Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8.
«Устремление, самоисходящее от духа, есть первое условие достижения. …Учитель может указать цель, объяснить её значение и указать путь к ней, но устремиться надо са- мому, идти самому и самому проявить инициативу».
ГАЙ-1956. 408 9.
«На первых ступенях ученичества самодеятельность долж- на быть особо утверждаема. Впоследствии она станет как бы врождённой, неотделимой от пути, но на том этапе, ко- гда ученик переходит от состояния опекаемого дитяти на ступень сотрудника, самодеятельность и напряжённая ак- тивность всего существа есть основной вопрос ступени.
Потому и получение обусловлено активной предпосылкой со стороны получаемого». БНА. УС. 310 10.
«Высшей формой деятельности есть [является] самодея- тельность, то есть действия, из сущности данного сознания самоисходящие. Это указывает на зрелость духа и на то, что готов он к выполнению Поручения. Поручение даётся, но методы и способы выполнения дух избирает сам, предо- ставленный собственному опыту, находчивости и смекал- ке. …Действие, совершённое под влиянием извне, ценности не имеет, ибо источник энергии имеет вовне. Но действие самоисходящее, утверждённое свободной волей духа, явля- ется уже творческим актом, порождающим следствия».
ГАЙ-1953. 627 11.
«Званые все, но избранным каждый делает себя сам. Лич- ная заслуга даёт венец духа, но не что-либо иное. Так воз- можности в руках каждого…» ГАЙ-1956. 84 12.
«Любите самодеятельность во всём самоотвержении».
НКР «Единение»
Самостоятельность
1.
«…Самостоятельность, самодействие, самоработство, само- защита, самопродвижение – основы преуспеяния. Когда у орла вырастают крылья, он летает один, без поддержки».
ГАЙ-1953. 538 2.
«Многое можно доверить тому, кто умеет стоять на собст- венных ногах. На поводу идти привыкшие – не надёжны.
162

Сам, сам, сам действую, сам отвечаю, сам устремляюсь. Ма- лого дитяти водят за ручку. Взрослый сам ходит, поэтому помощь оказывается лишь тогда, когда все возможности самостоятельных действий исчерпаны. Если бы человека, с младенчества начиная, всё время носили на руках, то хо- дить он так бы и не научился. Принцип самодеятельности и самостоятельных действий есть основа укрепления во- ли». ГАЙ-1954. 598 3.
«Путь, пройденный самостоятельно и без поддержки, бо- лее ценен и имеет большую заслугу, чем совершённый с помощью и поддержкой со стороны. Только сильные духи могут идти самоходом». ГАЙ-1966. 253 4.
«…Конечно, всегда рекомендуется наибольшая самостоя- тельность и находчивость в одолении встающих препятст- вий». ПЕИР 17.08.1934 5.
«Умение стоять на собственных ногах и действовать само- стоятельно указывает на зрелость духа». ГАЙ-1965. 115 6.
«Ценим самостоятельность действий, но когда она в созву- чии с Волею Высшей. Свобода человеческой воли в этом выражается. Воля свободна. Когда свободная воля устрем- лена к созвучию с Высшим, направление правильно».
ГАЙ-1954. 413 7.
«Завет йоги – всё сам, всё своими усилиями, всё самостоя- тельно. Слепому нужен постоянный поводырь, но кто же захочет быть всегда в положении беспомощного слепца.
Нужно приучаться к самостоятельности и к тому, чтобы действовать в одиночестве при полном осознании ответст- венности». ГАЙ-1955. 529 8.
«Лучше самому быть во всём и всегда воздействующим на себя, чем быть флюгером для чужого ветра. Лучше само- стоятельность во всём, даже с ошибками, чем безошибоч- ность чужая, ибо невозможно стоять на чужих ногах.
Совета можно спросить, но взвесив его». ГАЙ-1959. 120 9.
«Советчики, даже самые добрые, уходят, а принявший чужой совет с ним остаётся и вынужден нести последствия часто ошибочных советов. Лучше стоять на своих
163

