Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скромность
1.
«Мы так скоро готовы стать великими посвящёнными и носителями особых Миссий… и т.д., но быть скромными исполнителями [Высшей] Воли и настоящими труженика- ми никто, почти никто не желает. Но лишь в великой скромности и простоте достигаются и высшие ступени».
ПЕИР 1.01.1952 2.
«Ваши скромные труды, овеянные лучшими мыслями, принесут лучшую жатву». ПЕИР 29.05.1946 3.
«Подвиг может быть проявлен в самой скромной жизни».
Надз. 840 4.
«Зорко различайте признаки будущего подвижника, героя.
Скромно опущены крылья героя, чтобы прекрасно взле- теть в час суждённый». НКР «Доплывём»
5.
«…Цените не по внешности и положению, но по мысли и по внутренним качествам. И, конечно, лучшие мысли и пре- данное сердце чаще скрыты поношенной одеждой и скромным положением. Цените малых сотрудников».
ПЕИР 21.08.1931 6.
«Цветы сердца – лучшее приношение, и самые скромные цветы собирают лучший аромат». ПЕИР 19.04.1953 7.
«Собравший сокровища и ценности земные, умирая, остав- ляет их на Земле и уходит в Мир Высший безо всего, ни- щим, нищим духовно, с пустыми руками. ...Можно блестящую жизнь провести на Земле и людьми быть отме- ченным, ничего не отложив в своё высшее «Я», то есть, оставшись духовно нищим. Можно прожить самую скром- ную и незаметную жизнь, духовные сокровища накопив и умножив. Всё в духе, и всё решает дух». ГАЙ-1955. 52 8.
«…При раздумьи не впадайте в смущение, но сурово сопо- ставьте истину с предложенными вам соображениями.
Помните, что смущение есть червь разложения.
…Некоторые думают, что смущение есть скромность, но ничего общего они не имеют. Смущение есть затемнение чувств, но именно деятели должны иметь чувства ясные и настороженные. Только в такой бдительности деятель за-
136
метит ехидну. …Мыслитель не уставал указывать, что дея- тель должен быть служителем высших законов». Надз. 508 9.
«Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо». МО-2. 105
Молчаливость. Краткость
1.
«…Осмотрительны будьте в словах и действиях ваших. Пом- ня, что слово серебро, а молчание золото».
ГАЙ-1959. 50 2.
«Правильное слово трудно находимо, но ещё труднее кра- сота молчания». ЗнАЙ. 385 3.
«Но какое это должно быть молчание? Люди полагают, что непроизношение звука уже есть молчание. Но для истин- ной мощи молчание должно охватывать и наполнять всё существо. Тогда приходит общение с Высшим Миром и об- разуется усиленная энергия. Мы знаем эти часы прилива энергии. Можно утверждать, что такое молчание есть са- мое высокое напряжение». Надз. 89 4.
«...Молчание есть знак напряжения. Давно сказано, что ти- шина громче грозы и вихря. Но многие ли поняли это кос- мическое соотношение?» Надз. 681 5.
«Надо учиться действовать в молчании. Надо понять, что молчание двигает и повелевает и что мощь действия мо- жет быть явлена лишь только в молчании. Истинное дейст- вие всегда совершается в молчании. Надо понять введение принципа молчания во все действия». ГАЙ-1953. 58 6.
«Молчаливое слово сильнее произречённого. Молчаливая мысль сильнее мысли, выраженной вслух словами».
ГАЙ-1956. 52 7.
«Молчаливость и сдержанность – охранители и накопите- ли сил». ГАЙ-1956. 853 8.
«Молчание – накопитель, слова – расточитель».
ГАЙ-1957. 471 9.
«Не поддерживайте спор с незнающими. Явите явное мол- чание, если знаете о невменяемости собеседника. Утвер- ждайте молчанием знание своё».
Общ. 255 137


