Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сти которым над сознанием давать нельзя, ибо они обесси- ливают и лишают равновесия». ГАЙ-1964. 86 5.
«Вреднее всего так называемые невольные мысли. Каждая сознательная мысль уже содержит некоторую организо- ванность, но хуже всего малые бродяги, которые без смыс- ла засоряют пути». ЗнАЙ. 534 6.
«Устремление должно быть однородным и собранным в од- ном канале, имеющем одно направление. В одно мгновение тысячи мыслей рождаются, и каждая стремится увлечь со- знание за собою. Велик вред неорганизованного мышления.
Если сущность всех проявлений заключается в мысли, то какова же должна быть культура мысли. Дисциплина мысли есть основное условие продвижения. И каждые из после- дующих врат открываются остриём отточенной мысли, чёткой, отшлифованной и целеустремлённой. Ведь мысль есть начало сущего. Потому ей отводится особое место».
ГАЙ-1953. 51 7.
«Думают все, но мыслить умеют лишь единицы. Мышление – это искусство, требующее большого умения и навыка.
Обычное мышление столь беспорядочно и неорганизован- но и настолько аритмично, что плодов не даёт. …Когда-то человечество придёт к возможности сознательно творить объединённой мыслью... Мощь согласованной коллектив- ной мысли народа или населения целой планеты неверо- ятна». ГАЙ-1963. 352
Сосредоточенность
1.
«Способность сосредоточения может быть развиваема бес- конечно. Сосредоточивать – значит собирать воедино. Со- брать воедино разбросанные по разным направлениям мысли – означает умение мыслью владеть и управлять ею.
…Степень его указывает на степень власти сознания над окружающим. …Не видеть, не слышать, не осязать и не чув- ствовать ничего, кроме того, на чём сосредоточена мысль, – будет достижением йога. …Можно сосредоточивать не толь- ко мысли, но и чувства, и волю. Мощь сосредоточенной воли
145
преодолевает обычную волю, как гвоздь заострённый мяг- кую древесину. Воля у всех, но сосредоточивать её могут очень немногие. Считают, что есть люди с сильной и сла- бой волей, но часто не учитывают того, что даже сравни- тельно несильная, но сосредоточенная воля сильнее другой – не сосредоточенной, хотя бы эта последняя и бы- ла в обычных условиях сильнее…» ГАЙ-1960. 11 2.
«Сосредоточить себя в духе – значит все энергии духа, устремлённые к различным вещам и явлениям плотного мира, вернуть обратно и собрать в фокусе сознания».
ГАЙ-1957. 110 3.
«Полнота сосредоточенности именно и означает всецелость неразделённого, неполовинчатого устремления микро- косма человеческого. Воля руководит собранностью созна- ния…» ГАЙ-1957. 239 4.
«Простое слушание музыки, или смотрение картины, или решение математической задачи для своего успешного про- ведения требует собранности и сосредоточенности всего человека, и в этом тайна успеха восприятия. …Неспособ- ность или, вернее, неумение многих сосредоточиваться тормозит их продвижение на пути познавания. Сосредото- чение тесно связано с напряжением, которого большинство избегает и боится. Именно любая работа “в поте лица”, то есть на пределе напряжения, до сих пор рассматривается как пугало или библейское проклятие, в то время как это есть основное условие каждого достижения. Путь наимень- шего сопротивления есть путь под гору, а не восхождение; эволюция же связана с напряжением и преодолением».
БНА. УС. 324 5.
«Сосредоточение и есть напряжение. …Основой сосредото- чения является усиленное углублённое спокойствие, осно- вой суетливости – беспокойство». ГАЙ-1953. 490 6.
«…Очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера кото- рого лежит в мире мысли. …И единая концентрация, до- пускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем
Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении под-
146

няться до Него. И такая концентрация, именно, продолжа- ется безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, всё делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своём любовь и присутствие этого Образа. …Также и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устрем- ление и предстояние перед Обликом Избранным, и устрем- ление это творится в мыслях и поступках каждого дня».
ПЕИР 30.06.1934 7.
«…Настраивается сознание постоянным памятованием о наинужнейшем. …Сосредоточение на наинужнейшем без любви невозможно. …Если хотите преуспеть, любить научитесь». ГАЙ-1971. 659 8.
«Чем сосредоточеннее внимание, тем большим проводом оно является и тем больше связывает сознание с объектом внимания. Но сосредоточенность на Высшем переносит со- знание в лучший мир, освобождая его от влияния тяжких условий преходящего момента. Внешние условия напори- сты. Они стремятся вторгнуться в сознание, как вода в не- заполненное пространство. И если сфера сознания не заполнена чем-то иным, не закрыта наглухо, внешняя сре- да неминуемо вторгнется в него. Природа не терпит пусто- ты ни в чём». БНА. УС. 392 9.
«Скрытую сущность явлений можно обнаружить путём со- средоточения сознания на них. …Но нужно отрешение от себя, от своих собственных мыслей и чувств. Сознание, наполненное мыслями о себе, лишено способности непо- средственного познавания людей и явлений, ибо самость слепит». ГАЙ-1959. 41 10.
«Всякое сосредоточение требует самоотрешения».
ГАЙ-1970. 367 11.
«…Устремлённый, сосредоточенный труд способствует долголетию. Он является зарождением гармонии. Он мо- жет помочь прозревать надземные познания». Надз. 575 12.
«…Умение сосредоточиваться и творчески мыслить при условии очищенной мысли не только очень полезно, но необходимо». ПЕИР 24.05.1936 147

