Файл: Решение 36р от 09. 06. 2007 Москва 2008 ббк 60. 5 Р 74 Учебное пособие подготовлено при поддержке Рособразования по аналитической ведомственной целевой программе Разви.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка качества социального образования
191
водители служб указывают, что те нерегулярно являются на работу или проявляют безответственность в выполнении поручений, хотя ру- ководители учреждений все равно подписывают им дневники практи- ки, тем самым подтверждая необязательный и нерациональный харак- тер этих отношений. Кроме того, снижает качество практики и слиш- ком большой размер студенческих групп, направляемых в организа- цию, а также недостаточно активные контакты с руководителями практики из вузов. Важно признать, что практика – это обучение, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, необходимо выстраивать тесные связи между деятельностью в социальной службе в период практики и знаниями, полученными на теоретических лекциях и семинарах, которые, в свою очередь, обязательно должны учитывать опыт деятельности учреждений социальной сферы, включая местный уровень. Особые требования должны предъявляться к человеку, осу- ществляющему супервизию и обучение студентов-практикантов, к ме- тодам и содержанию обучения в период полевой практики. Наконец, важно стратегически упорядочить проведение практики.
Исследования показывают значимость факторов, влияющих на процесс профессионализации
1
, – мотивации сотрудников социальных служб, связь академической сферы образования и практической соци- альной работы, структуры знаний и необходимых навыков у практиче- ских работников. В свою очередь, к факторам, влияющим на качество образовательного процесса, следует отнести и соответствие задач обуче- ния практическим задачам (соответствие теории задачам профессио- нальной практики, форма проведения, объем и организация практик); соответствие инфраструктуры задачам образовательного процесса (рас- писание, библиотека, методическое обеспечение); методы обучения (ак- цент на активных, интерактивных, творческих методах).
Скорее всего, от обсуждения в рамках дихотомии теория
/практика нам стоит перейти к поиску и признанию разнообразных путей «навстречу друг другу», благодаря чему мы сможем повысить качество практической подготовки социального работника и способст- вовать развитию теорий профессиональной практики. Близкая задача ставится и зарубежными экспертами. Скандинавские исследователи С.
Юлиусдоттер и Я. Петерссон считают необходимым для региона Се- верной Европы развивать интегрированную модель, которая придает равное значение как практике, так и исследованиям. Тенденции в странах этого региона таковы, что образование, ориентированное в первую очередь на практику, сейчас оказывается под давлением требо- ваний рефлексивной академизации, тогда как университетские про- граммы, ориентированные на исследования, меняют свои приоритеты в пользу так называемый чувствительной кооперации – сближения с практикой и диверсификации образовательных услуг, чтобы ими мог- ли воспользоваться сотрудники практических учреждений. Этот новый компромисс следует рассматривать не только как идеальный тип воз-
1
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Трудности перевода»: теория, практика и качество подготовки специалистов социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. №1. 2005. С.64-71.


192
Часть 5 можной трансформации, но и в качестве реалистичного осмысления новейших тенденций в системе образования
1
Вряд ли кто-то из отечественных преподавателей, ученых и чи- новников будет сегодня отрицать насущную потребность в экспертном знании компетентного специалиста по социальной работе, равно как и необходимость связи теории и практики, исследований и политики, образования и профессиональной деятельности. И хотя страх критики, так называемый антиинтеллектуализм, был характерен для предста- вителей правительства и администрации во многих странах с переход- ной экономикой, анализируя наш опыт, мы можем заключить, что от- ношения между местной администрацией и учеными меняются в те- чение последнего десятилетия кардинальным образом в направлении зрелого взаимного интереса и реального сотрудничества. Все более актуализируется и потребность в дебатах по поводу программ и меро- приятий социальной политики, в оценке эффективности на всех уров- нях ее реализации. Анализ политики на уровне принятия решений и их воплощения в конкретных учреждениях и проектах становится на- сущной потребностью. Политическому деятелю нужно уметь объяс- нять на языке цифр, на языке исследований, в чем заключается та или иная стратегия, почему она была принята, доказать, что действия, осуществляемые в рамках этой стратегии, не навредят кому-либо.
А директору интерната потребуется сделать расчеты и обосновать, на что истратить полученные фонды – на асфальтирование стоянки, фин- скую сантехнику или на развивающие игры для воспитанников и пе- реподготовку сотрудников по новым методикам обучения детей, кото- рых по старинке считают «необучаемыми». Руководитель социальной службы должен вскоре будет определять стоимость и качество предла- гаемых его организацией услуг, учитывая мнение потребителя, ресур- сы и квалификацию персонала. И лишь те социальные работники, ко- торые будут располагать адекватными эффективными инструментами решения своих профессиональных задач, будут пользоваться уважени- ем и спросом в своей организации, среди местных жителей и в общест- ве в целом.
Что касается преподавателей и ученых, критически настроенных в отношении современной практики социальной работы, то важно по- нять, что необходима не социальная критика сама по себе, а приклад- ные, или акционистские исследования, проведение оценки эффективно- сти действующих и экспертизы планируемых проектов с позиций нон- дискриминации.
Вопросы и задания
1. Что такое «профессионализация»? Как связаны профессионали- зация и исследования социальной работы?
2. Раскройте суть основных теоретических подходов к профессиона- лизации. В чем состоят ограничения функционалистского и атри-
1
Юлиусдоттир С., Петерссон Я. Общие стандарты по образованию в области со- циальной работы в странах Северной Европы – к постановке проблемы // Жур- нал исследований социальной политики. Том 2. № 3. 2004.