собственных ногах и нести ответственность за свои, а не за чужие решения. Всё хорошо, и друзья хороши, но решения принимаются самостоятельно, не опираясь на чужие слова, обещания или чувства». ГАЙ-1966. 161
Самобытность. Индивидуализм
1.
«Наше Я не может раствориться или исчезнуть, но может и должно расширяться и вмещать. Задача Космоса не в том, чтобы слить всё в однообразное Единство, но в том, чтобы уявить величайшее разнообразие на принципе общей со-
лидарности. Именно, Космос есть великое Разнообразие в
Единстве! К чему вся дифференциация, бесконечность разнообразных проявлений и накоплений, если в конечном итоге

всё должно снова слиться в однообразном Единстве с утратою всех индивидуальных достижений. Нет, дости-
жение яркой индивидуальности во всём есть великая цель
Космического Созидания». ПЕИР 14.05.1945 2.
«Красота Космоса в разнообразии, и свет мысли, прелом- ленный через призму каждого индивидуального сознания, даст свою игру излучений, своё индивидуальное выраже- ние». БНА. УС. 180 3.
«Всё в природе индивидуализировано: и клён, и берёза, и дуб, равно как и каждый цветок и травинка. Многие вос- стают даже против термина «индивидуальность» и «инди- видуализм», не отдавая себе отчёта в том, что в действительности восстают они против эгоцентризма, эгоизма, себялюбия, самости... Творчество Шекспира, Тол- стого, Леонардо да Винчи неповторяемо индивидуально.
Неповторимы Байрон и Пушкин. …Истинное творчество самобытно и индивидуально. …Индивидуальность стоит на страже завоеваний человеческого духа». ГАЙ-1966. 221 4.
«В страхе и в ужасе невежества кто-то захочет, чтобы всё сущее стало бы неособенным, забывая, что тем самым он вычеркнул бы из бытия и возможности всех блестящих от- крытий, которыми сам же он так любит пользоваться. Ка- кие-то изуверы в разных областях могут вопиять против
164
всего особенного, иначе говоря, – против всего, чего они не знают. …Всё же находящееся на путях культуры отлично понимает, что неособенное есть смерть и тление, а особен- ное есть жизнь и преуспеяние. А разве сама жизнь, в её несказуемой тайне, не есть высшая особенность?!»
НКР «Доверие»
5.
«Индивидуализм не враг коллектива, но отдельный инст- румент в огромном оркестре. Враги коллектива не инди- видуальность, но самость, эгоцентризм и самовозвышение.
Культ себеслужения вредоносен необычайно. Но лучшая скрипка оркестра – его украшение и гордость. Индивиду- альное творчество писателя избавляет его от подражания.
Не самость, но индивидуализм, то есть самобытность и своеобразность творчества ценны. Индивидуальное влива- ется в общее как созвучное, гармоническую его часть украшая, обогащая и расширяя его». ГАЙ-1963. 368 6.
«Отрицание коллективного труда есть невежество. Лишь высокая индивидуальность найдёт в себе меру собиратель- ных понятий. Пока личность страшится собирательного труда, она ещё не индивидуальна, она ещё пребывает в удушении самости. Лишь истинное распознавание неру- шимости свободы может дать приобщение к коллективу.
Только таким истинным путём взаимоуважения придём к согласному труду, иначе говоря, придём к действенному добру. В этом добре зажигается огонь сердца, потому так радостно каждое проявление труда согласного. Такой труд уже необычайно усиливает психическую энергию».
МО-1. 288 7.
«Скажут: “Нужда родит героев”, – но ещё выше, когда ге- ройство зарождается самобытно, когда расширенное со- знание прозревает красоту подвига.
Пусть подвиг творится от ранних лет. Пусть дети почуют, что они уже могут само- стоятельно творить прекрасное. …Никто не научил их; ни- кто не подал им примера, но сознание подсказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то по- лезное». Надз. 744 165


