессии.
Помимо особого предмета внимания, исследования в социальной работе отличаются тем, что они междисциплинарны, т.е. требуют при- влечения знаний из разных научных областей – теории социальной ра- боты, социологии, психологии, медицины, юриспруденции.
К основным функциям исследований в социальной работе можно отнести следующие:
‰ диагностика – оценка состояния социального объекта в момент исследования;
‰ контроль достоверности информации – сбор информации о со- циальном объекте и его окружении с целью установить ее досто- верность и в случае наличия искажений внести соответствую- щие коррективы;
‰ прогноз – выявление возможных состояний социального объек- та в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
‰ проектирование – выработка рекомендаций по тематике экс- пертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений
1
;
‰ объяснение и анализ – выявление причин и природы социаль- ных проблем, рассмотрение характера социальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принципов орга- низации социальной работы;
1
См.: Луков В.А. Социальное проектирование. М.: Изд-во Московск. гуманит. академии; Флинта, 2003. С.174.


16
Часть 1
‰ внедрение – применение рекомендаций, сформулированных в результате исследования, в практику социальной работы, в управление организациями, в образовании;
‰ информирование – распространение информации о выявлен- ных проблемах или положительном опыте их разрешения;
‰ концептуализация – развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы;
‰ развитие рефлексивной практики – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальной работы;
‰ активизация – мобилизация социальных сетей, выявленных по- средством исследований, объединение людей и наделение их пол- номочиями проводить исследования и осуществлять изменения;
‰ преобразование – проведение социальных изменений в ходе эксперимента.
Те данные, которые специалист получает в ходе каждодневной дея- тельности во взаимодействии с клиентом, в специально проводимых исследованиях и мониторингах, представляют собой самостоятельную ценность не только для целей интервенции, управления и планирова- ния, но и в аспекте обучения. Эмпирические данные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различного жанра – информационных справочниках и докладах, научных статьях и учебных пособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальной работы, управлении организациями социальной сферы, спо- собах решения социальных проблем. Благодаря исследованиям происхо- дит развитие теории и методов практической социальной работы, оттачи- вается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс.
Профессиональная социальная работа, придерживающаяся принципа нондискриминации, уважения прав человека, предполагает, что специали- сты владеют подходами критического анализа. Это означает, что социаль- ные работники становятся рефлексивными практиками, способными кри- тически оценить собственную деятельность, а также пересмотреть те уста- новки, которые обусловлены субкультурой конкретной организации. Такие установки могут быть вызваны, также, стереотипами, распространенными в обществе относительно женщин и мужчин, пожилых, подростков. Рефлек- сивность в практике помогает преодолеть страх и нетерпимость у самих себя и своих коллег в отношении ВИЧ-инфицированных, экс-заключенных и других людей, нуждающихся в понимании и поддержке.
Особенностью постсоветской социальной политики в России явля- ется развитие в ряде ее направлений особой и, основанной на домини- ровании дисциплинарных форм и расширении социального контроля.
Речь идет об ужесточении мер по выяснению так называемой «нуждае- мости» в отношении инвалидов, бедных, мигрантов, а также об усиле- нии репрессивной компоненты в программах работы с наркозависимы- ми и правонарушителями в сфере нетяжких преступлений; о таких си- туациях, когда контроль и дисциплина становятся более приоритетны- ми, чем главная функция социальной политики – забота государства о благополучии своих граждан.
В современной России стратегии политиков в отношении социаль- ных проблем не всегда отличаются гуманистическим содержанием. В свою очередь, следуя этим стратегиям, социальные работники и адми-


Особенности прикладных социальных исследований
17
нистраторы социальных служб подчас в большей степени озабочены сохранением государственных фондов, чем судьбами простых людей, и решение сложных ситуаций подменяется проверкой честности клиентов необоснованности их претензий на субсидии и социальную помощь. Для политиков социальные проблемы бедности становятся понятными в терминах ущербности – «психологическая дезадаптация», «неблагопо- лучные семьи», а сам факт бедности или нужды рассматривается как причина интервенции и применения таких действий, которые, по сути,
«патологизируют» индивида. Вместе с тем, в отличие от политиков, со- циологи и опытные социальные работники видят за тем, что называют бедностью, причины более широкого порядка – распад семьи, подрост- ковую делинквентность, недовольство трудящихся зарплатой и усло- виями труда, изменение структуры потребностей. Без поворота соци- альной политики в направлении поиска ответов на эти структурные причины проблемы не могут быть решены, более того, антисоциальная политика останется определяющей стратегией.
