Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть 6. Оформление результатов
исследования
Отчет о полевом исследовании с использованием качест-
венной методологии. Подготовка эссе по кейс стади. Под-
готовка отчета по результатам оценочного исследования.
Распространение и внедрение рекомендаций. Структура и
содержание дипломной работы.
Отчет о полевом исследовании с использованием
качественной методологии
Отчет о полевом исследовании может носить примерно следую- щую структуру. Во введении следует указать, что будет исследовано и почему, как вы выбирали тему, как формулируются исследовательская проблема, с какой целью проводится это исследование, какие шаги выполнялись для достижения цели. Здесь же следует указать несколь- ких авторов, которые, с вашей точки зрения, важны для выбора темы, для проведения исследования и анализа результатов.
Основная часть может состоять из нескольких разделов. Первый раздел можно посвятить обзору источников а) по исследуемой груп- пе (организации), проблеме; б) по методам исследования; в) по тео- риям социологии повседневности, феноменологической, интерпре- тативной социологии. Этот обзор может включать наиболее яркие, но не длинные цитаты, обрамляемые вашими комментариями. Вто- рой раздел посвящен собственно описанию процедуры вашего ис- следования: как вы входили в поле, выбирали информантов, брали интервью, что наблюдали, какие испытывали трудности этического, психологического характера, запретов на доступ к информации, как разрешали эти проблемы.
В статьях и отчетах, выполненных на основе качественной мето- дологии, присутствует рефлексия биографии автора как открытое на- мерение проявить потенциальные источники предрассудков или осо- бой идеологии исследования и дать читателю более информирован- ную основу для оценивания выводов. Поскольку качественные иссле- дования представляют психологические и моральные испытания для тех, кто их водит, в отчетах и статьях стало традицией указывать на те изменения, которые претерпела методология и мировоззренческие установки автора в ходе полевой работы.
Третий раздел может содержать описание ключевых информан- тов, персонажей повседневной драмы, рутины их деятельности, выяв- ленных практик, взаимодействий, символов, связей, ценностей…
Здесь же может быть помещено описание схемы организации или во- обще пространства исследуемого объекта. Сама схема может прила- гаться в конце работы или находиться здесь же. Четвертый раздел основной части может содержать анализ полученных данных. Здесь можно обосновать созданную типологию, проиллюстрировав ее при- мерами-цитатами, знаками.


196
Часть 6
Заключение подводит итог выполненной работе и должно содер- жать выводы, соответствующие целям и задачам (шагам), сформулиро- ванным во введении, и обобщать те сведения, которые находятся в ос- новной части. В конце заключения можно поставить вопросы или про- блему, требующие дальнейшего внимания. Что осталось непонятым?
Что было бы интересно исследовать дальше?
Приложение к диплому включает дневник наблюдения и другие ил- люстративные материалы. Список используемых источников оформляется по принятым правилам и соответствует полностью тем сноскам, которые имеются в работе.
Подготовка эссе по кейс стади
Кейс стади – это одновременно и стратегия полевого социологиче- ского исследования и форма представления собранных эмпирических данных. Структура такой работы включает, во-первых, вводную часть, в которой содержатся некоторые важные для понимания частных процес- сов общие характеристики объекта – например, численность персонала, характер оказываемых услуг, положение на рынке услуг, базовые количест- венные показатели; во-вторых, предметную часть, где представлено исто- рическое (в течение определенного промежутка времени) или содержа- тельное (описываются все важные и имеющие отношение к предмету ис- следования стороны объекта) описание какого-либо социального процесса в организации. В социальной службе, например, это может быть станов- ление и развитие организации, идеология ее работы, основные элемен- ты стратегии менеджмента, характер и взаимодействие различных групп внутри организации, особенности организационных культур.
Эссе по кейс стади может иметь разные цели, форму, объем и на- значение, но существуют некоторые общие требования, которые необ- ходимо учитывать при написании. Любое эссе – это научная работа, которая строится в соответствии с общими для такого рода дискурса правилами. Всякое высказанное автором утверждение должно следо- вать из полевых материалов, а в некоторых случаях – подкрепляться иллюстрациями (цитатами из интервью, документов, фотографиями, схемами). Доводы автора эссе должны быть логически связанными.
Язык эссе оперирует определенным терминологическим аппаратом, где каждое из понятий используется в общепринятом в научной среде контексте. Если вводится новое понятие, оно должно быть объяснено или обосновано.
Объем эссе составляет от 1500 до 3000 слов (3-6 страниц компью- терного текста). Работа начинается с заголовка и указания авторства, а также ссылки на источник материала, если он собран не автором эссе, а кем-либо еще. Помимо ссылок на опубликованный или неопубликован- ный источник, в начале работы можно высказать признательность за полученное вами разрешение использовать собранный материал.
Все источники, упомянутые в эссе, должны сопровождаться биб- лиографическими ссылками. Автор обязан указать источники всех приводимых в эссе цитат, цифр и иной информации – например, идей, которые вы прочитали где-либо, услышали на лекции, семинаре и в беседе с коллегами. Все аббревиатуры должны быть расшифрованы.