8.
«…Около Вас собираются новые сотрудницы. Следите, что- бы среди них не появилось бы соревнования и даже намёка на ревность. Напоминайте им чаще, что каждый сотрудник имеет свой индивидуальный дар и неповторимое задание, никем другим не выполнимое. Духовные преуспеяния в их значении и разнообразии беспредельны. Итак, радуйтесь каждому новому проблеску нового осознания. Эти огни за- жгут костёр и принесут радость несказуемую».
ПЕИР 23.01.1951 9.
«…Если бы Вы угасили Ваше устремление к самопроявле- нию, Вы утратили бы наибольший магнетизм убедитель- ности и красоты. Каждая прекрасная мысль, каждое индивидуальное проявление красоты уже творит само по себе эволюцию и тем служит Общему Благу.
Общее Благо… есть великое сотрудничество с основами
Бытия, и эти Основы прежде всего являются законами проявления и самопроявления на основе Любви и Совер- шенствования. Не может быть ограничений в проявлениях, направленных к красоте (эволюции), потому никто не име- ет права пресекать или снижать проявления ради невеже- ства. …Никакие лекции или курсы не дадут того магнетизма убедительности, как одно вдохновенное само- проявление. Потому любите в себе эту возможность, не га- сите; именно, каждое самопроявление есть веха на пути эволюции. Каждое прекрасное индивидуальное проявление есть Жар-Цвет». ПЕИР 6.12.1943 10.
«Надо явить уважение к эволюции каждого человека и каждого существа. Все степени и ступени относительны по высоте, и каждый восходит по закону своей индивидуаль- ности. Не уважать можно лишь инволюцию, когда она яв- ляется попустительством или сознательным стремлением вниз. Во всех же случаях роста надо явить терпимость и понимание сроков свершений». БНА. УС. 209 11.
«Истинное творчество духа всегда самобытно. “Плавание в собственной ладье” предпочитается чужим кораблям, не- смотря на все их положительные стороны и преимущества».
ГАЙ-1972. 310 166

Почитание Высшего
1.
«Нужно в сердце нести почитание Высшего Мира как самое важное и прекрасное в земной жизни». Аум. 107 2.
«Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество – оно будет хуже зверей! Так можно рассматривать связь с
Высшим Миром как основу бытия». Аум. 42 3.
«Нужно поставить стремление к Высшему как сущность жизни и принять священное отношение к этому спаси- тельному устремлению». Иер. 57 4.
«Так приобщимся к Высшему Миру не по приказу, но по ве- лению сердца. Можно преобразить жизнь земную лишь связью с Высшим Миром, иначе страдания не уменьшатся, наоборот, они доведут до гибели. Невежество должно быть искореняемо, но лучшее просвещение явится Свыше».
Аум. 43 5.
«Силы духа могут вывести человечество из тупика, если оно очистит своё мышление. Каждый великий принцип является тем началом, которое возносит дух. Искание высших принципов есть первое задание. Сущее мира утверждается огненными принципами. Потому устремле- ние к Высшему должно быть явлением самым насущным.
Человечество должно задуматься над перерождением своих действий. ...Каждое стремление должно быть направлено к
Источнику Света». МО-3. 367 6.
«…Искания первопричины свойственны каждому мысля- щему человеку. Одни приближаются более утончённо, дру- гие более грубо, но все не минуют пути исканий. Но они собираются [неправильно] исследовать высшее без изуче- ния ближайших причин. …Кто сумеет усмотреть причины самых обиходных событий, тот может заглянуть и выше.
Усмотрение причин каждодневных происшествий утончит мышление». Надз. 374 7.
«Умеющий различать в самом малом присутствие Высшего
Мира – уже на пути восхождения. Именно, нужно во всём привязать себя к Миру Высшему. Без такой привязанности долог путь будет». Аум. 82 167