Внимательность
1.
«…Внимательность должна быть развиваема с младенче- ских лет. Пусть она будет врождённой, но необходимо от- крыть ей двери. …“Без внимательности не можете изучать законы мироздания”». Надз. 954 2.
«“Нет земных слов для выражения Высших Сияний, но признаки их иногда можно замечать”. Научимся внима- тельности». МО-3. 525 3.
«К самому сложному можно приблизиться простейшим путём, главное – внимательность. Даже очень опытные наблюдатели растеривают её среди обыденности». Аум. 238 4.
«Действуя внимательно в земных отношениях, люди при- выкнут и к внимательности в Служении Высшем». Бр. 27 5.
«Утончённая внимательность появляется как следствие великой преданности. Из любви и преданности рождается уменье прислушаться к словам Учителя». Надз. 142 6.
«Внимательность есть основа накоплений; вниматель- ность есть подход к утончению восприятия, а мы знаем, что лишь утончённость даёт тонкое сознание и творческая мощь утверждается центрами тонких восприятий. Чем тоньше, тем выше, чем выше, тем сильнее! Ведь ничто так не задерживает эволюцию, как грубость восприятий!»
ПЕИР 3.12.1930 7.
«Полезны неожиданные вопросы, также описания случив- шегося, и очень полезны ежедневные записи. Известно, что даже очень спящая внимательность пробуждается от таких упражнений». ЗнАЙ. 551 8.
«Поставьте предмет в новое место, но если не заметят его, увеличивайте размер предмета и следите, какой слон наконец привлечёт “зоркий” глаз. Вообще, испытывайте и себя и других. …Простая внимательность продвинет уже на много ступеней. Так нужно приступить к образованию “ор- линого глаза”.
Один йог прослыл шутником, ибо незаметно переставлял разные предметы в домах. И на вопрос “зачем?” отвечал:
“Слежу, не ослепли ли вы?” Истинно, мало кто замечает
148

окружающие изменения. Но первый признак “орлиного глаза” – замечать малейшие перемены, ибо от них зависит вибрация целого». ЗнАЙ. 651 9.
«Малый скорпион поражает не менее большого, если он не замечен. Орлиный глаз нужен не гору распознать, но малую песчинку». ЗнАЙ. 262 10.
«Будем внимательны к каждому малому обстоятельству – в земном бытии трудно различить, где малое и где великое, где ненужное и где полезное». Бр. 35 11.
«…Чем внимательнее человек, тем большие красоты для него откроются. …Нужно уметь быть внимательным всегда.
Нужно вчитываться в окружающие обстоятельства, как в глубокую прекрасную книгу, данную для повседневного приложения». НКР «Вехи»
12.
«Жизнь любит, чтобы её наблюдали и учились на ней.

Каждое внимательное наблюдение требует отрешения от себя. Человек, наполненный собою и своими переживани- ями, глух и слеп к окружающему, ибо ничего не видит и не слышит, ибо всецело занят собою. Книга жизни закрыта для этих глухих слепцов».
ГАЙ-1955. 166
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31

Наблюдательность
1.
«Когда древние предлагали человеку познать самого себя, они прежде всего заботились о развитии наблюдательно- сти. Такой процесс не содержит ничего таинственного – человек должен стать внимательным к самому себе и к окружающему. Пусть люди помнят, что они ответственны за качество своих проявлений». Надз. 353 2.
«…Наблюдательность явно и щедро обогащает сознание».
ГАЙ-1954. 587 3.
«…Настоящая наблюдательность должна простираться на всё сущее». Надз. 302 4.
«Наблюдение есть шаг к справедливости». Общ. 2 5.
«…Обостряйте внимание, наблюдательность, развивайте способность справедливого суждения на жизни каждого дня». ПЕИР 16.01.1935 149