Оформление результатов исследования
197
Ссылки на источники оформляются в виде отдельного библиографи- ческого списка.
Во введении дается краткая характеристика исследуемого объекта
(службы, центра), определяются предметные рамки анализа – те соци- альные сюжеты, которые далее будут представлены в кейс стади. В этом разделе следует обосновать научный интерес к исследованию выбран- ной проблемы, проанализировать имеющуюся в этой области литерату- ру и предложить свой собственный путь исследования, аргументировать методологию и методический аппарат.
В основной части, рассмотрев конкретные факты, нужно отделить риторику практиков и администраторов, работающих в социальных сер- висах, их внутренние объяснительные схемы от реальных шагов в облас- ти политики и стратегии социального обслуживания, применения тех или иных практик контроля, рекрутирования специалистов, достижения необходимой степени осуществления властных полномочий. Постарай- тесь сформулировать содержательные, исследовательские вопросы и найти в кейс стади ответы на них. Например, такие: Разделяются ли ад- министративные практики на различных уровнях организационной ие- рархии в социальной службе? Что определяет конкретные решения со- циального работника в отношении конкретного клиента? Что в данной ситуации является рационализированной стратегией, что продиктовано сложившимися культурными формами, а что сложилось под воздейст- вием каких-либо внешних причин? Постарайтесь найти какой-то клю- чевой, наиболее интересный сюжет, выделить его и рассмотреть деталь- но, обосновать свои выводы.
Выделив в качестве основной какую-либо из проблем, связанных с осуществлением социальной работы – например, конфликт в организа- ции, методы работы с теми или иными группами клиентов, приятие или неприятие клиентами разных видов социальной работы, трудности, возникающие в связи с применением тех или иных методов социальной работы, эффективность управления социальной работой проанализи- руйте имеющиеся на эту тему работы. Попробуйте представить в эссе весь спектр представленных мнений. Какие сюжеты являются основны- ми, а какие – периферийными? Почему авторы обходят определенные вопросы, избегают ставить какие-то исследовательские задачи? Если рассматривать тематизацию в рамках избранного вами направления в историческом контексте, то что стоит за колебаниями исследовательско- го интереса, научной моды?
В заключительной части приводятся в сжатом виде интерпретации, сделанные в основной части. Если это возможно, желательно привести соображения относительно типичности описанного и исследованного вами случая, т.е. относительно возможности генерализации выводов исследования.
Написанное вами эссе может быть вынесено на публичную защиту.
Это значит, что вам необходимо выступить с докладом по проблемам, поднятым в вашей работе перед коллегами и членами экзаменационной комиссии, быть готовым ответить на вопросы аудитории и вступить в дискуссию. Лучше всего, если вы заранее продумаете возможные вопро- сы и возражения и свои ответы на них.


198
Часть 6
Подготовка отчета по результатам
оценочного исследования
1
Структура и содержание отчета определяются задачами, поставлен- ными перед началом оценки самими исследователями и другими заин- тересованными в нем лицами. Как уже упоминалось выше, полезно раз- рабатывать несколько вариантов отчетов – для рядовых исполнителей, руководства программы, заказчика. Представлять отчет необходимо как лицам, определяющим политику, для достижения непредвзятости, так и на низовом, рабочем уровне – это помогает понять, что и почему делают сотрудники, установить хорошие рабочие отношения с теми, кто в даль- нейшем сможет применить полученные результаты. Кроме того, это нужно для того, чтобы данные, полученные при оценке, выводы и реко- мендации могли использоваться как можно полнее.
Полный отчет обычно пишут для спонсора исследования и менед- жера программы. Для остальных (сотрудников, клиентов, публики) да- же талантливо написанный большой документ со множеством деталей не представляет интереса. Основные соображения необходимо изло- жить коротко и ясно.
Вначале излагаются основные результаты отчета. Это не научный труд, который необходимо начать с изложения истории вопроса, обзора предшествовавших отчетов, описания методологии. Читателю такого отчета интересны, прежде всего, полученные данные.
В начале необходимо представить обобщение наиболее важных ма- териалов для читателей, которым хочется быстро ознакомиться с ними.
Разных читателей интересуют различные вопросы. Клиентов интересует их выбор, их будущее. Аудитория, определяющая политику, заинтере- сована в общей картине. Обобщение, написанное для менеджеров феде- ральных программ, представителей фондов, членов советов, должно быть кратким, четким, освещающим и обосновывающим основные ре- зультаты. И хотя подготовка нескольких отчетов для разных читатель- ских аудиторий – занятие трудоемкое, это стоит сделать, если от распро- странения результатов исследования зависит возможность внесения изменений в политику или программы.
Каждый пункт отчета должен быть сжатым: работа, проделанная до данного исследования, цели программы, план действий, имевшая место деятельность, описание контекста реализации программы (спонсоры, об- становка, необходимая информация об истории программы, общее опи- сание уровня финансирования). Краткое описание участников, сотрудни- ков, роли менеджеров, а также продолжительности и других характери- стик программы поможет читателю лучше понять результаты.
Далее следует детальное описание результатов исследования, обсу- ждение поставленных вопросов, продолжительность работы, методы, использованные для сбора и анализа информации. Методологию иссле- дования стоит обосновать довольно кратко, так как детали будут сложны для непосвященных читателей, которым нужны лишь доказательства компетентно проведенного исследования. Полное описание сбора ин- формации и анализа, все таблицы данных можно дать в приложении.
1
В разделе использованы материалы из книги Ваисс К. Оценка. Методы изуче- ния программ и политики / Пер. с англ.: Программа Тасис, 2003.