Сейчас уже можно говорить о том, что социальные сервисы в со- временной России становятся более профессиональными, появляется новое видение их миссии в обществе, ориентированное на толерант- ность, активную позицию в интересах клиентов, знание и следование международным регламентам прав человека, признание мировых стан- дартов качества обслуживания. Отчасти эти смыслы социальной работы привносятся в практику социальной работы и новыми профессионала- ми, и в ходе дополнительного обучения действующих практиков, но здесь предстоит еще очень многое сделать. Речь идет о том, что для осуществления позитивных изменений важно способствовать демокра- тизации социальных институтов, активизации самоуправления, моби- лизации ресурсов самих клиентов, объединяя усилия с социальными движениями и организациями.
Вообще, современное российское социальное законодательство по проблемам детей, инвалидов, женщин, пожилых людей отражает осо- бенности переходного периода. Нормативно-правовая документация насыщена декларативными положениями, зачастую не подкрепленны- ми соответствующими актами и не готовыми к внедрению, а официаль- ные доклады о реализации прав и положении уязвимых групп населе- ния ретушируют остроту проблем и не выносятся на широкое обсужде- ние. Отметим, что законы уже стали во многом более прогрессивными, они подготовили почву для изменения социальной практики, на кото- рую можно повлиять лишь системными усилиями. Тем временем общест- венные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки ука- занных документов, статистическая информация собирается фрагментар- но, зачастую она обрабатывается недостаточно аккуратно, становится предметом манипуляций, а организации социального обслуживания не заинтересованы в критическом анализе своей деятельности. Системы ме- роприятий, разрабатываемые с целью реализации концептуальных про- граммных документов, выступают особой разновидностью социального проекта и создаются чаще всего на основе утвержденного бюджета субъек- тов федерации, который не всегда полностью учитывает приоритеты соци- альной сферы, тем самым возникает зазор между риторикой и практи- кой воплощения социальной политики уже на уровне планирования.


18
Часть 1
Радикальная традиция в рамках социальной политики как дисцип- лины в частности позволила проявить те способы, которыми социальная политика использовалась как механизм власти, формируемой на клас- совых, гендерных и расовых основаниях. Несмотря на это, социальная политика продолжает оставаться аналитической и управленческой практикой, нацеленной не только на познание социального мира, но на его улучшение. Власть экспертов в конструировании «социальных про- блем», вмешательство в жизни людей ради их или общественного блага все чаще становятся объектом анализа и критики.
Репрессивный подход, который настойчиво воспроизводится в ряде направлений социальной политики (например, в аспектах профилактики наркозависимости, ВИЧ-инфекции, СПИДа) вносит вклад в криминали- зацию и медикализацию социальных проблем, а классификация семей на
«здоровые» и «больные» способствует развитию «дисциплинарных» ме- ханизмов контроля, которые в мировой практике трактуются как антисо- циальная политика. Ряд гуманистических начинаний, имеющих положи- тельный опыт и экономический эффект, в том числе развитие института фостерных семей, обречен на временный статус в силу ведомственной разобщенности и теневых интересов субъектов социальной политики, отвечающих за детские судьбы. Вот почему важную роль играет не соци- альная критика сама по себе, а прикладные исследования, проведение оценки эффективности действующих и экспертизы планируемых проек- тов с позиций нон-дискриминации. В таких исследованиях ключевыми понятиями являются: неравенство, доступность, соблюдение прав че-
ловека и достижение социальной справедливости. Специалист по соци- альной работе, подготовленный в области исследований социальной по- литики и социальной работы, может стать квалифицированным исполни- телем таких проектов
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Типы исследований в социальной работе
Поскольку социальная работа имеет целый ряд направлений, реали- зуется комплексными структурами (сложно организованными специаль- ными организациями, службами, отделами, отдельными специалистами, выполняющими разнообразную деятельность по социальному обслужи- ванию), а ее исполнители на практике сталкиваются с многочисленными препятствиями, необходим критический анализ всех этих аспектов, наце- ленный на выработку знания о конкретной проблеме и способах ее реше- ния, а также на внедрение этих знаний в процесс принятия решений.