Оценка качества социального образования
193
бутивного подходов? Приведите примеры, иллюстрирующие кри- тический подход к профессионализации.
3. Раскройте особенности интерпретативного подхода к исследова- нию профессионализации социальной работы.
4. От чего зависит профессиональное развитие социальной работы?
Какие противоречия и конфликты вы можете обнаружить в этом развитии? Аргументируйте свой ответ.
5. Что такое «качество образования»? Расскажите о некоторых под- ходах к оценке качества подготовки в области социальной работы.
6. Предложите проект оценки качества образования в области соци- альной работы с использованием партисипаторных и акционист- ских подходов.
Литература
Ван Дам К. Некоторые особенности образования по социальной работе в Наймегене, Нидерланды // Журнал исследований социальной политики.
Том 2. №3, 2004.
Как провести социологическое исследование. Под ред. Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э. М.: Политиздат, 1985.
Качалов В., Прудковский Б. По поводу оценки качества // Высшее об- разование в России, 1999, №2, с. 54-58.
Коваль С.Н. Управление качеством образования. http:www.websib.ru
Константиновский Д.Л. и др. Социально-гуманитарное образование: ори- ентации, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦПИ, 2006.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. http: www.hse.ru
Крупнов Ю.В. Управление качеством образования и образовательная аналитика. http: www.spasem-shkolu.p-rossii.ru
Никитин В., Медведева Г. Направления и проблемы развития соци- ального образования в современной России // Журнал исследований соци- альной политики. Том 2. №3, 2004.
Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки спе- циалистов. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный инсти- тут, 2002.
Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы между- народных конгрессов Школ социальной работы. М.: Ассоциация социальных пе- дагогов и социальных работников Российской Федерации, 1997.
Профессии.doc. Социальные трансформации профессионализма: взгля- ды снаружи, вгляды изнутри / Под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой,
П.В. Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.
Романов П.В. Кадры социального обеспечения: зарубежный опыт и рос- сийская практика // Служба кадров и персонала. Апрель, 2006. С.33-37.
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Трудности перевода»: теория, практика и качество подготовки специалистов социальной работы // Отече- ственный журнал социальной работы. №1. 2005. С.64-71.
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Антропологические исследования профессий // Антропология профессий / Под ред. Романова П.В., Ярской-
Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр социальной политики и ген- дерных исследований, 2005. С.13-49.
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. История социальной работы: ме- тодологические аспекты // Нужда и порядок: история социальной работы в
России XX века / под ред. П.В.Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов:
Центр социальной политики и гендерных исследований; Изд-во «Научная книга», 2005. С.11-28.


194
Часть 5
Советская социальная политика 1920–1930-х годов: идеология и по- вседневность / Под редакцией Павла Романова и Елены Ярской-Смирновой.
М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007.
Солдатов А.В., Серов А. П. Методология организации обучения соци- альных работников. http:www.soc.pu.ru
Социальная политика в современной России: реформы и повседнев- ность / Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ,
2008. – 465 с.
Стандарты для руководителей практики при подготовке социальных работников // Социальная работа, 2002, № 4.
Старшинова А. Тенденции образования в области социальной работы: изучая европейский опыт // Журнал исследований социальной политики.
Том 2. №3, 2004.
Старшинова А.В. Тенденции образования в области социальной рабо- ты: изучая европейский опыт // Журнал исследований социальной полити- ки. №3. Т.2. 2004.
Уолш Э. Участие в переменах – профессиональная социальная работа в социальном развитии: куда идет социальная работа? // Обучение социаль- ной работе: состояние и перспективы. Материалы международных конгрес- сов Школ социальной работы. М.: Ассоциация социальных педагогов и со- циальных работников Российской Федерации, 1997.
Шанин Т. Западный и российский подход к подготовке специалистов //
Социологический журнал. 2001. № 1. С. 159–162.
Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики наших дней // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 18–43.
Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. №3. Т.2. 2004.
Экспертные оценки в социологических исследованиях / Отв. ред. С. Крым- ский. Киев: Наукова думка, 1990.
Юлиусдоттир С. и Петерссон Я. Общие стандарты по образованию в об- ласти социальной работы в странах Северной Европы – к постановке проблемы
// Журнал исследований социальной политики. Том 2. №3, 2004.
Ярская В.Н. Экзистенциальные смыслы и гражданские перспективы социального образования // Журнал исследований социальной политики.
Том 2. №3, 2004.
Ярская В., Ярская-Смирнова Е. Иностранное влияние на российские образовательные программы по социальной работе //Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / Под ред. Е. Ярской-
Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2008.
Ярская-Смирнова Е., Романов П. Гендер и этничность в учебниках по социальной работе и социальной политике // Социологические исследова- ния. 2006. № 5. С.117-126.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Теория и практика социальной рабо- ты: исследование «скрытого знания»// Антропология профессий / Под ред.
Романова П.В., Ярской-Смирновой Е.Р. Саратов: Научная книга, Центр соци- альной политики и гендерных исследований, 2005. С.258-290.


1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23