10.
«Лучше промолчать, нежели неразумно разглашать. Мыс- литель весьма заботился, чтобы Его ученики не выдавали
Учения напрасно. Строгая дисциплина была установлена, чтобы слово не проникало туда, где оно не могло быть воспринято». Надз. 227 11.
«Когда увидите, как одним жестом производятся крупные решения, тогда станет ясно, как ценны слова не количест- вом и не внешнею формой, но внутренней сущностью.
Надо ещё короче говорить. Кузнец не должен дребезжать молотом». ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 7 12.
«Научитесь мыслить красиво и кратко. Многие не видят разницы между мыслью для действия или рефлексом моз- га. Нужно уметь пресекать рефлекторные спазмы, которые ведут к полусознательности. Развитие рефлекторной дея- тельности похоже на опьянение. …Яркую, непередаваемую ответственность приносит явление мышления». Общ. 101 13.
«Нужно приучиться к священной краткости. Не нужно ду- мать, что она достижима легко: в ней выражается и целе- сообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила. ...Можно собрать мощь в одном слове и тем сильнее будет следствие. Не поток, но молния будет символом при- каза. Много внутренних работ должно произвести самое сжатое, самое убеждающее». МО-1. 329 14.
«Хороша задача – труднейшее объяснить ясно и просто и глубочайшее – кратко и исчерпывающе. Глубина, крат- кость и простота евангельских формул пусть послужит примером. Как бы масса материала сгущается в краткую, чеканную форму. …В двух-трёх словах, в краткой формуле можно собрать огромную силу сгущённого кристаллизо- ванного Света». ГАЙ-1954. 11 15.
«Чёткость, ясность и краткость выражаемых мыслей дос- тупна немногим. Это качество мыслей можно ещё углуб- лять, и до такой степени, чтобы мысль приобрела крат- кость чеканной формулы. …Надо учиться мыслить чётко, кратко и красиво». ГАЙ-1970. 250 16.
«Значение важно, не форма. …Краткость будет признаком преуспеяния». ЗнАЙ. 284 138

1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31

Стремление к совершенствованию
1.
«Зачем вы живёте? Чтобы познавать и совершенствоваться».
Общ. 230 2.
«…Преодоление есть преуспеяние. …Жизнь есть борьба.
Люди даже боятся подумать о беспредельной борьбе. Они не понимают, что все Миры на испытании. Они прочтут та- кое утверждение и погрузятся в страх. …Много препят- ствий встретится в поисках совершенствования, и преодо- ление будет истинным совершенствованием. Только в борьбе обновляются силы. …Мыслитель говорил: “Преодо- левайте и восходите”». Надз. 799 3.
«Совершенствование необходимо, но оно должно начи- наться в своём внутреннем существе, в своём каждоднев- ном обиходе». ПЕИР 08.07.1954 4.
«Успех совершенствования начинается от самоусовершен- ствования». Аум. 211 5.
«Самоусовершенствование является труднейшим подви- гом. …Самоусовершенствование может быть лишь в утон- чении сознания, которое захочет иметь вокруг себя явления достойные». МО-1. 652 6.
«Решительно всё может быть исправлено, улучшено, и ни- что не закроет путь совершенствования». Надз. 55 7.
«Пусть все больше думают о самоусовершенствовании и о помощи ближнему по мере сил и способностей. В этом всё великое задание человека, весь смысл Бытия».
ПЕИР 07.05.1938 8.
«Дары совершенствования не приходят извне, но очаг пламенный живёт в глубине сознания. Человек должен усмотреть его, должен любовно оберечь его и может при- звать эти силы, тогда и внешняя Помощь может быть при- ложена». Надз. 704. Цит. по: ПЕИР 24.03.1942 9.
«Спросят: “Где же поиски совершенства?” Отвечайте: “Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно”».
ЛСМ. Зов. 19.07.1922 10.
«Именно любовь может помочь нам явить совершенство- вание жизни, потому, родные, сознательно поддерживайте
139
в себе пламенный очаг устремления. …Самой мощной из всех энергий будет ярая любовь, выношенная среди стра- даний и устремлённая к совершенствованию, в чем бы это совершенствование ни проявлялось. Потому, родные, ду- майте о сознательном совершенствовании, не позволяйте ни на минуту, чтобы эта сознательность покидала Вас, так
Вы начнёте настоящую Йогу и явите преуспеяние на всём пути Вашем». ПЕИР 24.03.1942 11.
«Каждое усовершенствование уже будет трудом человеко- любивым». ПЕИР 13.01.1934 12.
«…Только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совершенствования». Аум. 492 13.
«…Совершенствование происходит лишь в условиях посто- янного познавания…» НКР «Лики»
14.
«Совершенствование, познавание, любование – беспредель- ны. Велик магнит счастья». НКР «Счастье»
15.
«…Лучший дар, который вы можете принести человече- ству, – это улучшить себя, стать лучшими людьми».
СНР «Поднимая себя, поднять других»
16.
«Желание быть лучше, желание становиться всё более со- вершенным человеком должно быть постоянной внутрен- ней потребностью, которая, подобно разгорающемуся пламени, затронет все наши действия, все наши мысли и усилия». СНР. ИиЖ
17.
«…Люди не должны избегать действий и ответственности, но лишь думать при этом об усовершенствовании своих побуждений и качеств». ПЕИР 30.03.1936 18.
«Искусство ведь есть искание и выражение высшего со- вершенства во всём. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своём, приближается уже тем самым к области искусства».
ПЕИР 10.09.1938 19.
«Всё зависит только от нас. И всё это очень просто. Не нужно думать, что для духовных достижений нужны лишения или какие-то меры особые нужно принимать. Всё очень просто, если мы все будем каждый день делать что-то немного
140