6.
«Терпимость есть одно из условий наблюдательности. Ис- тинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого представ- ления о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость. Какое же познавание может родиться из самости, отвергающей действительность? Много приме- ров, когда великие истины подвергались искажению вследствие нетерпимости». Бр. 409 7.
«…Будет крупным достижением воспитание наблюдатель- ности. Именно нужно воспитывать и развивать зоркость наблюдательности. …Обычно зачатки её должны быть упорно развиваемы на самых обыденных предметах.
…Ненаблюдательный человек подобен слепому и глухому.
Он не может воспринять высших проявлений. Он живёт в заклятом круге предубеждений. …Только ревностное вос- питание наблюдательности может преобразить даже са- мый обыденный быт. “Помогите слепым прозреть”, – так советовал Мыслитель». Надз. 821 8.
«Наблюдательность – основа продвижения. Без неё невоз- можно восприятие. Освой её… и овладей как инструментом познавания и творчества. Забыв себя, только открой глаза и уши и смотри и слушай. Если самость не помешает, от- кроешь новый мир. Она (наблюдательность) означает со- бранность и дозорное состояние сознания. Не может наблюдать человек, предавшийся эмоциям». ГАЙ-1952. 285 9.
«Кто не может обойти наблюдаемый предмет со всех сто- рон, тот не исследователь». МО-3. 509 10.
«Не умея наблюдать, ходит человек среди призраков, соз- данных его воображением, утеряв связь с действительно- стью». ГАЙ-1954. 581 11.
«Обычно те, кто не видят нового, не ведают и старого.
Наблюдательный, зоркий ум может усмотреть новое в каж- дом обиходном явлении, но такая привилегия принадле- жит уму открытому и не отрицающему». ПЕИР 31.07.1937 12.
«Каждый опытный наблюдатель уже знает, что осторожно нужно относиться к обобщениям: жизнь не исчисляет щедрость свою». Надз. 767 150


Творческая созидательность
1.
«Вечное, непрестанное творчество Жизни Великой окру- жает нас, и мы, будучи частью этого великого Творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием». ПЕИР 24.08.1930 2.
«Положительная созидательность есть основное качество духа человеческого». НКР «Знамя Мира»
3.
«Человек – это законный и прирождённый творец, и твор- ческая мощь эта – великое наследие человека. Высочайшее выявление творческой способности человека – это явление искусства. В области искусства человек достигает высших ступеней духа и творчества. …Высшая форма искусства не есть только повторение видимого. Это есть творческое со- единение как элементов земных, так и элементов, не имевших ещё своего выявления на земле. Человек пользу- ется безграничным океаном пространства. …Творчество – это космический закон. Творчество духа – это высший за- кон высшего сознания. Цель и назначение человека – тво- рить, погружаясь в океан безграничных возможностей духа». БНА. УС. 56 4.
«…Лишь ценности духа и творчества лежат в основе Бытия.
Только эти ценности будут спасением человечества».
НКР «Сожжение тьмы»
5.
«…Мы должны дисциплинировать себя в творческом мыш- лении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом». НКР «Прекрасное»
6.
«Созидательность, стремление к победе уже есть связь с ритмом Высших миров». МО-2. 357 7.
«…В основе земного строительства может лежать только сердце. Лишь через сердце мы можем опять приобрести неиссякаемое творчество и решать проблемы современных кризисов». НКР «Изучение жизни»
8.
«…Все тончайшие космические энергии проходят через сердце. Все тончайшие – значит, все самые мощные и все самые творческие. Но чтобы привлечь эти творческие энергии, нужно возжечь огни сердца. Итак, родные, горите всеми огнями!» ПЕИР 13.10.1929 151

9.
«Язык творчества и есть тот общечеловеческий язык, по- нимаемый сердцем». НКР «Правильный путь»
10.
«Без любви нет созидания». Аум. 158 11.
«Творчество властью любви космической беспредельно.
Пространство звучит утверждением закона космической любви». МО-3. 29 12.
«В каждом творчестве нужна сила мысли. Эволюция без мысли невозможна». МО-3. 600 13.
«Мысль, истинно, беспредельна, ей открыты области Кос- моса. Нет ограничений там, где царствует дух. Разве не есть чудо мысль, всепроникающая и являющая красоту Космо- са? …Даже если мысль не находит своего приложения на
Земле, она всё-таки огненно насыщает пространство этими творческими рекордами. Мыслеформы напрягают каждое жизненное назначение как огненный импульс жизни. Ис- точник творчества неиссякаем, когда жизнь наполнена мыслью. Потому мыслить – значит строить жизнь. Мыс- лить – значит утверждать формы жизни». МО-3. 150 14.
«Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ни- что не сравнится с силою мысли». НКР «Прекрасное»
15.
«Если бы человечество поняло, как величественен творче- ский импульс мысли, то каждая рождающаяся мысль вы- явилась бы на Общее Благо. Так каждая жемчужина духа творит лучшие возможности». Беспр. 770 16.
«Как пробудить плодотворность? Желанием красоты».
ЗнАЙ. 67 17.
«Ум и сердце не борются, только плывя океаном творчества».
ЛСМ. Зов. 16.02.1922 18.
«Ничего нет выше творчества, нет высшей радости, потому творите и радуйтесь!» ПЕИР 09.07.1935 19.
«Следите за напряжённостью творчества в каждом соци- альном построении. Верно то построение, где окрыляется разнообразное творчество. Если творчеству тягостно, это верный знак ошибки в построении. Этим ошибкам не да- вайте гнездиться. Зовите каменщиков, перекладывайте стены, пока песнь не зазвучит свободно». Общ. 162 152