Оформление результатов исследования
199
Примерная форма отчета по проведенной оценке
I. Обобщение результатов исследования
- поставленные вопросы
- краткое описание программы
- основные данные, полученные в результате оценки
- краткое описание полученных данных
- последствия
- рекомендации (по улучшению программы, изменению политики)
II. Проблемы, стоящие перед программой
- размеры, масштаб, серьезность
- предшествующие попытки их решения
III. Природа программы
- цели и задачи
- деятельность
- начальный план деятельности
- осуществляемая программа деятельности а. содержание б. частота мероприятий в. интенсивность, размах г. произошедшие со временем изменения д. соответствие, изменения по сравнению с начальным планом
- контекст
- спонсоры программы
- обстановка а. сообщество б. место в. оборудование
- история программы
- финансирование
- бенефициарии
- количество, их характеристика
- набор
- продолжительность участия в программе
- число людей, прекративших участвовать в программе
- другая релевантная информация
- персонал
- количество и характеристика
- продолжительность работы в программе
- другая релевантная информация
IV. Природа оценки
- основные вопросы
- проведение исследования
- форма исследования
- временные рамки
- методы сбора информация (кратко: детали в приложении)
- методы анализа (кратко; детали – в приложении)
- результаты
- открытия
- ограничения
- выводы
- интерпретация
- рекомендации
V. Сравнение с оценкой подобных программ (возможно)
VI. Предложение по дальнейшей оценке (возможно)
VII. Дополнительная информация
Приложение
- методология
- таблицы
- отрывки из интервью, дневников наблюдений

200
Часть 6
При описании результатов исследования имеет смысл сначала сделать выводы, а затем приложить обоснование. Можно также ука- зать и противоположные мнения; интерпретация полученных данных должна включать альтернативные взгляды заинтересованных групп, даже если исследователи с ними не согласны. При этом имеет смысл привести доказательства своих позиций, а также отметить ограниче- ния процедуры исследования (недостаток времени, небольшое количе- ство ответов, утерянные материалы). Давая рекомендации, следует их обосновать, а также подчеркнуть уверенность в том, что они приведут к позитивным изменениям, указать обстоятельства, при которых их бы- ло бы легче применить, объем и виды необходимых ресурсов.
Характеристики отчета
Ясность – отчет должны понять люди, имеющие отношение к оцениваемой программе и проводимой с ее помощью политике.
Наглядность – графические иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы привлекают внимание и должны включать всю необходимую информацию, передавать информацию в сжатом виде, понятном лю- дям без специальной подготовки.
Теория программы – в отчете стоит отметить, на каких теорети- ческих допущениях, на каких гипотезах основана программа, а также указать, можно ли оценить эту теорию, если, скажем, выяснилось, что на практике она была подвергнута воздействиям сложившихся в раз- ных организациях правил.
Своевременность – отчет представленный до принятия реше- ний, касающихся программы, имеет большой потенциал влияния на решение. Тщательно подготовленный отчет с важными результатами будет интересен всегда, и к нему будут возвращаться не раз после окончания оценки. Своевременная подготовка отчета демонстрирует надежность специалистов, проводящих оценку, их желание помочь.
Однако, если времени не хватает, то лучше представить промежуточ- ный отчет по особо важным и срочным вопросам, а более полный представить позднее.
Беспристрастность – признание сильных и слабых сторон от- чета, как и безоценочность суждений о достоинствах и недостатках программы имеют большое значение для читателей, которые в боль- шей степени доверяют таким текстам.
Распространение – следует указывать на контекст, в котором проводилась оценка, условия ее проведения, что позволит читателю судить о возможности распространения выводов исследования.
Включение взглядов представителей организации, реализующей
программу – некоторые организации считают необходимым включе- ние взглядов официальных лиц касательно результатов, полученных с помощью оценки, их выводов и рекомендаций. Такие взгляды мо- гут быть представлены в виде комментариев к разделам отчета или специального приложения.
Полезным бывает и составление отчета в жанрах, приемлемых для научного сообщества, преподавателей, которые могут оказать влияние