лучше, чем вчера. Но мы должны сознательно подходить к этому: должны действительно сделать лучше, совершенно неважно что, лишь бы было устремление сделать лучше. И тогда увидите, как и обстоятельства меняются к лучшему».
СНР «Пусть каждый день будет днём Победы»
20.
«Существо жизни – добро, только человек, в нежелании со- вершенствования, предпочитает оставаться в невежестве, иначе говоря, во зле». Бр. 261 21.
«Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается проти- виться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах
“чаши” уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или позд- но это зерно прорастёт, и потому каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности». Надз. 373 22.
«…Каждый труд должен сопровождаться воодушевлением, ведущим к совершенствованию. Мастер любого ремесла знает, что даже каждодневная работа может быть направ- лена к постоянному совершенствованию. Побеседуйте с лучшими мастерами, и они подтвердят, что качество рабо- ты может быть непрерывно повышаемо». Надз. 461 23.
«Радостно сознавать, что самоусовершенствование не есть самость, но именно широкое добротворчество. Только в этом сияющем горниле Вы можете преуспеть». НКР «Единение»
24.
«Разве не велик подвиг – работа по самоусовершенствова- нию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить силы свои там, где явится возмож- ность?» ПЕИР 12.12.1934 25.
«В новых открытиях современности много дано человече- ству. Люди полетели, растворяя условные границы. Но с какою же вестью? Люди послали свой голос через без- брежные пространства, но каков этот зов? Мы имеем право совершенствовать Прекрасные открытия лишь во имя
Культуры». НКР «Зов о культуре»
26.
«…Совершенствование достигается не погружением в про- шлое, но неудержимым стремлением в будущее. Мы сове- туем… перенести всё сознание в будущее…» Сердце. 152 141

Дисциплинированность
1.
«Дисциплина – начало всего». ЛСМ. Озар. Ч. 2, XI. 4 2.
«Мы живём в материи, и мы должны подчиняться её зако- нам. Иначе она подчинит нас. Победа заключается в подчи- нении закону, то есть в дисциплине. Дисциплина и есть подчинение закону». ГАЙ-1953. 251 3.
«Нужно проявить дисциплину духа, без неё не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для сво- бодного она будет садом прекрасно-целебным. Пока дис- циплина духа оковы, тогда заперты двери и по ступеням в оковах не подняться. Можете понять дисциплину духа как крылья». ЛСМ. Озар. Введение
4.
«…Добровольност[ь]… будет самым близким условием дисциплины. Малейшее представление о насилии уничто- жает все достижения. Не только Учитель не заставляет, но и сам человек себя не насилует. Дисциплина добра есть са- морождающаяся радость. …И спокойствие йога не от замк- нутой невозмутимости, но от внутренней, пламенеющей радости, – таков путь дисциплины. Скажут: “Как легко!” Но они не знают, что радость есть особая мудрость». Надз. 559 5.
Если внешне незаметная «дисциплина может не быть це- пями, но претворится в радость ответственности, то можно считать первые Врата [совершенствования] открытыми».
ЗнАЙ. 163 6.
«Даже самая суровая и строгая самодисциплина духа, наложенная на себя.., несёт в себе не уныние, но радость, радость духа, нашедшего ещё одно освобождение. Так пра- вильное понимание самодисциплины даёт духу крылья».
ГАЙ-1954. 491 7.
«Нужно с малых лет твердить о свободе дисциплины духа».
МО-2. 97 8.
«Нужно понимать дисциплину как организованное, свобод- ное сотрудничество. Среди приёмов воспитания сердца свободная организация сотрудничества имеет значение.
Но пока притаится где-то принуждение, не может быть ра- зумного сотрудничества и желательного следствия.
142


…Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъеди- нение». Сердце. 571 9.
Важно понять «именно дисциплину, ибо иначе нельзя назвать добровольную гармонию». Бр. 13 10.
«…Нарушение дисциплины губит превосходные начина- ния. …[Оно] есть а-гармония, иначе говоря, самый вредный беспорядок. …Гармония устанавливается не мгновенно, нужно беречь все усилия, направленные к сложению гар- монии. Но она может оказаться птицей пугливой, и трудно снова привлечь её. …Мыслитель предупреждал: “Не нано- сите вреда мыслью и действием, легко разбить ценный со- суд. Чаще себе твердите об истинной гармонии”». Надз. 585 11.
«Только воля может дать дисциплину духа…» Иер. 28 12.
«...Развитие воли, начиная от обиходных мелочей и до вы- сокого самоотверженного действия, есть основа всякой дисциплины и достижения». ПЕИР 24.05.1936 13.
«Нужно начать с дисциплины над самыми малыми мысля- ми и затем уже создать мысль, двигающую горами. Совет о порядке малых мыслей есть начало оздоровления сердца.
…Ведь это требует лишь малого внимания и сознания ответственности». Сердце. 495 14.
«…Безмыслие есть хаос. Человек не может не мыслить, но различие велико между дисциплинированным гармонич- ным мышлением и шатающимся безмыслием». Надз. 182 15.
«Мысленные порхания без цели неполезны, ибо мысль за- трагивает объект устремления и беспокоит его. …Потому хорошо всегда мыслить во благо, чтобы даже невольно не принести кому-то вреда. Дисциплина над мыслью нужна всегда и является основой восхождения». ГАЙ-1954. 309 16.
«В постоянном сознательном устремлении энергия полу- чает дисциплину». Аум. 477 17.
«…Самодисциплина к Общему Благу есть самое близкое средство для великих достижений». МО-1. 443 18.
«…Сознание служения есть лучшая дисциплина». ЗнАЙ. 452 19.
«Необходимо признать дисциплину как спасительный ритм». Аум. 355 143

20.
«Именно самые занятые люди всегда найдут для всего время. …Занятой человек дисциплинировал свою психиче- скую энергию и выработал особый ритм, столь необходи- мый для правильного обмена психической энергии.
Судорожная недисциплинированная выдача энергии по- глощает массу сил, и такая затрата нелегко восполняется.
Потому такое благо заключается в каждом систематиче- ском или ритмическом труде». ПЕИР 10.05.1937 21.
«Лампа светит не сама по себе, а потому, что соединена проводом с источником световой энергии. Её задача в том, чтобы быть в исправности. Так и Служители света путём непрестанной дисциплины держали себя в исправности, в состоянии, требуемом для принятия Силы Высшей».
БНА. УС. 391
Организованность
1.
«Неуравновесие есть отзвук хаоса. Хаос есть антипод орга- низованной материи и всех живых форм. Гармония, строй- ность, организованность, число и мера лежат в основании каждой жизни…» ГАЙ-1963. 388 2.
«Человек – часть Космоса, микромир и, утверждая косми- ческое начало в себе и его принципы, приобщает себя к макромиру. Хаос аритмичен. Хаос – антипод закона и поряд- ка, то есть жизни. Каждая форма жизни – это организован- ная в стройное целое материя. Биение сердца ритмично, дыхание ритмично». ГАЙ-1961. 208 3.
«Творчество духа и заключается в борьбе со стихиями и непроявленным хаосом. Стихии нуждаются в обуздании, а хаос – в овладении им для проявления к жизни организо- ванной материи и её форм». ГАЙ-1959. 187 4.
«Организованность и контроль над мышлением безуслов- но необходимы. Много вещей и вопросов, над которыми думать заставляет сама жизнь. О них можно думать, но не больше того, чем они заслуживают. Продумав вопрос до конца и приняв решение, его тотчас же следует удалить из сознания и заменить следующим. Нудное думание о беспо- койных вопросах вызывается навязчивыми мыслями, вла-
144