8.
«Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью». МО-2. 292 9.
«Только сердце, ничем кроме любви непокрытое, связывает нас с Высшими Силами. Ткань любви есть самая священная ткань». МО-2. 154 10.
«…Плоть груба, только сердце бьётся во имя Высшего Ми- ра». Аум. 83 11.
«Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира.
Ответит этому качеству только такая же любовь. Самое яв- ленное почитание не достигает назначения без любви.
…После уявления любви можно ждать соизмеримости с
Высшим Миром. …Поистине, великая любовь лежит осно- ванием Высшего Мира!» Аум. 80 12.
«Что же может сильнее соединить, как не мантрам: “Люблю
Тебя, Господи!” На такой зов легко получить луч познания.
Заметьте это». МО-2. 296 13.
«
…Современная Йога – связь с Высшим – должна осуществ- ляться среди обыденной жизни. Не уход от жизни, но пре- творение её заповедано. …Именно сердце может отворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяс- нить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспи- тание идёт впереди образования». Надз. 812 14.
«…Основа высшей этики – именно признание Вездесущего
Божественного Начала и Любовь к ближнему».
ПЕИР 01.02.1940 15.
«Четыре камня положите в основание действий ваших.
Первый – Почитание Иерархии». ЛСМ. Озар. Ч. 2, IX. 9 16.
«Каждый день и час человек приближается или удаляется от Мира Высшего. Пусть каждый качеством своего мышле- ния поможет своему восхождению и восприятию Мира
Высшего». Аум. 119 17.
«Сознание людей только и делает, что принимает новые
Иерархии. И делает это… гонимое в своём выборе корысто-
168
любием и чаще стадным чувством страха и жажды мести!
…Истинно, нужно понять и признать Иерархию… – созна-
тельную, сознающую свою ответственность и свободную от низменных человеческих чувств – Иерархию Знания и
Света». ПЕИР 5.02.1954 18.
«Священно, беспредельно будем растить любовь и почита- ние Учителя как целебное средство к возрождению». Иер. 59 19.
«Почитание Учителя Света в какой бы то ни было форме – строительно. Почитание связывает почитателей с Почита- емым и включает их в орбиту Света Великого Духа».
ГАЙ-1958. 13 20.
«Много пагубных следствий породила утрата уважения к
АВТОРИТЕТУ, одно из наиболее вредных – это отсутствие
СОИЗМЕРИМОСТИ, оно приносит духовное вырождение и разложение сознания». ПЕИР [13.05.1947]
21.
«…Не пресмыканием и страхом, но делами и поступками, и качествами [духа] утверждаемыми проявляется преклоне- ние перед Высшим. Лучше качества утверждать в приме- нении, чем шлифовать камни униженным лбом. Наступает век не рабства, но сотрудничества с Иерархией Света.
Наступает время Космического сотрудничества. Под этим знаком и идёт преображение мира». ГАЙ-1954. 568 22.
«Почитание Иерархии отлично от униженности. От почи- тания родится сила, от униженности – ничтожество. Будем различать эти два антипода. Благоговение и трепет перед величием Иерархии и Светом её ничего общего не имеют с униженностью, вблизи которой шевелятся серый страх, заискивание и раболепство. Почитание Иерархии и досто- инство духа не исключают друг друга…»
ГАЙ-1968. 566 23.
«Кто полагает ценность в плотном мире, тот нищ в Мире
Высшем». Аум. 190 24.
«Нужно глубоко осознать Мир Высший, чтобы под знаком его уметь перейти грязь улицы». Аум. 204 25.
«Скука не в Беспредельности, но в человеческой ограни- ченности. Не дадим серому дракону [обыденности] лико- вать... Так одоление повседневности есть почитание
Высшего Мира».
Аум. 319 169


1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   31