Рассмотрим более подробно основные типы исследований в соци- альной работе. Исследование в социальной работе может быть пред- ставлено различными стратегиями в зависимости от поставленных за- дач. Мы остановимся на следующих наиболее важных типах исследова- ний: академическое и прикладное исследование, среди прикладных ис- следований выделяются: анализ социальной политики, оценка, диагно- стика, экспертиза, наконец, особо следует сказать об акционистских и партисипаторных исследованиях в социальной работе.
Академические и прикладные исследования
Академическое исследование основывается на теоретической пер- спективе, или парадигме, которая определяется научной школой и зада-

Особенности прикладных социальных исследований
19
ет структуру исследования, его дизайн, цели, характер исследователь- ских методов, соответствующих целям анализа выбранной проблемы.
Представители различных дисциплин, ученые, придерживающиеся разных парадигм, или теоретических направлений, по-разному видят, анализируют и объясняют одно и то же явление, и подчас между ними возникают серьезные дебаты из-за этих несоответствий. Вместе с тем, отдельная дисциплина и каждая парадигма позволяют увидеть одну из сторон проблемы. Социальный работник использует все эти взгляды и позиции в своих поисках комплексного объяснения феномена и эффек- тивных методов интервенции.
Академическое исследование проводится с целью пополнения зна- ний в какой-либо дисциплине. В социальных науках подобные исследо- вания проводятся с целью достичь или изменить понимание социаль- ных и психологических процессов, чтобы объяснить социальное поведе- ние. При этом объяснение осуществляется во имя научных целей, по- этому академическое, или фундаментальное исследование противопос- тавляют прикладному, результаты которого непосредственно применя- ются на практике. Вместе с тем, академические исследования в соци- альной работе востребованы не меньше прикладных, так как теоретиче- ская база профессии нуждается в постоянном развитии и пересмотре.
Кроме того, академические исследования позволяют повысить статус профессии как имеющей научную составляющую, вопреки представле- ниям о ней как об искусстве или технологии, или даже состоянии души, бытующим среди некоторых чиновников или практиков – руководите- лей и рядовых работников. Исследования социальной работы могут проводиться в организации: в этом случае полезно применять подходы, сложившиеся в организационной антропологии и социологии.
Анализ социальной политики
Планирование в социальной политике и социальной защите предпо- лагает использование специфических исследовательских методов. Тому, кто принимает политические решения, необходимы данные исследова- ний, которые позволят снять неопределенность и осуществить изменения.
Анализ социальной политики может осуществляться в различных формах. Во-первых, в случае академического социального исследования ученые, развивая теоретические посылки для понимания социальных про- блем, практически не ограничены временными рамками, более того, сама публикация в научном журнале зачастую требует более года для прохожде- ния всего цикла редактирования, а язык этих публикаций иногда является трудным как для политиков, так и общественности. Вместе с тем, такие ис- следования необходимы для пересмотра сложившихся представлений о причинах социальных проблем и эффектах социальной политики.
Во-вторых, при планировании социально-политической програм- мы на какой-либо период эксперты из числа чиновников формулируют систему целей или список желаемых результатов, которые составляют критерии успешности выполнения плана по завершении намеченного срока. Такой подход не испытывает сильных временных ограничений, поскольку ориентирован на долговременные цели. Слабость этого под- хода заключается в бюрократизации и формализации политических мероприятий, что приводит к сдвигу приоритетов от решений конкрет-